Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 02:26USD 56.49 -0.6614EUR 63.17 -0.4766
Новости политики. События в мире

Опыт Казахстана требует внимательного изучения

20 июля 2015
hits 2538

На прошлой неделе президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву исполнилось 75 лет. Он бессменно руководит республикой с 1990 года.

Сегодня Казахстан - процветающее государство. Его экономика - крупнейшая в Центральной Азии и вторая на всем постсоветском пространстве. Что касается президента суверенного Казахстана, то он слывет эффективным и муд-рым правителем. Нурсултан Назарбаев много сделал для интеграции бывших советских республик, неоднократно выступал с инициативами международного значения. Недавно он многих удивил, выступив с программой реформ, получившей название «План нации. 100 конкретных шагов». «Это план входа Казахстана в группу наиболее развитых стран мира», - заявил Назарбаев.

Программа вызвала горячее одобрение у многих зарубежных и российских политиков и экономистов. «Когда прочитал этот документ, я испытал культурный шок, - признался глава Сбербанка Герман Греф. - Это потрясающая программа на пути к эффективному государству. Казахстан стартовал с одной из самых амбициозных программ в мире. Когда я читал эту программу, у меня было ощущение, что я читаю программу правительства Сингапура. Я думаю, что этой программе многие европейские правительства могут позавидовать».

Экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, рассуждая о необходимости кардинально изменить структуру российской экономики, тоже сослался на казахстанскую программу.

Основой программы развития Республики Казахстан на ближайшие 10-15 лет стали положения предвыборной платформы Нурсултана Назарбаева на выборах главы государства, прошедших в апреле этого года. Пять основных задач, требующих решения в первую очередь, сформулированы Назарбаевым так: увеличение доли среднего класса, развитие единого внутреннего рынка, борьба с коррупцией, создание новых рабочих мест и укрепление единства.

Мы попытались выделить некоторые основные пункты этой программы и посмотреть, что из них могло бы пригодиться России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  1. Граждан предлагается наделить расширенными возможностями участия в процессе принятия решений «через развитие саморегулирования и местного самоуправления». Несвойственные государству, избыточные для него функции передать «в конкурентную среду и саморегулируемым организациям». За счет этого правительство должно стать компактным.

У нас государство практически все замыкает на себя, с недоверием относится к институтам гражданского общества, плодит все новые и новые министерства и ведомства. Например, в 2012-2014 гг. созданы целых три министерства - по развитию Дальнего Востока (Минвосток-развития), Северного Кавказа (Минкавказ) и по делам Крыма (Минкрым). Многие эксперты отмечают, что создание новых административных структур - далеко не самый эффективный способ решения тех или иных проблем.

  1. «На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов».

Важнейший пункт! Для нас он выглядит как фантастика. Сегодня в России местное самоуправление влачит жалкое существование главным образом потому, что напрочь лишено каких бы то ни было финансовых полномочий и маневра. До 70% собираемых в регионах налогов забирает Москва, в том числе самые «жирные» - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц. Региону остается, как правило, не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). Денег у регионов на все не хватает, приходится выпрашивать дотации у центра. О какой эффективности местного самоуправления можно говорить в такой ситуации?

  1. Допускать на госслужбу зарубежных менеджеров, поскольку «этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой».

В России сегодня подобное вряд ли возможно. Во всяком случае, практика президента Украины Петра Порошенко, пригласившего на госслужбу массу иностранцев, вызвала в России преимущественно негативную реакцию. А назначение главой Одесской области экс-президента Грузии Михаила Саакашвили многими было воспринято как плохой анекдот. «Привлечение западных менеджеров и экспертов, как это планирует Назарбаев, - это одно, - говорит научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор, экс-министр экономики России Евгений Ясин. - Министров и губернаторов, как делают на Украине, - совсем другое. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы».

ЭКОНОМИКА

  1. Привлечь минимум десять транснациональных компаний в перерабатывающий сектор «для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки».

