Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
9279 | 0

Наталья Селезнева: «Не хочу, чтобы надо мной смеялись»

Наталья Селезнева: «Не хочу, чтобы надо мной смеялись»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Обитательница просторной квартиры на Тверской показывает своих забавных кукол - ставит в ряд, нажимает на кнопочки, и те поют нестройным хором. Достает из потайного ящика тетрадь, испещренную стихами: Гафт по телефону читает, она записывает... Чудеса, будто бы время вспять. Та же “хорошая девочка Лида” из “Операции “Ы”...”, Зинаида Михайловна из “Ивана Васильевича”, пани Катарина из “Кабачка”. Те же восторженные глаза, тот же звонкий голос, обаятельная улыбка...

Та же, да не та - все-таки жизнь не прошла стороной. Сейчас Наталья Селезнева не столь уж часто появляется на сцене своего родного Театра сатиры, все реже снимается в кино. И не по банальным естественным причинам - возраст еще далеко не “тот”, с формой все в порядке, да и предложений в избытке. Так почему же?..

- Наталья Игоревна, верно ощущение, что профессия отошла для вас на второй план?

- Ну как сказать... Что-то выпрашивать, выискивать это не про меня. Можно было бы найти продюсера, режиссера, пьесу. Ходить, предлагать, пробивать. Говорят: если долго мучиться, что-нибудь получится. Но мне этого совершенно не хочется. Вы знаете, одна моя подруга, мудрая женщина, когда-то сказала: “Ходить надо туда, где нас любят”. С годами я поняла смысл этих слов, причем касаются они абсолютно всего: начиная от бани, магазина и кончая работой, высоким искусством. Если режиссер в тебя влюблен: видит только тебя, хочет работать только с тобой - сказать нет невозможно. А когда могут обходиться без тебя, я инициативу не проявляю.

- Многим актерам вашего поколения сейчас не до принципов - жизнь такая, что надо работать. У вас, так понимаю, несколько другая ситуация...

- Ну вот я работала в театральном доме “Миллениум”, мы играли “Восемь любящих женщин”. Играли долго, много ездили, и спектакль пользовался успехом. Потом как-то все это развалилось. А сейчас они меня пригласили в постановку по рассказам Зощенко, Нина Чусова ставит. Но пока все это так сыро, трудно что-либо сказать...

- Может, разочаровались в актерской профессии?

- Упаси бог! Никогда! Никогда я не могу этого сказать, потому что хочу играть и надеюсь, что, если здоровье позволит, обязательно буду. Как можно разочароваться в том, что составляет твою жизнь?

- Просто в вас энергия такая, что крутить турбину ГЭС и она, такое ощущение, остается нерастраченной.

- Да прям! Вы знаете, я горжусь тем, что помогала Андрееву (муж Селезневой, знаменитый актер и режиссер. - Ред.) и Гафту, когда они выпускали “Самую большую маленькую драму” по рассказу Чехова “Калхас”. Присутствовала на репетициях, кормила их, слушала, как они работают, принимала участие в обсуждениях. И в общем, без ложной скромности скажу, работала вместе с ними.

- Наверное. И они говорят, что если бы не я, то, может быть, все это и развалилось на каком-то этапе. То есть была скорее не музой - это все-таки очень высокопарно и нескромно звучит, - а цементом.

«Я ТАРЕЛКА ИЗ ДРУГОГО СЕРВИЗА»

- А как же личные амбиции, которыми напичкана профессия актрисы?

- В качестве музы, что ли?

Наталья Селезнева
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

- Меня настолько это удовлетворило - то, что отработала с ними прошлый сезон! Настолько напитало! Может быть, даже больше, чем если бы сама что-то сыграла. А у себя в Театре сатиры я с удовольствием играю в пьесе Шендеровича “Вечерний выезд общества слепых”, мне очень нравятся мои партнеры, замысел спектакля, сюжет. Дело происходит в метро, в вагоне поезда, который остановился в тоннеле. И сидят люди абсолютно разных социумов, начиная от бомжа и гастарбайтера, кончая бабулькой с ребенком, дамой, которая выпила и не смогла сесть за руль, - я играю эту даму. И это такой собирательный образ, она для меня где-то и депутат Госдумы, и старорежимная дама партийная, коммунистка. А в момент, когда моя героиня понимает, что, может быть, это последние минуты ее жизни, все это сбрасывается и она превращается в человека. В одну секунду пересматривает всю свою жизнь... Ой, играю с удовольствием!

- Раз в месяц?

- Нет, два-три. И второй спектакль с удовольствием играю - это “Идеальное убийство” с Ольгой Александровной Аросевой, Федором Добронравовым и молодыми актерами...

- Не маловато для вас два названия? Все-таки прима...

