Новости экономики и финансов
4510 | 0

Помощь регионам не будут «размазывать тонким слоем по всему пирогу»

Помощь регионам не будут «размазывать тонким слоем по всему пирогу»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По региональным бюджетам кризис бьет больнее, чем по федеральному. Затухание экономической активности на местах усугубляется сокращением финансовой помощи Центра и одновременно увеличением долгов. 

Регионам все труднее становится, что называется, сводить дебет с кредитом, проще говоря, концы с концами. Обостряющейся с каждым днем социально-экономической ситуации в субъектах РФ на днях было посвящено заседание президиума Госсовета.

«Хочу обратить ваше внимание на повышение эффективности бюджетных расходов, - заявил Владимир Путин. - Их механическое сокращение - а где-то действительно нужно оптимизировать, и это очевидный факт - это самый простой, но недопустимый подход».

Тот факт, что федеральный центр решил на 10% сократить бюджетные расходы, не должен означать, что помощь регионам надо сворачивать. Однако, по словам президента, ее нужно оказывать эффективно, адресно и вовремя. «Бессмысленно размазывать тонким слоем по всему пирогу, нужно оказывать помощь именно нуждающимся - тем людям, которым без поддержки действительно тяжело», - уточнил Путин.

В первую очередь правительство должно обратить внимание на долговую нагрузку регионов.

«Сейчас разрабатываются меры по замещению рыночных заимствований регионов кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование ими», - сообщил Владимир Путин. По его словам, нужно оценить эффективность процедуры выдачи таких кредитов и выяснить, какие еще меры нужно принять, чтобы облегчить положение регионов. Многие субъекты РФ брали коммерческие кредиты «в других финансово-экономических условиях». «И сегодня получается, что на обслуживание кредитов нужно все больше средств, которые отвлекаются от инвестирования, решения задач развития», - пояснил президент.

Тема, которой было посвящено заседание президиума Госсовета, не нова. Весной прошлого года Путин уже проводил совещание со своими полпредами в федеральных округах. По его итогам президент подписал перечень поручений правительству, среди которых был пункт: «Представить в установленном порядке предложения о полном или частичном замещении долговых обязательств субъектов Российской Федерации по кредитам, ранее предоставленным коммерческими банками, бюджетными кредитами». Срок исполнения этого поручения истек 1 августа 2014 года. Однако складывается впечатление, что меры по замещению коммерческих кредитов регионов бюджетными все еще находятся в стадии разработки.

Собственно говоря, низкая исполнительская дисциплина кабинета министров - тоже далеко не новость. За это правительству неоднократно доставалось от президента. Но одно дело медлительность чиновников в так называемые тучные годы (высокие цены на нефть и отсутствие западных санкций) и совсем другое сегодня, когда кризис встал во весь свой пугающий рост.

По оценкам главы Минфина Антона Силуанова, федеральный бюджет в 2015 г. может недосчитаться 2,6 трлн рублей. Под сокращение подпадут все статьи бюджета, кроме оборонных. Соответственно и урезание финансирования региональных бюджетов составит как минимум 10–15%. Эксперты ожидают, что в рамках утвержденного на этот год антикризисного плана правительство направит 160 млрд рублей на кредитование субъектов РФ. В первую очередь помощь, по всей вероятности, получат Крымский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Сложность проблемы усугубляется еще и тем, что сегодня из 85 субъектов Федерации лишь 14 являются так называемыми донорами. Именно они-то и «кормят» страну. Вот эти передовики: Калужская и Ленинградская области, Москва и Московская область, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Самарская, Сахалинская и Свердловская области, Татарстан, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область. Остальные регионы, так называемые реципиенты, зависят от дотаций федерального бюджета.

Задача правительства – при распределении средств сделать так, чтобы не было слишком бедных и слишком богатых регионов. Определенные меры для этого принимаются. Скажем, региональным властям дали право устанавливать собственные местные налоги и сборы, например, с малого бизнеса. Логика тут такая: если повышение налоговой нагрузки приведет к экономическому спаду, сворачиванию предпринимательства, региональное начальство будет само за это отвечать, не кивая на Москву. Хотя именно это и будет самым трудным. Многие регионы привыкли «ходить с протянутой рукой» и во всем полагаться на федеральный центр. Очевидно, однако, что кризис подстегнет Кремль интенсивнее менять губернаторов, по старинке жалующихся на «объективные трудности» и плодящих долги своих регионов.

Игорь Минаев

Фото: mirnoe.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.