Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
7952 | 0

Эльза Леждей. «СЛЕДСТВИЕ» РОКОВОЙ РОЛИ

Эльза Леждей. «СЛЕДСТВИЕ» РОКОВОЙ РОЛИ
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Когда закрыли популярнейший сериал «Следствие ведут знатоки», Эльза оказалась в растерянности. За 20 лет они с Зиночкой Кибрит стали практически одним целым. Так казалось многим и в первую очередь режиссерам. Они не спешили давать актрисе другие роли. На ней будто стояло клеймо «Эксперт-криминалист из «Знатоков». А в душе Эльзы Леждей бушевал такой клубок страстей, который не скроешь никакой милицейской формой…

Дездемона, Настасья Филипповна, Катарина из «Мамаши Кураж» - все это она могла бы сыграть. Ей были интересны исключительные ситуации, неожиданные встречи, странные расставания. Но судьба по-своему распорядилась талантами и жизнью актрисы. Она подарила ей роковую роль и долгий путь к мужчине, с которым Эльза станет совсем другой. А жизнь без него покажется ей бессмысленной…

Галина Шергова,киносценарист, публицист, телеведущая: «Последний раз, когда мы с ней разговаривали, она мне говорила: «А что я вообще тут делаю? Мне совершенно уже и неинтересно, и трудно, и скучно…»

КОРОТКИЙ ВЗЛЕТ

Для большинства она так и осталась неразгаданной загадкой, женщиной с экзотическим именем, чуть холодной красотой и гордым характером.

Многие называли ее Эллой, даже не догадываясь о настоящем имени. На имени «Эльза» настоял отец, поляк по происхождению. Леждей свое имя не любила, считала его слишком немецким - ведь только что закончилась война. Но звучное, необычное, в сочетании с фамилией, оно было просто создано для экрана. 

Желание стать артисткой жило в Эльзе с самого детства. Вскоре после школы она покинула родной Севастополь, поехала покорять Москву. Столица встретила абитуриентку щедро - Эльза поступила сразу в два театральных училища, Щепкинское и Щукинское, выбрала «Щепку». А вскоре дебютировала и в кино.

Режиссеру Юрию Егорову для его фильма «Море студеное» как раз требовалась именно такая актриса: яркая, эмоциональная и, в первую очередь, красивая. Критики отнеслись к дебютантке более чем благосклонно, Николай Крючков даже похвалил ее работу в прессе. Но отнюдь не с этим мэтром отечественного кино сведет судьба юную актрису.

Галина ШЕРГОВА: «Режиссером, который ее лучше всех чувствовал, лучше всего мог ею руководить и помогать раскрываться, был Наумов».

Владимир Наумов был шестью годами старше Эльзы и тоже только начинал свою кинокарьеру. Но в какой-то момент он понял, что в этой девушке есть нечто большее, чем какая-то колдовская красота.

У Наумова Эльза снялась всего в двух фильмах, двух частях из его комсомольской трилогии, в картинах «Павел Корчагин» и «Ветер». Ее работы и в той, и в другой ленте назовут взлетом. Очень коротким взлетом…

Недолгим окажется не только творческий союз Наумова и Леждей, но и их брак. Эльза пройдет через много увлечений, будет часто влюбляться. В этом выразится ее фантастический, по-настоящему южный темперамент.

В фильме «Хоккеисты» Леждей сыграла спортивную журналистку, актер Вячеслав Шалевич - хоккейного форварда. Отношения этой экранной пары складывались неоднозначно: герои то сходились, то снова расставались. Удивительно, но такая же судьба постигла и актеров.

Вячеслав ШАЛЕВИЧ, народный артист России: «Она мне во многом помогла. Я был такой легкомысленный, такой вертящийся молодой человек. И даже приобрел плохую репутацию среди кинорежиссеров. И именно она научила меня очень целомудренно смотреть на самого себя. Вообще, я от нее многое цеплял. Бесконечно рад, что так сложилась судьба или случайность какая-то, что мы были какое-то время вместе».