- Это кто вам сказал, что я прима? Ну кто вам сказал?! Это ваше субъективное мнение. Прима для меня - Алиса Фрейндлих. Вот прима!

- А себя видите на какой ступеньке?

- А вы знаете, я себя никак не вижу. Вот представьте, никогда не клала себя на аптекарские весы и не ставила гирьки на другую чашу. Об этом просто не задумывалась.

- Даже во времена “Кабачка”,  когда по улице не могли спокойно пройти?

- А уж тогда тем более - были совершенно другие заботы, надо было воспитывать сына, ставить его на ноги, доставать продукты, решать бытовые проблемы. Тогда вообще было не до оценок.

- Неужели ни разу голову не повело от славы и успеха? Это же так пьянит.

- Нет, не вело голову никогда. Кроме разве что тех моментов, когда мы с Гайдаем выезжали на фестивали в такие страны, как Швейцария, Италия, Франция...

- Там ощущали себя кино­звездой?

- Нет! Никогда! Ой, это вообще такое дурное, такое мещанское понятие - ощущать себя кем-то. Внимание зрителей у меня вызывало удивление: ой, надо же, оказывается, нас здесь любят, оказывается, нас здесь ценят. Но мысли были совершенно спокойные, земные... Да нет, это вообще дурь какая-то - себя проецировать на небосклоне звезд.

- Дурь, надо сказать, весьма распространенная.

Наталья Селезнева
«Иван Васильевич меняет профессию»

- Этого всего не понимаю. Я, наверное, тарелка из другого сервиза. Я люблю книжки, люблю больше всего на свете Пушкина. И когда слушаю Познера, все время думаю: вот если бы меня он спросил о желаниях заветных, как спрашивает своих гостей, я бы сказала, что мое желание - провести день с Пушкиным. А потом бы добавила: нет, сутки. Вот я хотела бы провести с ним и день и ночь.

- Ну так вы же Натали.

- Да, я Натали. Хотя и задумываюсь: ведь мы - люди таких разных эпох! Внук мой, которому 17,5 лет, живет совершенно в другом измерении. А тут разница почти в 200 лет! И как бы я с ним общалась? Наверное, только бы читала его стихи...

- А с внуком почему живете на разных планетах?

- Потому что он сидит в интернете, знает всю эту технику, общается по скайпу. Ему это намного интереснее, чем слушать мои нотации, которые, естественно, имеют место быть.

- Но вы, мне кажется, очень современный человек, на редкость современный. И вас, ворчащей на нынешнюю молодежь, представить сложно.

- Нет, я иногда ворчу. По какому поводу? Как говорил Плучек: “Самое трудное - напоить осла, который не испытывает жажды”. Вот я ворчу, когда чувствую это “неиспытывание” жажды... Вообще молодежь люблю, в театре молодые актеры подходят ко мне, советуются, иногда даже исповедуются. Но нынешние молодые люди попали в очень трудный период становления нового государства, они сегодня пишут историю. И как будет написана эта история, какой будет учебник, я еще не знаю.

«ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ МНЕ ОМЕРЗИТЕЛЬНЫ»

- Что больше всего настораживает в дне сегодняшнем?

- Меня угнетает негатив, который во многом заполонил сегодняшнюю жизнь. Пошлость, бескультурье, неуважение людей друг к другу, отсутствие доб­роты. Отсюда и многие беды нашего общества. Наркотики, считаю, вообще чума XXI века!..

- С этим сталкиваетесь? Видите в жизни?

- Мне везет, в жизни я этого не вижу. Вообще по природе своей я человек наивный, всегда верю в лучшее. Даже если кто-то ведет себя неадекватно, я не приписываю это тому, что он под какими-то кайфами.

- И часто люди пользуются вашей наивностью?

- Вы знаете, вот говорят: стакан наполовину пуст или наполовину полон. У меня стакан всегда наполовину полный. Поэтому меня легко обмануть, очень легко. Но если себя ловлю на том, что начинаю сомневаться, так это или не так, я думаю: о, как жизнь меня поменяла! Я, которая была доверчива до невозможности всегда, - и вдруг в чем-то сомневаюсь! Это совершенно для меня новое качество и не слишком приятное. Все-таки, несмотря на возраст, хочется оставаться доверчивой, восторженной, а не уныло скептичной.

- Вас такой и воспринимают начиная от “Операции “Ы”...”

- А я такая и есть!

- Как же сохранили в себе ту девчонку?

- Но я ничего для этого не делала. Если это так, то, наверное, в моем возрасте это плохо, наверное, уже произвожу впечатление старой дурочки... Понимаете, когда вижу наших красавиц-актрис, советских, в каких-то безумных шляпках, с глазами, подведенными до ушей, в мини-юбках, мне больно. Я не хочу, чтобы над актрисами моего поколения смеялись. Над их подтяжками, надутыми губами. Их уважали, их обожали. И сегодня не должны смеяться.

