Это интересно
3964 | 0

Одиссея команды Зиганшина

Одиссея команды Зиганшина
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

20 июня 2017 года в Стрельне умер Асхат Зиганшин, участник легендарного 49-дневного дрейфа советской баржи Т-36 по Тихоиу океану...

Несколько лет назад ко мне приехал гость - епископ Сан-Францисский. Об этом узнал стрельнинский краевед и создатель музея «Морская Стрельна» Олег Павлович Вареник и предложил моему гостю встретиться... с почетным гражданином города Сан-Франциско Асхатом Зиганшиным. «С тем самым?!»

В 1960-е годы имена Асхата Зиганшина и трех его товарищей, выдержавших беспримерное испытание в открытом океане, гремели по всей стране, да и по всему миру.

В 1991 году Асхат поселился в Стрельне под Питером, его почти всегда можно было встретить на потрепанном катере, пришвартованном в Портовом канале, неподалеку от старой часовни св. Николая. Там я впервые его и увидела.

«СЫНОВЬЯ ПРОПАЛИ БЕЗ ВЕСТИ»

17 января 1960 года баржу Т-36 с командой из четырех солдат-срочников унесло от курильского острова Итуруп в открытый океан в эпицентр мощного циклона. На борту Т-36 находились младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов.

Ветер достигал шестидесяти метров в секунду. Они еще успели сообщить командованию, что пробуют укрыться на восточной стороне залива. После этого рацию залило, связь с берегом пропала. Попытки укрыться от ветра не удались. Вскоре мотористы доложили, что и запасы топлива в дизелях на исходе. Было принято решение выброситься на берег, но после нескольких попыток солярка закончилась и двигатели заглохли...

На второй день после исчезновения баржи на берег Итурупа выбросило спасательный круг с бортовым номером Т-36. Командование решило, что она затонула, разбившись о скалы, а экипаж погиб.

Родным отправили телеграммы, что их сыновья пропали без вести. Но этим не ограничились. Подозревая, что парни дезертировали, в поисках компрометирующих свидетельств произвели обыск в домах родителей, много дней держали в них засады. Родители и без того почти два месяца не находили себе места, не зная, что случилось с сыновьями, а тут еще такие подозрения...

КАША ИЗ САПОГА

А экипажу предстоял выматывающий 49-дневный дрейф в полторы тысячи миль при самых неблагоприятных условиях. В первые дни еще была надежда на спасение, но вскоре после случайно найденного в рубке обрывка газеты «Красная звезда» она пропала.

В газете сообщалось, что в указанном районе Тихого океана Советский Союз будет проводить запуски ракет, поэтому из соображений безопасности до начала марта там запрещено появляться любым гражданским и военным судам. К заметке прилагалась карта региона.

Экипаж Т-36 по звездам и направлению ветра прикинул, что дрейфует... в эпицентр ракетных испытаний. А значит, искать их там никто не будет.

Но самой большой бедой было то, что продуктов на барже почти не было, как и запаса пресной воды. Вскоре им пришлось есть то, что трудно было представить едой: ремешок от часов, кожаный ремень от брюк, кирзовые сапоги. Голенища разрезали на кусочки, долго кипятили в океанской воде, после этой процедуры их как-то можно было жевать.

Они вели счет дням по календарю в часах. Редкие корабли проплывали мимо, не замечая маленькую баржу. Последние дни дрейфа были очень тяжелыми, оставалось полчайника пресной воды, один сапог и три спички.

«На последнем отрезке пошли галлюцинации, - вспоминал Асхат. - Мы почти не выходили на палубу, лежали в кубрике. Сил совсем не осталось. Голоса какие-то слышали, звуки посторонние, гудки кораблей, которых в действительности не было... Потом, когда нас спасли, мы узнали, что потеряли по 30 килограммов веса...»

СПАСЕНИЕ

7 марта над головами закружили самолеты. Потом вместо самолетов очень низко появились два вертолета. «И тут уже мы окончательно поверили, что мучениям конец, пришла помощь! - рассказывал Асхат. - Стоим, обнявшись, поддерживаем друг друга. Из люков высунулись пилоты, сбросили веревочные трапы, показывают знаками, как подниматься, а мы ждем, когда кто-нибудь спустится на баржу, и я, как командир, поставлю свои условия: дайте продукты, топливо, карты, и мы сами доберемся домой.

