Общественные и социальные новости
2976 | 0

«Отдельно от мотоцикла себя не чувствую»

«Отдельно от мотоцикла себя не чувствую»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Есть профессии, в которых присутствие женщин кажется ошибкой. Профессия каскадера из них. Анна Флегонтова - одна из самых востребованных в этом отчаянном деле. Как ленинградская девушка стала такой, какая она есть? Невероятно смелой исполнительницей самых рискованных трюков. Мы беседуем с ней на базе мотоклуба «Ночные волки», где Анна работает постановщиком трюков.

С четырех лет она занималась фигурным катанием, училась в художественной и музыкальной школах. А еще была школа верховой езды. Однако и простые детские радости девочку не обошли стороной. Как она сама признается, была даже поставлена на учет в детской комнате милиции, что случается с одаренными подростками довольно часто.

При этом еще года в три она знала, что будет ездить на мотоцикле. Такая вот проницательность. Ее первый тренер по мотокроссу - пятикратный чемпион мира Геннадий Моисеев - научил ее своему опасному мастерству. Аня признается, что самое первое ощущение от занятий мотокроссом - это чувство легкости, когда человек выходит из телесной оболочки и становится полностью свободным.

У ЛОШАДЕЙ ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ

Уже в 12 лет она готовила лошадей к съемкам знаменитых «Трех мушкетеров». Учила актрису Александру Яковлеву ездить на лошади во время съемок «Человека с бульвара Капуцинов». То есть с ранних лет была близка к большому кино. Дорожка оказалась заманчивой - на всю жизнь.

О лошадях говорит так: «Как ты относишься к ней, так она относится и к тебе. Все как у людей». В непростые 90-е снималась уже как дублер. А название первого фильма не вспомнила. Помнит только, что по сюжету ей надо было провезти 140-килограммового актера на мотоцикле. Актер ей ногу и сломал - упал вместе с мотоциклом на девушку.

Она сейчас со смехом вспоминает те перестроечные фильмы, когда сначала снимали натуру, а уж потом подгоняли под нее сюжет. Первый гонорар дали десятирублевыми купюрами, и она повезла его в авоське в метро - на костылях. Тогда и не такое случалось. И втянулась в эту странную и обожаемую всеми подростками профессию.

ВЕЛИКОЕ СЛОВО «НАДО»

- Я же в СССР воспитана, говорили великое слово «надо», я и делала. А то, что мало платят, таких мыслей даже не возникало...

Ей нравились ощущение новизны, необходимость принимать решения за один миг. Это очень острое чувство опасности - когда время замирает, когда его вообще нет. Она считает, что в экстремальной ситуации человек останавливает время сам. И уточняет: «Вроде бы все медленно, а на самом деле очень и очень быстро. Бывало, переворачиваюсь на мотоцикле, лечу, мотоцикл на меня падает, а успеваю заметить - травка зеленая, муравьи ползают».

Лет 15 назад автор этих строк видел, как Аня очень неудачно, как говорят каскадеры, «пришла» во время исполнения трюка на каком-то шоу. Сейчас она даже не помнит, через сколько кузовов автомобилей должна была пролететь на мотоцикле. Расскажу, как все выглядело со стороны: разгон, полет и невероятной силы падение, сопровождаемое соответствующими звуками. Далее спорадическая суета ассистентов, носилки скорой. А вот как рассказывает об этом Аня:

- Трюк незапланированный, надо было заполнить паузу. Места на разгон мало, накидали поверх льда шлак, поехала. А когда «приходила», сломался трамплин. Мотоцикл на долю секунды «залип» на мостике (то есть замер), и я вместе с ним полетела, отпустила его только (первое правило падения на мотоцикле - отбросить как можно дальше и падать без него). После удара увезли в больницу, там трое суток в реанимации. Сломан позвоночник, и только утром выяснили, что еще и шея. Дальше смех и грех. Врач вытащила вату из моего матраца и набила ею каркас, сделанный из обувной коробки, вот такой самодельный бандаж получился.

