Новости экономики и финансов
4798 | 0

Налогоплательщиков заставят скинуться на помощь миллиардерам

Налогоплательщиков заставят скинуться на помощь миллиардерам
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий компенсировать из федерального бюджета ущерб, нанесенный нашим гражданам или компаниям «неправосудными» решениями иностранных судов.

О том, что такой документ подготовлен единороссом Владимиром Поневежским, в Госдуме стало известно еще весной, когда Киев пригрозил конфисковать имущество российских компаний и лиц, причастных к событиям в Крыму. Поскольку компенсировать возможные потери предлагалось из госказны, потребовалось заключение правительства. Оно оказалось отрицательным. Однако законопроект все же был внесен в нижнюю палату - в тот самый день, когда стало известно, что накануне итальянские власти арестовали недвижимость российского бизнесмена Аркадия Ротенберга. В то, что это совпадение, не поверил никто. Механизм такой: если иностранный суд подверг аресту имущество гражданина РФ или компании, те обращаются в российский суд и просят компенсировать потери. Деньги пострадавшему перечисляются из федерального бюджета. Затем РФ вправе обратиться с иском о возмещении потерь к зарубежному государству, чей суд вынес несправедливое с нашей точки зрения решение. А чтобы оно оказалось в нашу пользу, на имущество и счета обидчика в России могут наложить арест. Если у него здесь ничего нет, аресту подвергнут имущество государства-обидчика, включая здания посольств, консульств, пользующихся международным иммунитетом.

Собственно, против этого-то произвола, попирающего нормы международного права, и выступило правительство. Однако не у него решающий голос - по воле Кремля проект может легко стать законом. Получается странная вещь. Налогоплательщиков заставляют из своего кармана оплачивать арестованное добро частных лиц, людей далеко не бедных. Нетрудно предположить, что после ареста итальянских активов, по утверждению тамошней печати, на 30 млн евро, г-н Ротенберг и без всяких компенсаций за наш с вами счет по миру с сумой не пойдет. Хотя, конечно, ему должно быть обидно. Тем более что, по сообщению Финансовой гвардии Италии, арест на его активы был наложен в рамках процедуры по «предотвращению, сдерживанию и пресечению финансирования терроризма и государственной деятельности, угрожающей международному миру и безопасности». Ну это итальянцы хватили! На самом деле, думается, на Ротенберга наехали за то, что он один из фигурантов санкционных списков Евросоюза и США. Попал туда в июле этого года с группой других толстосумов, названных, как и он, «давними знакомыми президента Путина». Конечно, итальянцы те еще гуси. Мстить человеку за то, что он входит в ближний круг президента РФ? Законом здесь и не пахнет! Однако это все-таки не значит, что мы должны скидываться на утешение господ миллиардеров. В санкционных списках оказались десятки чиновников, депутатов, бизнесменов. Если начать компенсировать им возможные потери активов за бугром, от бюджета останутся рожки да ножки.

Хитрость законопроекта заключается еще и в том, что если кто-то вывел капитал из России за рубеж и при этом не может объяснить, откуда деньги, у него появляется прекрасная возможность их легализовать. Да и насколько вообще оправдана практика подгонки законов под конкретных людей? У нас же это происходит сплошь и рядом. Вот еще пример: для того чтобы стать сенатором, надо прожить в регионе, от которого выдвигаешься, 5 лет без перерыва или 20 - в совокупности. Так вот на днях в Госдуму был внесен законопроект, отменяющий ценз оседлости для чрезвычайных и полномочных послов РФ. Сами думцы говорят, что подобные инициативы совершаются под конкретных лиц. О каком качестве работы верхней палаты (ее еще называют «палатой регионов») можно говорить, если туда попадают в том числе люди, которых в регионах знать не знают, а государство превращает серьезную законодательную работу то ли в ссылку, то ли в почетный пенсион?

Максим Грегоров

Карикатура А. Хорошевский

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.