События в мире. Новости политики
2543 | 0

Греция не хочет отдавать долги. Следующая Украина?

Греция не хочет отдавать долги. Следующая Украина?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Две трети греков на воскресном референдуме не согласились на условия кредиторов по выплате внешнего долга. О дефолте все чаще говорят и на Украине. Ситуацию «Миру новостей» прокомментировали эксперты.

По мнению Руслана Гринберга, директора Института экономики РАН, результаты проведенного в Греции референдума были ожидаемыми: «Правительство правильно сделало, что спросило народ, принимать или не принимать условия кредиторов, которые требуют повышения тарифов, урезания социальных обязательств, повышения пенсионного возраста... Народ сказал «нет». Тем самым власти получают мандат на свои дальнейшие действия, которые в любом случае будут носить болезненный характер. Я считаю, что в результате запустится процесс сжимания экономического и валютного пространства, европейская идея «общего дома» начнет терпеть крах. Но все это вряд ли сильно скажется на экономике России, для нас мировая цена «бочки нефти» гораздо важнее внутриевропейских разборок».

Более категоричен Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: «Десятилетняя история Греческой Республики - это история того, как они пользовались подачками Евросоюза, получали субсидии и накапливали долги. Как экономист, я не могу одобрить такую политику. Если Ципрас все же серьезный политический деятель, то он попробует достигнуть какого-то согласия с Европейским союзом».

Так или иначе, долги Греции нас мало должны волновать, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. А вот разговоры о дефолте Украины касаются нас впрямую. «МВФ - главный ее кредитор. И, судя по всему, давать кредиты Киеву он продолжит, - полагает Кричевский. Пока Украина нам должна 3 миллиарда долларов, это признается государственным долгом Украины. В любом случае речь может идти не о списании, а только об отложенных выплатах».

Хитрость нынешнего украинского правительства заключается в том, что, объявляя дефолт, оно прекрасно осознает: отвечать по отложенным обязательствам украинского государства придется уже другим людям - не им.

В любом случае украинская финансовая система понесет огромные потери. Даже если, условно говоря, через год на Украине будет открыто громаднейшее месторождение чего-нибудь этакого и принесет сотни миллиардов долларов в украинскую казну, то воспоминания о дефолте будут занозой сидеть в головах у инвесторов долгие годы.

Кстати, дефолты объявляли разные страны - и ничего, как-то живут. У той же Греции было порядка пяти за двести лет, у США порядка семи за то же время. По словам Никиты Кричевского, здесь нет ничего нового, кроме одного: нынешний дефолт объявляется на фоне не реформирования, а деградации украинской экономики и украинской государственности. Сейчас там никаких реформ не проводится и позитивных изменений ни в ближайшее время, ни в среднесрочной перспективе не предвидится.

Украина держится пока на мнимом противостоянии с Россией. Как только этот фактор уйдет, многим станет понятно, что Россия здесь ни при чем. Кредиты Украине выделяются, но деньги разворовываются, никаких изменений в экономике не происходит, народ нищает.

Впрочем, Греция и Украина - несопоставимые величины. Греция - член ЕС и еврозоны, а Украина - это страна, раздираемая войной, коррупцией и сменой олигархической власти. Кроме того, греки готовы к реформам, они не собираются выходить из Евросоюза. В Греции пусть и периферийная, но очень развитая экономика, прежде всего с огромным туристическим кластером и сельским хозяйством. Если допустить, что Греция выйдет из еврозоны, то за ней последует не Португалия, не Ирландия и не Италия с Испанией, а, как ни странно, Германия. Потому что этой стране совершенно не интересно кормить за свой счет всю остальную Европу. А вот если Германия выйдет из зоны евро, итожит Кричевский, тогда перспективы всей еврозоны, и даже всего Евросоюза, окажутся под большим вопросом.

Андрей Князев

Фото REX/FOTODOM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.