Смотрим, авианосец, с которого вертолеты взлетели, разворачивается и начинает удаляться. И вертолеты следом. В этот момент мы по-настоящему струхнули. Из последних сил начали подавать американцам знаки: мол, дурака сваляли, не бросайте на погибель, заберите».

Четырех терпящих бедствие возле острова Мидуэй советских солдат спас экипаж американского авианосца Kearsarge.

ПРЕДЛАГАЛИ ОСТАТЬСЯ ЗА ОКЕАНОМ

Когда их привезли на берег, они проспали три дня. Проснувшись, сразу спросили, что с баржей. Выяснилось, что ее уничтожили в целях безопасности судоходства. Заметив беспокойство экипажа, им предложили остаться в Америке. Но Зиганшин твердо ответил: «Мы вернемся домой, что бы с нами потом ни случилось».

- Конечно, когда ребята пришли в себя, стали осторожно приглядываться к чужой жизни. Но с осмотрительностью, мало ли что... - вел беседу Асхат.

- А что настораживало?

- Да все! Чего это они такие добрые? Одели-обули в американское, кормят, всюду возят, лечат. Кто за все это будет платить? Мы же привыкли к очень скромной жизни. А тут изобилие... Но особенно, конечно, удивили цветные телевизоры. Они были всюду, и в номерах, где мы жили, тоже. А на одной встрече включили большой экран, и мы увидели в нем... самих себя в цветном изображении! Удивлению и восторгу не было предела! Но старались сдерживаться, не показывать виду... Нас ведь уговаривали остаться. Пугали, что нами КГБ займется. И это было вполне возможно. Баржу ведь утопили...

ПЕСНЬ О ГЕРОЯХ СЛОЖИЛ ВЫСОЦКИЙ

В Москве, несмотря на все опасения, их встретили очень тепло, поначалу даже звания Героя Советского Союза хотели дать, но ограничились орденами Красной Звезды. Об экипаже знаменитой баржи была написана книга, снят фильм, в котором прозвучала песня Владимира Высоцкого.

Другую песню написала Александра Пахмутова, исполнял ее позднее Егор Летов. Стиляги переложили на рок-н-ролльный мотив американский шлягер: «Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел второй сапог».

Хемингуэй прислал Асхату приветственную телеграмму, Тур Хейердал - теплое письмо. Писем и телеграмм было множество.

Если почетного гражданина города Сан-Франциско Зиганшин получил почти сразу, как пришел в себя после 49-дневного дрейфа в океане, то муниципалы Стрельны долго сомневались, надо ли отмечать скромного, ничем не выдающегося человека. О его подвиге они не знали, пока им подробно не рассказал Олег Павлович Вареник.

«А что он сделал для Стрельны?» - строго вопрошала чиновница? «А что он сделал для Сан-Франциско?» - прошибал муниципальную стену ревнитель истории Стрельны и ее летописец. И стена рухнула. В 2010 году Асхату Рахимзяновичу Зиганшину выдали удостоверение почетного жителя Стрельны за номером два. Удостоверение номер один получил Путин...

КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ГЕРОЕВ?

А после подвига была обычная жизнь. Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское училище, которое окончили в 1964 году.

Асхат поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, плавал в Финском заливе, сорок один год прослужил на одном месте.

Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником, его не стало в 2000 году.

Филипп Поплавский, поселившийся в Ломоносове, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году.

Анатолий Крючковский живет в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузня».

В последнее время Асхат никуда из Стрельны не выезжал. Похоронил жену. Растил внуков. Очень переживал о беде Украины. Вместе с Олегом Павловичем Вареником находил и спасал экспонаты для музея «Морская Стрельна».

В ту единственную встречу мы не договорили. Я собиралась встретиться с Асхатом еще раз. Хотелось снять его портрет, отраженный в стоячих водах Портового канала, в этой тихой гавани с безмолвными рыбаками по берегам. Но это был бы незаконченный портрет...

Я была потрясена его неразбавленным советским патриотизмом. Хотелось бы знать, как это чувство сохранилось, почему не корректировалось, не менялось, ведь жизнь была невероятно трудной и давала повод для сомнений...

Ольга Никитина.

РИА «НОВОСТИ» /Р. Кучеров,

Пресс-служба АДМИНИСТРАЦИИ МО

ПОС. СТРЕЛЬНА

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.