Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
4507 | 0

Пьянству – бой! Фильмы, которые мы можем потерять

Пьянству – бой! Фильмы, которые мы можем потерять
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Пока в Госдуме рассматривают законопроект о запрете сцен распития алкоголя в кино, Новый год приближается! А вместе с ним и любимые комедии, в которых без «распития» почти нечего смотреть. Так что, дорогие товарищи, пока еще «можно», организуем застолье!

«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!» (1975)

ПЕРВЫЙ ТОСТ: ПРО ГЛУХИХ ШАХМАТИСТОВ

Когда-то Эльдар Рязанов услышал байку о шахматистах, заехавших не туда. В заснеженном Омске проходил чемпионат по шахматам для глухих, туда были приглашены любители «гимнастики ума» из Хабаровска. Приземлившись, они сразу же побежали к стоянке такси и вручили водителю адрес: «Улица Октябрьская, дом 24». Ездили-ездили – шахматного клуба нет. Потом уж выяснилось, что самолет совершил вынужденную посадку в Новосибирске, глухие пассажиры об этом не узнали. Ну а Октябрьская улица имелась тогда в каждом городе…

По другой версии, сценарист «Иронии» Эмиль Брагинский и режиссер Эльдар Рязанов взял за основу реальную историю человека, которого друзья засунули в самолет сразу после кутежа в бане. И тот проснулся в поезде, в общем вагоне, прибывшем в город на Неве, с веником, портфелем и 15 копейками в кармане. Дальнейшие приключения «московского гостя» авторы дофантазировали и погрузили действие в Новый год для придания сказочной атмосферы. Итак, первый тост – за правду жизни!

ВТОРОЙ ТОСТ: ПРО ПЬЯНСТВО И РАЗВРАТ

Вначале соавторы написали пьесу. А когда захотели ее экранизировать, сценарий запретили «за пропаганду пьянства и разврата». Из-за пьянства, кстати, «Иронию судьбы» не показывали на Новый год в середине 1980-х в разгар горбачевской антиалкогольной кампании. «Разврат» из сценария убрали, смягчив перепалку пьяного Жени и Нади, которая обнаруживает его у себя в постели. Сократили и драку Ипполита с Женей в начале второй серии. Дело было за исполнителями. На Лукашина пробовались Станислав Любшин, Петр Вельяминов, Андрей Миронов и Олег Даль. Даль играл прекрасно, но выглядел слишком молодо и сексапильно для маменькина сынка. Любшин сам отказался от роли, а Вельяминова забраковали из-за излишней серьезности. Миронова режиссер изначально видел в образе Ипполита. Но актер вдруг уперся – не хочу играть отрицательную роль. А в роли Жени Миронов показался Рязанову неубедительным. Затем уж возникла кандидатура Мягкова, который подошел идеально. Еще более трудными оказались пробы на роль Нади. Ее могли бы сыграть Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Антонина Шуранова, Светлана Немоляева и киевская актриса Марина Меримсон. Сам Рязанов возлагал надежды на Немоляеву.

– Я играла эпизоды и с гитарой, и с пением, и со скандалами, когда героиня видит в квартире незнакомого человека, – вспоминает Светлана Владимировна. – Играла в одном парике, в другом, со своими волосами, в очках. Но в итоге я провалилась с треском! Наконец Рязанов сказал: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».

Польскую актрису Барбару Брыльску режиссер увидел в фильме «Анатомия любви».

– Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба, – говорит Эльдар Александрович. И неизменно на вопрос: «Почему вы пригласили Брыльску?» – отвечает: «Дурак был бы, если б не пригласил»… Ну, за удачу!

ТРЕТИЙ ТОСТ: ПРО БАНЮ

– Помню, один из съемочных дней «Иронии судьбы» совпал с днем рождения Саши Белявского. Мы — я, Шура Ширвиндт и Жора Бурков — приготовили ему маленькие подарочки, закуску. Причем выпили «без преувеличения», как нам казалось. Но, видимо, со стороны это выглядело по-другому, – вспоминает Андрей Мягков. Снимали тот самый эпизод, в котором «31 декабря мы всегда ходим с друзьями в баню». Вот «друзья» и поменяли бутафорские бутылки с водкой на настоящие.

– Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля, – говорит Александр Ширвиндт. – После третьего даже такой высочайший кинопрофессионал, но совершеннейший дилетант, как алкоголик, Эльдар Рязанов учуял неладное. «Стоп! – раздалось под сырыми сводами «Мосфильма». — Они пьяные!» Истерика и ненависть Эльдара не знали предела!

На следующее утро все снимались трезвыми. Но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Ну, за естественность!

ЧЕТВЕРТЫЙ ТОСТ: ПРО ЛЮБОВЬ

Поговаривают, что у Мягкова и Брыльской был бурный роман. Актер этот факт всячески отрицает, пани не комментирует. Но всюду говорит, что Юрий Яковлев мужчина не ее типа, а про Мягкова ни гу-гу. Во всяком случае, именно «Женя» уговорил свою «Надю» сняться в продолжении истории в «Иронии судьбы – 2». Зато ее «голос» в фильме – Валентина Талызина, сыгравшая подругу Валю, – говорит охотно и помногу. В частности, о том, что однажды на банкете пеняла Брыльской о том, что та ее не поблагодарила за озвучку. «Говорила за нее я, пела Пугачева, а Госпремию ей дали», – еще конкретнее как-то раз высказалась Талызина. А вот Рязанов помимо пьяной четверки конфликтовал с Ольгой Науменко (Галя). Молодая актриса грубила на площадке мэтру оте­чественного кино. И он поклялся ее больше у себя не снимать… Ну, за дружбу и любовь!

ПЯТЫЙ ТОСТ: ПРО МАЛЕНЬКИЕ ГЛУПОСТИ

Не ослабевает народная любовь к этому фильму! Некоторые поклонницы Лукашина пишут Мягкову до сих пор. В декабре 2003 года в Москве на Проспекте Вернадского, 125, где снимали квартиры Жени и Нади, открылась мемориальная доска в честь фильма. В ходе церемонии табличку на фасаде сначала прикрыли банным полотенцем, а затем Эльдар Рязанов собственноручно полил мемориальную доску водкой.

И все-таки даже в этой картине нелепиц хватает.

Первый ляп угнездился прямо в заставке. Желтые буквы на фоне многоквартирного дома складываются в фразу «совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь» – в слове «исключительно» пропущена буква «л».

Ляп номер два – разные самолеты и разные таксисты. Знатоки утверждают, что садится пьяный Женя в ИЛ-62, «летит, спя» в ТУ-134, а выносят его из ТУ-154. А вот в разномастности таксистов может убедиться любой. Надя садится «не на остановке» к брюнету с бакенбардами, а выходит у аэропорта от гладковыбритого блондина. И, наконец, третий ляп заметит самый внимательный зритель: когда Ипполит смотрит телевизор (Надя в это время надевает платье), в комнате можно заметить женщину из съемочной группы, которая случайно попала в кадр. Ну, за внимательность!

НА ПОСОШОК

«Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова вышла в 2007 году. Алкоголический лейтмотив в картине тоже присутствует, хотя его главный герой Константин Лукашин, сын Жени Лукашина в исполнении Константина Хабенского, лишь притворяется пьяным. Зато дуэт бывших супругов Евгения Добровольская – Михаил Ефремов в ролях Снегурочки и Деда Мороза, соответственно, привносит в фильм антураж новогодних возлияний. Еще про сиквел можно сказать, что сценарий переписывался 48 раз, все натурный съемки прошли в Чехии, куда коробками свозили советские елочные игрушки. Что роль Нади-младшей предлагали Миле Йовович, но она отказалась. Когда Хабенский и Мягков встретились на съемочной площадке, то выяснили, что в трех репертуарных спектаклях МХТ Константин играет те же роли, которые десятилетия назад исполнял Андрей Васильевич. Ну, за оригинал!

ЦИТАТНИК К ЗАСТОЛЬЮ:

 «Какая же гадость эта ваша заливная рыба!»

 «О-о, тепленькая пошла! Потрите мне спинку, пожалуйста!»

 «Ну а как Вас в самолет сажали Вы должны помнить?!! – Ппомнить ддолжен... но я не ппомню...»