Они станут дружить семьями, у них по-прежнему будет один круг общения, а сам Вячеслав Анатольевич даже спустя время будет вспоминать о том особом эмоциональном шлейфе, который оставила после себя Эльза.

«ПАЛ ПАЛЫЧ ДОЛЖЕН ЖЕНИТЬСЯ НА ЗИНОЧКЕ»

К тому времени, когда у режиссера Вячеслава Бровкина возникла идея снимать телеспектакль о буднях советской милиции, Эльза Леждей уже успела сыграть в более чем 20 фильмах. Ей предлагали довольно много ролей, но все-таки раскрыться так, как это некогда получилось в картинах Владимира Наумова, ей почему-то не удавалось.

Галина ШЕРГОВА: «Она говорила, что Наумов как режиссер ей был очень интересен и близок. Если бы он продолжал ее снимать, наверное, она сыграла бы какую-то значительную драматическую роль, в которой не было бы однозначности, где можно было быть разной. Если бы они оставались с Наумовым дальше, он бы нашел для нее что-то. А вот другие режиссеры ее не знали, не подозревали о всех ее возможностях и поэтому не предлагали того, что она могла бы сыграть».

Эльза ждала предложений, хотела играть, но просить роли не в ее характере. Слишком гордая была. Одно из подтверждений тому - съемки картины «Эскадра уходит на запад».

Вячеслав ШАЛЕВИЧ: «Что-то там режиссеру не понравилось, хотели ее заменить на тогда еще популярную Брыльску. Ни слова она не проронила, ждала решения. Тогда уж я вступился, сказал, что уйду из фильма, хотя она это не одобряла. Но все-таки Элла снялась до конца».

Предложение сняться в милицейском сериале стало для Леждей довольно неожиданным. И уж ни в коей мере Эльза не ожидала, что 22 серии фильма будут сниматься почти 20 лет, а роль Зиночки Кибрит станет для нее роковой.

Георгий МАРТЫНЮК, народный артист России: «Бровкин до этого работал у нас в театре («На Малой Бронной». - Ред.), а потом ушел на телевидение. Когда к нему в руки попал этот материал, этот проект многосерийный, героев он решил искать здесь. Естественно, пригласил меня на роль следователя, на роль инспектора - Леню Каневского. И хотел взять одну из наших актрис на роль Зиночки. Но она оказалась в положении, и тогда возникла кандидатура Эльзы Леждей. Мы с Леней восприняли это очень радостно, потому что в те годы она действительно была звезда. Так ярко начала в кино...»

Нужно отметить, что сериал снимался под неусыпным оком замминистра внутренних дел, поэтому в сценарии фильма работников правоохранительных органов стремились сделать идеальными. Но актерам все-таки удавалось очеловечить своих персонажей.

Георгий МАРТЫНЮК: «Когда обговаривали, как будем работать, то так и решили, что мы с Леней как бы тайно в нее влюблены, но относимся к ней по-дружески, сводим это на юмор. Очень много было писем по этому поводу. Женщины гадали, за кого она замуж выйдет: за Томина или за Знаменского. Я помню, было такое письмо, подписанное группой врачей и медсестер Фрунзенской городской клинической больницы, где было написано: «Передайте Лавровым (авторы сценария. - Ред.), что Пал Палыч должен жениться на Зиночке или не жениться никогда».

Эльза Леждей полностью погрузилась в работу над сериалом. Всю свою энергию в ожидании драматической роли она стала вкладывать в так полюбившийся миллионам образ эксперта-криминалиста. Однако актриса не хотела, чтобы создатели сериала описывали личную жизнь Зиночки Кибрит. Эльза говорила: «Зина - человек дела. Тем она и симпатична».

