Сегодня 25 марта 2017 г., суббота, 07:06USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Это интересно

Летающие легенды

25 февраля 2016
hits 2594

На сегодня одно из самых престижных увлечений в мире - коллекционирование старых самолетов и полеты на восстановленной ретротехнике. Российские любители авиационной старины тоже достигли заметных успехов в этой области.

Сейчас в некоторых регионах страны можно полюбоваться на восстановленных крылатых ветеранов, которые летали еще 50-60-70 лет назад и теперь являются экспонатами частных коллекций, музеев, а то и вовсе реально действующими воздушными средствами передвижения.

БЕСХОЗНЫЕ ИЛЫ ОБРЕЛИ ХОЗЯЕВ

Говоря об этих последних, следует упомянуть пару гражданских Ил-14, восстановленных энтузиастами во главе с авиационным инженером, директором российского отделения Всемирной пилотской организации Андреем Ивановым и базирующихся на подмосковном аэродроме Большое Грызлово.

Такие «воздушные извозчики», построенные по проекту, разработанному в КБ Ильюшина вскоре после вой­ны, пользовались большой популярностью в СССР и некоторых других странах. Эти небольшие машины обслуживали местные авиалинии, были незаменимыми перевозчиками людей и грузов в полярной авиации... Век «четырнадцатых» оказался долгим: последние из них в России были сняты с эксплуатации только в 1991 году. Но, увы, многочисленные когда-то Ил-14 практически не оставили после себя вещественного следа: списанные старые машины уничтожали, отправляя на утилизацию.

Сейчас во всем мире сохранилось от силы 20 таких крылатых раритетов. Причем лишь единицы могут летать, и в этом списке - два «ивановских» самолета. Один из них долгие годы простоял на московском аэродроме в Тушине. Как рассказали авиареставраторы, судя по серийным номерам, данный экземпляр Ил-14 собран в 1957 году на заводе №30 «Знамя труда». Известно, что это был военный самолет - санитарный вариант ильюшинской машины (в грузовом отсеке сохранились даже специальные лямки для фиксации носилок). Впоследствии «крылатую санитарку» «демобилизовали», и она встала на прикол в дальнем углу летного поля, регулярно подвергаясь набегам сборщиков цветных металлов. Энтузиасты-любители авиационной старины смогли «усыновить» - переоформить на себя фактически бесхозный Ил. Потом на протяжении нескольких лет группа умельцев занималась реставрацией старой машины. К началу лета позапрошлого года «четырнадцатый» был восстановлен. Удалось получить разрешение на его взлет с тушинского поля. С северо-запада столицы крылатый ветеран взял курс на юг Подмосковья, где на аэродроме под Ступином уже дожидался его собрат - пассажирский Ил-14 под названием «Пингвин», который Андрей Иванов со товарищи смогли «поднять на крыло» несколькими годами раньше. Теперь оба «старичка»-Ила - участники различных авиашоу и ретропарадов.

Истребитель И-153 «Чайка»

ИСТРЕБИТЕЛИ ВОВ СНОВА В ВОЗДУХЕ

Настоящей авиационной сокровищницей является Музей техники Вадима Задорожного, расположенный в Подмосковье. В музейной коллекции сразу несколько боевых самолетов времен Великой Оте­чественной, причем часть из них, что называется, на ходу - восстановлена до летного состояния. В числе таких «старичков-летунов» истребитель И-153 «Чайка», находившийся на вооружении советских ВВС накануне и в первый период войны, его более совершенный собрат - «ишачок» И-16, на котором наши летчики в основном и сражались с асами люфтваффе в суровом 1941-м, скоростной высотный истребитель МиГ-3...

Кроме этого в коллекции есть еще несколько очень интересных машин. Например, советский истребитель Як-9, на котором сражался с фашистами командир эскадрильи 521-го авиационного истребительного полка Герой Советского Союза майор Иван Клещев. Или другой истребитель яковлевского КБ - Як-1. Поисковикам удалось выяснить, что за штурвалом этой боевой машины воевал в составе 20-го истребительного авиа­полка ВВС Северного флота младший лейтенант Демидов. В конце лета 1943-го во время очередного воздушного боя Як был поврежден и пилоту пришлось посадить его прямо на воду озера Кривое под Мурманском. Летчик в итоге сумел спастись, а его самолет ушел на дно и пролежал там без малого семь десятилетий, пока в 2012-м в результате долгих трудных поисков его не обнаружили и не подняли участники поискового отряда. После этого началась долгая и сложная эпопея восстановления реликвии. В коллекции музея есть даже английский истребитель «Харрикейн» («ураган» по-английски) - из числа тех, что союзники поставляли в СССР по ленд-лизу. «Ураганы» выпускали с 1937 по 1944 год не только в Великобритании, но и в Канаде. Из 14 тысяч изготовленных самолетов этого типа в музеях и частных коллекциях мира сейчас сохранилось не более четырех десятков.