АСФАЛЬТОВАЯ БОЛЕЗНЬ

Спрашиваю о других травмах, она со смехом рассказывает:

- Как-то вену на ноге пробила на соревнованиях. Больно, кровь пульсирует, снег вокруг красный. Мужики, как увидели, так и поплыли. Слабые они у нас бывают. А в другой раз умора была - врезалась на съемках на спортбайке в припаркованный автокран. На мне защита была солидная, лежу и думаю: все, хана мне. А сломала только мизинец на ноге.

Анна не помнит, в скольких фильмах она снималась. Говорит, что их порядка 500. Согласитесь, звучит солидно.

- Ты пойми, снимаешься ведь в фильме с одним рабочим названием, а потом его меняют. Что мне следить за этим? Да я на одном месте никогда не бываю, всегда в разъездах, сегодня один город, а завтра другой проект, другие люди.

Что важно для новичков в этой профессии?

- Чем тратить деньги на лечение «после», лучше потрать их «до», например на один трековый день с инструктором. Бесполезно советовать надевать защиту - все равно никто не слушает. Бывает, что смотрят на разбившегося мотоциклиста, кивают, а потом едут без защиты. Надо помнить, что любой «асфальт» - это минус одно лето, когда и на пляже не позагораешь, и не повернешься лишний раз, если жив остался. Держите в голове, что асфальта на всех хватит...

И тут же вспоминает удачный опыт городских властей, когда в краску дорожной разметки добавляли стекло. Сцепление с дорогой от этого резко улучшилось. Мотоциклисты поймут: когда на мокрой дороге приходится тормозить на разметке, то результат, как правило, аварийный.

ПОВЗДОРИЛИ С МАССОВКОЙ

Спрашиваю о блокбастерах, в которых она снималась. Это, например, «Дневной Дозор», где Анна падала, проваливалась, отлетала от взрыва. А еще был фильм «Метро». Там случился у группы каскадеров конфликт с массовкой. Дело в том, что в кадре каскадеры снимались вместе со статистами. Снимались человек 100 и среди них 50 трюкачей. И когда надо выбить окно, выскочить в него, то это, само собой, делают дублеры, а массовка сидит.

Для съемок сделали пластиковый стометровый тоннель, залили воду, и по ней бежали и каскадеры, и массовка. Начинается сцена с потока глубиной по щиколотку, а потом поднимается по грудь. Массовка решила, что каскадеры - это расходный материал, и толкалась, не думая о том, что им еще и трюки делать. У каскадеров все рассчитано, каждое движение и каждая мелочь. Толкаются, а ребята ноги разбивают. Аня признается: «В следующем дубле и мы потолкались. Помогло - больше никто не мешал». Сколько обычно бывает дублей? Аня: «Дело это непростое, трюк есть трюк, и стараются его снять одним дублем, тут все от оператора зависит и от количества камер. На съемках «Не родись красивой» актер, игравший курьера, умел ездить на мотоцикле, но оказался человеком с головой - ему же еще в других эпизодах сниматься - и попросил его продублировать. Почему нет?»

В другой раз надо было вывалиться из машины на ходу. Она объясняет: «Когда выпрыгиваешь из-за руля, то ни в коем случае нельзя смотреть на разметку. Скорость при съемке километров 30, а кажется, что все 120. Учти, что в этом случае еще один каскадер сидит под ногами и подруливает. А я посмотрела... И вот падаю и думаю: какая же я дура! Три дубля отсняли. А еще постановщик говорит: постарайся не группироваться. Для эффекта. И как начало меня бросать по асфальту! Три дубля отсняли...»

В России, как считает Анна, сейчас примерно сотни две трюкачей. Это люди не бесправные, есть свой профсоюз, и перед съемкой каждому оформляется страховка. Но все равно в среднем раз в год кто-то сильно «прикладывается», как говорит Анна. Бывает, что насовсем.

О своем будущем Анна говорит так: «Я себя отдельно от мотоцикла не чувствую».

Дмитрий Кафанов

Фото Т. Павловой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.