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ

…Они могли встретиться раньше. Судьба свела их - молодого красавца Всеволода Сафонова и начинающую актрису Эльзу Леждей - еще в далеком 1957-м, на съемочной площадке фильма «Шторм». Но тогда знакомство ни к чему не привело. У каждого из них, как казалось, был свой путь. И все-таки они встретились. На этот раз в 1971-м - оказались вместе на съемках фильма «Слушайте, на той стороне».

Галина ШЕРГОВА: «Когда этот роман начался, Сева сильно пил. И она силой своей влюбленности, мобилизовав его безграничную любовь, смогла добиться того, что он бросил пить совершенно».

Георгий МАРТЫНЮК: «Они были просто красивейшей парой, так любили друг друга. Мы бывали у них в гостях, на новоселье. Элла была замечательной хозяйкой, у нее дома уютно, красиво, чисто всегда было. Готовила прекрасно. Это было удовольствие - бывать у них дома. Сева снимался у нас в «Знатоках», в одной из серий. Приезжал за ней на съемки, бывал у нас на площадке...»

Но что удивительно - эти отношения изменили и саму Эльзу. Словно куда-то пропал этот ее сгусток страстей, который раньше так часто был готов выйти наружу. В ней появилась какая-то особая нежность и даже застенчивость.

Вячеслав ШАЛЕВИЧ: «У них были очень хорошие отношения с Севой, очень теплые, нежные. Я это ощущал, встречаясь с ними. Знаете, бывают такие моменты, когда уважаешь не только конкретного человека, но и тех, кто с ним находится. Потому что знаешь: это не легкомысленный поступок, а выбранный им путь. И в этом смысле я Элле верил всегда».

Галина ШЕРГОВА: «Поскольку Володя Наумов сам был человек очень бурлящий, очень интересный и необыкновенно одаренный, то рядом с ним она тоже была бурлящей. В романах, которые у нее случались потом, в общем-то, тоже страсти бурлили. И как интересно в этом смысле сложилась ее жизнь с Севой Сафоновым. Там ее страсти имели очень продуктивно-положительный смысл. Однажды мы с мужем встречали Новый год у них дома. И как-то я до этого не присматривалась, а там вдруг увидела, что Элла - совершенно другая. Очень домашняя женщина, очень тепло и заботливо относящаяся к мужу. Что дом такой очень тихий, спокойный. Какое-то необыкновенное умиротворение царило. Сева постоянно бегал к ней на кухню, спрашивая, чем помочь, что сделать. И этот вечер, который мы провели, совсем был не похож на те бурные новогодние встречи, что были прежде».

Этот брак оказался очень долгим. Леждей и Сафонов прожили вместе 21 год. Как говорили о них - «душа в душу». А еще как в той клятве - «пока смерть не разлучит их».

Когда Всеволод тяжело заболел, Эльза старалась сделать все возможное, чтобы спасти его. Но не смогла. В 1992 году Сафонова не стало. Для Леждей круг замкнулся.

Георгий МАРТЫНЮК: «Мы с Леней все эти годы работали вместе в театре. И потом нас начали звать, мы стали ездить по стране с концертами. Думали позвать Эллочку, но решили не тревожить, потому что ей было бы тяжело. Она периодически болела. А поездки случались всякие: дальние, тяжелые. Так что мы ездили без нее... А потом, когда перестали снимать сериал, я пытался ей звонить, но чувствовал, что она не хочет разговаривать. Где-то на встрече ко мне подошла женщина, ее соседка. Сказала, что Элла совсем плоха, они ей всем домом помогают. У нее начались болезни, депрессии - естественно, потому что раньше все-таки были и роли в кино, и работа, и любимый муж…»

 «ОНА ПЕРЕСТАЛА БОРОТЬСЯ»

Ее не снимали больше в кино. Роль Зиночки Кибрит, принесшая ей такую славу, оказалась роковой.

Галина ШЕРГОВА: «Тогда она ощутила то одиночество, которое ничем нельзя заполнить. И у нее, я думаю, всегда было чувство невостребованности, которое в последние годы приобрело просто жуткий характер».