 «Что вы меня поливаете?!! Я же не клумба!»

 «Нашлись добрые люди... Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели...»

 «Пить надо меньше, меньше надо пить...»

 «А давайте взвесимся на брудершафт»

• «Как я мог, я же никогда не пьянею»

 

«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ» (1956)

ПЕРВЫЙ ТОСТ: О РОЛИ СЛУЧАЯ

Юная Людмила Гурченко неудачно пробовалась на главную роль. Песню из репертуара своего кумира, аргентинской кинозвезды Лолиты Торрес, она спела и сплясала хорошо, но много вертелась и манерничала. К тому же будущую звезду плохо снял начинающий кинооператор. В итоге Леночку Крылову начала играть «девушка, извлеченная из самодеятельности». Из ее съемок ничего не вышло, снова начались поиски актрисы. И в это самое время Гурченко попалась на пути Пырьеву в коридоре «Мосфильма». Тот ее рассмотрел, побеседовал и… утвердил на главную роль.

Ее напарника Гришу Кольцова сыграл Юрий Беляев, хотя более известный тогда Анатолий Кузнецов тоже пробовался. Однако настоящим локомотивом картины был Огурцов. На него Рязанов пробовал Петра Константинова и Анатолия Папанова. Последнего глубоко уязвило то, что его не взяли. В итоге Пырьев заявил: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!» Рязанов был близок к панике. «Накануне встречи с актером я выработал программу — как вести себя со знаменитостью, — пишет в своей книге Эльдар Александрович. — К моему глубокому изумлению, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства». А вот другого мэтра, Сергея Филиппова, поначалу пригласили на эпизод. Но уже в процессе съемок образ горе-лектора, которого подпоили, чтобы он не испортил своим занудством веселье, вырос в маленькую роль и стал одним из самых запоминающихся. А его знаменитое: «Одна звездочка, две звездочки, а лучше всего, конечно, пять звездочек!» родилось прямо на съемочной площадке. Ну, за находчивость!

ВТОРОЙ ТОСТ: ПРО «БЕЗДАРНОСТЬ»

Когда было отснято 80% материала, фильм показали худсовету. Тот постановил, что «фильм серый, скучный и бездарный». Положение было безнадежным: половина уже отснята, а оставшиеся деньги на исходе. Решили закончить съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. «Кстати, весь материал, который я показывал художественному совету, целиком вошел в окончательный монтаж «Карнавальной ночи» и, как потом выяснилось, не был таким уж чудовищным», – вспоминает Рязанов. И говорит, что, снимая «Карнавальную ночь», думал не об успехе и премиях, а о том, чтоб не выгнали с работы и дали снять еще один фильм... Ну, за проницательность!

ТРЕТИЙ ТОСТ: ПРО ЗАВИСТЬ

Болтали, будто после «Карнавальной ночи» Гурченко пытался соблазнить какой-то крупный партийный функционер, а не добившись желаемого, перекрыл ей кислород. В действительности это не так. Просто многим маститым и знаменитым не давал покоя такой неожиданной взлет студентки ВГИКа родом из Харькова. Спустя два года после фильма появилась статья, бичующая Гурченко за «левые» концерты. А в 1965 году, когда она вновь потихоньку начала сниматься, тут же вышла «ругательная» публикация. «Странное дело, достаточно какой-нибудь молодой актрисе сыграть одну-две роли в кино, ее фотографии тысячными тиражами появляются во всех киосках, – задавался вопросом автор. – Но попробуйте достать портреты, допустим, Качалова, Москвина, Хмелева, Вахтангова, современных мастеров театральной режиссуры – напрасная трата времени! «Станиславского нет, купите Гурченко!» – ответят вам…» Ну, за справедливость!

НА ПОСОШОК

«Карнавальную ночь – 2» 50 лет спустя, в 2006 году, снял тоже Эльдар Рязанов. Поговаривали, что в обмен на эфир его «Андерсена» на Первом. В сиквеле худрука Дома культуры, где снималась первая «Карнавальная ночь», играет Алена Бабенко, а влюбленного в нее звукооператора – Сергей Безруков. Еще в картине снялась Людмила Гурченко в роли повзрослевшей Леночки Крыловой, лектор – Валентин Гафт, наследник Огурцова Кабачков – Сергей Маковецкий, Алексей Баталов и др. В фильме звучат такие диалоги: «Пропустите Баталова!» – «Я бы сейчас водочки пропустил…» Ну, опять за оригинал!