Мы же пытаемся делать ставку на импортозамещение, успехи в котором пока небольшие. «На рынке конечной продукции доля российского производителя, как правило, невелика, - говорит заместитель директора Аналитического центра по внешней торговле Министерства промышленности и торговли РФ Татьяна Львова. - Большинство отраслей промышленности являются импортозависимыми».

  1. Ввести в рыночный оборот земли сельхозназначения «с целью их эффективного использования».

К этому пункту надо бы относиться осторожно. Земля, да еще годная для обработки и выращивания на ней сельхозпродукции, - главное богатство любого государства. Необходим жесткий государственный контроль за тем, кому и с какой целью выделяются гектары. «МН» в прошлом номере писал о тревожной тенденции, когда сельхозугодья за бесценок сдаются в аренду иностранцам, в частности китайцам, нередко обрабатывающим ее совершенно варварскими способами.

  1. Планируется провести реорганизацию электроэнергетики, внедрить модель «единого закупщика». Отмечается, что это позволит сгладить различия в тарифах на электроэнергию между регионами.

Модель «единого покупателя» электроэнергии давно и успешно действует во многих развитых странах. «Модель «единого покупателя», если вкратце, представляет собой гармоничное совмещение конкуренции на оптовом рынке и полного регулирования - на розничном. Последнее возможно благодаря наличию единого государственного закупочного агентства», - объясняет генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

  1. Предлагается разработать закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», содержащий механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство.

ОБРАЗОВАНИЕ

Речь, в частности, идет о поэтапном внедрении 12-летнего образования, а также о поэтапном переходе на английский язык обучения в системе образования - в старших классах школы и вузах. Главная цель этих новаций - «повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров, рост экспортного потенциала образовательного сектора».

Что касается 12-летнего школьного образования, то оно уже введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в странах Балтии, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане, на Украине.

«То, что предлагает Назарбаев, вполне возможно и даже нужно делать в России, - уверен глава Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН Валерий Черешнев. - И даже перевод школы на 12-летнее обучение и преподавание на английском языке, пусть не в ближайшие несколько лет, но в обозримой перспективе. Это возможно вполне, у нас уже давно существуют в больших городах англоязычные школы, спецшколы. Это ведь мировой язык. Почему Казахстан может, а мы не можем? Это вполне реально осуществить и без больших затрат. Другое дело, что у нас, в России, и я говорю это с огромным сожалением, учат язык многие, а вот результаты, увы... Что касается моды на английский язык. Это не мода, а реальность! Вы побывайте во Вьетнаме, в Южной Корее, там все говорят на английском: в офисах и на улицах, в учебных заведениях и в чайных. На сегодняшний день англосаксы вышли на передовые позиции во всех сферах, прежде всего в экономике. Поэтому и Назарбаев понял это быстрее, чем поняли в России». 

Игорь Минаев,Андрей Князев

Фото РИА «НОВОСТИ»

С КЕМ ВЫ, ГОСПОДИН НАЗАРБАЕВ?

Кто же авторы программы «100 шагов»? «Этот план был разработан западными советниками Назарбаева, работавшими на бывшего премьера Великобритании Тони Блэра», - сообщил польскому изданию Wyborczа известный казахстанский журналист Эржан Сулейманов.

Итак, программа написана европейцами, и ими же одобрена. Возникает вопрос: куда намерен интегрироваться Казахстан? В Евразийский союз, в котором Россия и Белоруссия играют по совершенно другим правилам, или в ЕС, от которого мы открещиваемся?

«Ни о каком торможении интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ речь в данном случае не идет, скорее наоборот, - считает политолог Георгий Бовт. - Казахстан такими шагами стимулирует на более динамичное развитие не только соседние государства Центральной Азии, но и Россию. Нам надо внимательнее изучать опыт Казахстана - коль уж все равно демократические процессы в общественной, политической жизни у нас тормозятся, то хотя бы в экономике надо брать пример с тех партнеров, которые настойчиво и целеустремленно идут вперед».

 

 

Просмотров: 2538
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Бундесверу не дают покоя «лавры» вермахта? Далее в рубрике Бундесверу не дают покоя «лавры» вермахта?


Загрузка...
Комментарии (4)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.