Эльза, и без того достаточно закрытая для посторонних и очень избирательная в общении, еще больше замкнулась в себе.

Галина ШЕРГОВА: «Я знала, как ей тяжело. Но я также знала, что она никогда не пойдет жаловаться по этому поводу, не станет у кого-то на груди плакать. Это был, вероятно, один из самых тяжких моментов ее жизни».

Георгий МАРТЫНЮК: « В глазах у нее было одиночество, безысходность и даже, я бы сказал покорность какая-то. У меня было такое мистическое ощущение, будто Элла знает свою судьбу. Она стала еще более замкнута…»

Галина ШЕРГОВА: «Людей, приходящих к ней, было совсем мало, а то и вовсе не было. Поэтому для нее этот перепад от довольно шумного общения к такой одинокой жизни был, наверное, особенно ощутим».

Тот мир, к которому она так долго шла в своей жизни, вдруг рухнул и разлетелся на мелкие осколки.

Георгий МАРТЫНЮК: «У меня был юбилей. Помню, открыл телефонную книжку, подумал: Эллочку надо пригласить. Сидел, долго размышлял: звонить - не звонить. Я знал, что она не пойдет. Так и не позвонил. А потом прошел мой юбилей, и она звонит мне на следующий день с поздравлениями. Мне стыдно стало, говорю: «Извини. Я думал, тебя пригласить». - «Да что ты! Я никуда не хожу».

Вячеслав ШАЛЕВИЧ: «Никогда она не любила тусовки, не ходила особенно выставляться, как теперь это принято. Скромно ждала, когда позовут. Может быть, из-за этого много и не сыграла. А может быть, потому и не разглядели ее до конца… К ней нужен был особый подход. Потому что при всем своем характере и решительности она была очень ранимой женщиной. И воспринимала все происходящее вокруг через призму глубочайшего сомнения и собственного недовольства. Если говорить коротко, это была очень интеллигентная женщина. В самом высоком смысле этого слова».

В конце жизни Эльза Леждей тяжело болела. Она так и не смогла перебороть депрессию.

Георгий МАРТЫНЮК:  «Она настолько ушла в этот свой мир, что прекратила бороться. Ведь все-таки у нее было много друзей. А она очень себя от всего огородила. Это трагично. И очень жалко, потому что красивая женщина, замечательная актриса… Конечно, она очень и очень много не доиграла в кино...»

В июне 2001 года Эльза Леждей тихо ушла, не привлекая к себе большого внимания, практически так же, как и жила последние девять лет после смерти Всеволода Сафонова.

Георгий МАРТЫНЮК:  «Мне позвонили из Гильдии киноактера, сказали, что Эллочки нет. Я спросил, где панихида. А мне ответили, что ее желанием было, чтобы на похоронах были только члены семьи, родные. И я так и не узнал, где ее похоронили…»

Вячеслав ШАЛЕВИЧ: «Когда ее не стало, я позвонил в Дом кино и спросил, идут ли похороны. Мне сказали, что идут. Я купил огромный букет, прибежал. А хоронили другого человека. Я растерялся сначала. А потом подумал: «Значит, не судьба».

* * *

В 2002 году режиссер Владимир Хотиненко предпринял попытку снять несколько серий новых «Знатоков». Каневский и Мартынюк вновь сыграли своих персонажей, а роль Кибрит решили никому не отдавать. Слишком она, в представлении людей, сроднилась с актрисой Эльзой Леждей.

Георгий Мартынюк: «У меня был текст, который очень трудно было произнести, где я объяснял, говорил, что она попала в аварию. Я так боялся этого момента. Из всего фильма для меня это было сложнее всего… А так Володя Хотиненко замечательную сделал сцену ее памяти. Когда Леня приезжает ко мне на дачу, он идет по веранде и видит ее портрет. Камера наезжает и фиксирует...»

Удивительный, пожалуй, уникальный случай, когда роль умерла вместе со своей актрисой… 

Фото FOTOBANK.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.