ЦИТАТНИК К ЗАСТОЛЬЮ:

 «Мы видим одну звездочку, две звездочки. Лучше, конечно, пять звездочек»

 «Есть ли жить на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно»

 «Докладчик сделает доклад, коротенечко так, минут на сорок...»

 «Есть установка весело встретить Новый год!»

 «Бабу-ягу со стороны брать не будем – воспитаем в своем коллективе»

 «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам»

 

«ОСЕННИЙ МАРАФОН» (1980)

«Горестная жизнь плута» – так называлась пьеса Александра Володина, по которой поставлен фильм. Вначале там должен был играть Александр Калягин, а снимать другой режиссер. Когда за проект взялся Георгий Данелия, он перепробовал на главную роль «всю актерскую сборную» Союза: Леонида Куравлева, Николая Губенко, Станислава Любшина и др. Олега Басилашвили «просватала» в картину ассистент по актерам Елена Судакова. Она же, кстати, убедила режиссера пригласить Евгения Леонова на роль пьющего соседа Бузыкина: поначалу Евгению Павловичу была предложена куда меньшая роль соседа Аллочки, которого сыграл Николай Крючков. А вот Марину Неелову режиссер пригласил сам и сразу. Однако в начале съемок режиссер и молодая актриса постоянно ссорились, потому что Марина Мстиславовна и в жизни переживала показанную в фильме ситуацию. Вообще, из всех кто снимался в картине, лишь Олег Басилашвили «не догонял», о чем речь. Спустя несколько лет после премьеры он как-то подошел к Данелии и многозначительно сказал: «Вот теперь я понял, о чем мы сняли «Осенний марафон»…

ЦИТАТНИК:

 «Тостуемый пьет до дна! / Тостующий пьет до дна!»

 «Я говорил ему: нельзя портвейн с водкой мешать. А он: коктейль, коктейль! Хыппи волосатый!»

 «Я алкач? Место, где я ночевал, называется трезвыватель?

 «За рубежом грибные леса есть? – За рубежом грибных лесов нет».

 

«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА» (1982)

Наверное, все уже знают, с каким трудом «Покровские ворота» пробивались к зрителю. Козакову дали снимать фильм только после того, как он согласился играть Дзержинского в «Государственной границе». И все равно оттягивали начало съемок до тех пор, пока звезда МХАТа Софья Пилявская не отправилась на личный прием к председателю Гостелерадио и тот не смог ей отказать. Муторными были и пробы. Изначально Козаков видел в роли Маргариты Павловны Наталью Гундареву, в роли Хоботова Андрея Миронова, а в роли Саввы Игнатьича Никиту Михалкова. Но Михалков отказался, потому что не понравился сценарий, и весь «удивительный тройственный союз» развалился. Зато Леонида Броневого в роли Велюрова режиссер увидел сразу. Костика искали всем миром почти год. И когда на площадку пришел Олег Меньшиков, оператор картины Павел Лебешев упал на камеру с криком: «Нашли!» Валентину Воилкову утвердили на роль музы Костика Маргариты потому, что она была очень похожа на своего прототипа, первую жену Зорина. Но снять шедевр оказалось легче, чем обеспечить ему прокат. После съемок исполнительница роли Людочки Елена Коренева эмигрировала в США, и кино хотели положить на полку. Но, сильно порезав и помотав нервы Козакову, фильм все-таки выпустили. Подобно «Иронии судьбы», его несколько лет не крутили в годы горбачевской антиалкогольной компании. Главным образом, из-за Велюрова…

ЦИТАТНИК:

 «О, шнапс дринкен!»

 «Что-то здесь как-то холодно.А не выпить ли нам по рюмашке? – Заметьте, не я это предложил!»

 «А кто не пьет, назови! Нет, я жду!!!»

 «Высокие! Высокие отношения!»