Истребитель И-153 «Чайка»

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Как рассказал директор Авиационно-реставрационной группы и вице-президент Федерации авиареставраторов России Олег Лейко, отечественный парк «летающих легенд» уже насчитывает более полутора десятка ретросамолетов.

- Самая многочисленная группа таких ветеранов - знаменитые бипланы По-2, которые использовались в годы войны в качестве самолетов связи и ночных бомбардировщиков. Вот лишь один из примеров. Несколько лет назад пятеро «энтузиастов со средствами» объединились и заказали отреставрировать для них боевой кукурузник По-2: «Интересный самолет. На таком еще дед мой в войну летал!» На восстановленную ретромашину был затем оформлен сертификат летной годности, и она получила официальное право подниматься в воздух. Этот По-2 даже принял участие в авиашоу, проводившемся в Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, удалось полностью восстановить еще пару истребителей И-15бис довоенного выпуска. А недавно умельцы из новосибирского объединения «Авиареставрация» смогли завершить долгую работу над реставрацией легендарного штурмовика Ил-2 (до той поры в мире не было ни одного такого летающего Ила.)

Исходным материалом для реставраторов служат сбитые и упавшие самолеты, их обломки, которые обнаружены поисковиками в самых разных уголках страны. Из фрагментов нескольких однотипных машин можно собрать комплект «железок», необходимых как оригиналы при воссоздании ретросамолета. Если речь идет об образце, которому предстоит вновь подниматься в воздух, то значительную часть узлов и агрегатов, наиболее ответственные несущие конструкции нужно изготавливать заново: безопасность полетов прежде всего! Работа у авиареставраторов непростая. Приходится и с изуродованным ржавым железом возиться, и чертежи для создания деталей-новоделов готовить, и на станках работать, и слесарем отличным быть...

Среди восстановленных ретросамолетов есть даже немецкий «мессершмит» - он находится сейчас в уже упомянутом подмосковном Музее техники. Энтузиасты поиска старых самолетов уже давно «вели» этот немецкий истребитель, изучая архивы военного времени, но помог, как часто бывает, случай.

- В 1999 году пришло сообщение, что в окрестностях заполярной Печенги местные жители наткнулись на обломки сбитого во время войны немецкого самолета. Причем было похоже, что машину первыми отыскали сборщики металлолома. Крылья, фюзеляж лежали на земле, аккуратно сложенные друг на друга: видимо, «черные копатели» притащили останки откуда-то и приготовили к вывозу на пункт приема металла. Прибыв на место, мы определили, что это «Мессершмит-109 G6». В кабине обнаружился личный жетон летчика, по нему удалось определить, что найден истребитель Вилли Шламмера из 5-й воздушной эскадры, который был сбит в 1944-м. «Немец» пока отреставрирован «в статическом варианте»: у крылатой машины есть все узлы, детали, но летать она не может. Чтобы этот «мессершмит» «поднять на крыло», нужно привести в рабочее состояние его мотор «Даймлер-Бенц», а это очень сложная и дорогостоящая затея. В частности, для корпуса немцы использовали - ради уменьшения веса - магниевое литье, а при длительном воздействии воздуха и воды магний начинает разрушаться, так что нужно все эти фрагменты конструкции отливать заново.

Прокофий Скрижалин,

фото автора

ДЛЯ СПРАВКИ:

Во всем мире насчитывается лишь10-15 человек, которым удалось собрать настоящие коллекции авиастарины. В их числе американец Джерри Яген, он отремонтировал в штате Вирджиния заброшенный полевой аэродром, построил ангары и сумел собрать там десятки самолетов старых образцов (среди них есть и советские боевые машины), большая часть из которых восстановлена до летного состояния.

Просмотров: 2594
Поделиться
Высокая мода – удел эмигрантов Далее в рубрике Высокая мода – удел эмигрантов


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.