События в мире. Новости политики
3682 | 0

Родина Ленина не стала для НАТО транзитным вокзалом

Родина Ленина не стала для НАТО транзитным вокзалом
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

НАТО так ни разу и не воспользовалось транзитом грузов из Афганистана через Ульяновск, который был согласован с Россией в прошлом году.

Официальной причиной стало недовольство чиновников альянса завышенными ценами на услуги российских компаний-перевозчиков. По словам представителя НАТО, стоимость транспортировки одного контейнера через узбекский Термез - 30 тыс. евро, через Ульяновск - 50 тыс. По версии НАТО, власти РФ настояли на обслуживании маршрута российскими перевозчиками. Те, в свою очередь, непомерно завысили цены, что сделало непривлекательным этот вариант для стран-участниц возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности (МССБ). Их представители настаивали на передаче уполномоченной альянсом зарубежной компании права организации всего транзита - в ее функции входило бы заключение соглашений с его непосредственными участниками. Но это предложение было отвергнуто Россией. А ведь год назад договорились, тогда цены, объявленные российской стороной, НАТО и МССБ почему-то не смущали. Российские перевозчики радостно потирали руки, надеясь, что львиная доля из более чем 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. транспортных средств, которые МССБ планировали вывезти из Афганистана, отправятся в Европу через Ульяновск, тамошний аэропорт Восточный. Учитывая, что стоимость транспортировки одного контейнера составляет $5-6 тыс., а их должно быть несколько тысяч в месяц, денежки получались очень даже неплохие. Однако, увы, запущенный год назад проект транзита так и остался невостребованным. На улице патриотически настроенных политиков, в частности из думской фракции КПРФ, случился праздник. Призывали же они «остановить реализацию затеи, представляющей угрозу безопасности страны». Их в конце концов услышали, правда, не в Кремле, а в американском Белом доме. В общем, не срослось. Возможно, НАТО действительно не хочет переплачивать нам за транзит, но, думается, основная причина отказа лежит вовсе не в коммерческой плоскости. Ведь в случае перевалки грузов через Ульяновск Москва получила бы не только экономическую, но и политическую выгоду. Могла сказать, что принимала деятельное участие в стабилизации ситуации в Афганистане, обеспечивая партнерам сначала беспрепятственное снабжение их войск всем необходимым, а затем и их комфортный уход. Мол, что бы вы в своем НАТО без нас делали. Похоже, в НАТО опасаются, что через транзитный рычаг Россия стала бы влиять на альянс примерно как Газпром через газовый рычаг на Европу. В ситуации, когда вместо закончившейся провалом «перезагрузки» отношений с США мы получили их резкое охлаждение (отказ Барака Обамы от двусторонних встреч с Владимиром Путиным), сдавать России политические козыри в расчеты Запада, по-видимому, не входит. Возить свои грузы из Афганистана он будет через центральноазиатские государства, которые, поняв, что могут остаться не у дел, сняли возражения против обратного транзита (раньше они имели место), предложили более низкие цены, чем Россия. Да и в политическом плане, похоже, оказались более сговорчивы.

 Михаил Альбанов

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.