 

«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА» (1966) 

Кино, в котором по сюжету студент-филолог едет на Кавказ, чтобы изучить местные тосты, легенды и сказания, напивается и помогает украсть «комсомолку, спортсменку и красавицу», не могло сниматься в аскетической обстановке. Веселились и предлагали хохмы буквально все. Гайдай и Никулин придумали такой заход: Трус подходит к забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Балбес дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм». Эту находку зарубила цензура. Но импровизация все равно поощрялась – за каждую успешную находку Гайдай дарил бутылку шампанского. «Призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…

Когда Шурик падает в мешке в горную речку, а Ниночка бросается его спасать, вода действительно была ледяной и тряслись актеры совсем по-настоящему. Чтобы Демьяненко и Варлей не заболели, их напоили потом чистым спиртом. Убежденный трезвенник Георгий Вицин глотнул пива в сцене, когда где его герой Трус замечает, что: «Жить хорошо!» – бутафоры никак не могли придумать, чем заменить пивную пену… Увы, но даже в такой искрометной атмосфере нашлось место раздорам. Именно на этой картине окончательно распалась троица Трус – Балбес – Бывалый. Отношения между артистами давно были натянутыми, а тут Моргунов привел на просмотр подружек, они пили пиво и шумели. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым вообще выкинуть. Затем, когда все уже было снято, картину едва не пришлось переозвучивать из-за того, что фамилия секретаря парторганизации «Мосфильма» была Са­аков, и злополучного товарища Саахова он счел пародией на себя. И только когда Никулин нажаловался лично Фурцевой, министр постановила: «Прекратить этот идиотизм!» Идиотизм, впрочем, продолжался. Цензуре не нравилась ни одна шутка, а в любой реплике чудился подтекст. Например, выкрик Балбеса: «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» – сочли издевательством над советской судебной системой. Картину хотели положить на полку. И вышла она только потому, что Брежнев посмотрел «Кавказскую пленницу» на даче…

ЦИТАТНИК:

 «Белая горячка. – Да, белый, белый, совсем горячий».

 «Минуточку, мину-точку, будьте добры, помедленнее, я записываю».

 «Запиши пока свой тост и в трех экземплярах представь потом в письменном виде»

 «Мы вас вылечим: алкоголики – это наш профиль»

 «Отдай рог, отдай рог, я тебе говорю, оба рога отдай!»

 

«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» (1980)

Главная отечественная мелодрама о «новых москвичах» также не обошлась без сцен распитий. И соблазнений тоже – юную Катю Тихомирову поют шампанским под «Бессаме мучо». Пьют и на свадьбе Тоси, и на встрече Кати из роддома. Но в настоящий запой погружается не кто иной, как очень положительный слесарь-интеллигент Гоша… А ведь его мог сыграть сам Владимир Меньшов, отчаявшейся найти главного героя на пробах, хотя в них участвовали Виталий Соломин, Леонид Дьячков, Иван Охлупин. Меньшов уже думал о кандидатурах Ефремова или Тихонова, когда пересмотрел «Девять дней одного года». К счастью, режиссер на стал слушать тех, кто говорил про Баталова, что тот стар, из «прошлого» времени... С ролью Катерины получилось наоборот: Меньшов честно предложил ее сыграть Ирине Купченко и Маргарите Тереховой (отказалась ради съемок в «Трех мушкетерах»). И только потом пригласил на пробы свою жену, Веру Алентову. Даже в эпизодах снялись звезды: Елена Ханаева (мать Рудика), Владимир Басов (гость Кати и Люды), Зоя Федорова (вахтерша тетя Паша, последняя роль Федоровой).

Худсовет «Мосфильма» даже не знал, как отнестись к картине, пока тогдашний директор студии Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, вдруг сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!» Но в приватном разговоре с Меньшовым попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. «Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!» Но режиссер уперся. «Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!» 

ЦИТАТНИК:

 «Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?»

 «В квартиру всех пускать, никого не выпускать! В случае сопротивления открывайте огонь».

 «Так, вечер перестает быть томным».

 «Хеллоу! Общежитие слушает!»

 «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» 

 

Фото ИТАР-ТАСС

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.