- Красавица-актриса - часто страшная судьба.

- Не знаю, не задумывалась. Я же не красавица. Красавица у нас - это Ирина Алферова. Недавно посмотрела фильм про Абдулова, увидела ее вместе с Сашей и поняла, что она женщина абсолютной красоты, просто живописной. А я... У меня есть другие достоинства. Даже внешние. Наверное, какое-то обаяние, гармония...

Наталья Селезнева
«Я увидела Андреева на кинопробах и влюбилась»

- Изюминка, да?

- Для кого-то изюминка, для кого-то вишенка на торте. Не знаю, но что-то, наверное, есть, - чего же дурочку валять?

- А подтяжки и надутые губы, как вы говорите, изюминку убивают?

- Да нет, я никого не осуждаю, каждый живет как хочет. Чего осуждать, если многие люди переделывают себе пол. Делают по 25 операций и потом говорят: вот я сейчас женщина и чувствую себя прекрасно. Чего лезть в это? Могу лезть в то, что я против однополых браков. В это я лезу. Просто как гражданин. Мне противно это, мне омерзительно. Двумя руками поддерживаю французов, которые митингуют против однополых браков, и надеюсь, что в нашей стране их никогда не будет. Россия себе этого не позволит.

- Наталья Игоревна, не слишком-то вы толерантны. Тем более что среди ваших коллег однополая любовь не редкость.

- Это личное дело каждого. Пусть за закрытой дверью человеку будет хорошо. Но за закрытой дверью! А когда это узаконивается, становится нормой жизни, я выступаю резко против.

- Мне кажется, что у вас было очень много поклонников...

- Банальный вопрос.

- Это не вопрос. Хотя банальность тут так и просится. А вопрос про супружеское постоянство с Андреевым. На чем оно держится?

- На постоянстве. Постоянство базируется на постоянстве - это тавтология, но факт. Бескорыстные отношения были изначально. Сегодня многие женщины ищут мужчину, на которого они могут навесить свои проблемы. Но разве мои отношения с Андреевым на этом строились? Конечно же нет.

- Не сомневаюсь. Хотя, вы знаете, одна известная актриса как-то сказала: “Будь я женой Панфилова, была бы не хуже Чуриковой”.

- Нет, Инна могла быть женой кого угодно. Ее талант огромный, данный ей свыше и трудолюбием превращенный в гениальность. Это особая актриса, и ей совершенно не нужен был муж-режиссер. Я думаю, это просто любовь.

- Ваша знакомая Роза Сябитова ваш брак с Андреевым называет идеальным...

- Спасибо ей за это, думаю, у нее большой опыт.

- Да. Но идеальным в каком смысле? Роза говорит: “Какой мудрой оказалась Наташка - у нее же карьера была круче, чем у Андреева. Она ради мужа и ребенка отошла от карьеры и сейчас пожинает плоды”.

- Вы знаете, в 22 года вот так анализировать, как сегодня анализирует Роза, было нереально. Я просто встретилась с ним на кинопробах фильма “Калиф-аист”.  И влюбилась... А что, стыдно признаваться в таких чувствах? Да, увидела и влюбилась. Вот биотоки совпали абсолютно, и я поняла, что это мой человек, у меня загорелись глаза, мне захотелось проводить с ним время, видеть его, слышать, быть с ним. И быть ему необходимой. Вот и все.

- И разница в возрасте не смущала?

- Ничего вообще не смущало! Нам негде было жить, не на что. Но разве это играло какую-то роль? Разве в этом дело? Просто нужно было быть вместе... “Сними ладонь с моей груди, мы провода под током...” А сегодня совсем другое, сегодня проводов под током у людей все меньше, чувствами руководит разум.

- В вашей романтичности никто не сомневается. А прагматизм что же, чужд?

- Сегодня? Уже нет. Потому что, когда появилась, извините, семья, мне нужно было за нее отвечать. А рядом еще такой творческий человек, как Андреев. Просто жизнь заставила стать практичной.

«СКАЗАЛА АСТАХОВУ: ХОЧУ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНОЙ»

- Жена вашего друга Гафта Ольга Остроумова говорит: в этой семье я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик, потому что Гафт витает в облаках.

- У меня все то же самое. Мы в этом смысле с Олей очень похожи.

- Но от вас, извините, веет благополучием...

- Что вы имеете в виду? Почему вы так решили?

- По некоторым моментам, некоторым деталям. Судя по всему, вы действительно можете не соглашаться на любые роли, имеете возможность выбирать...

- Во-первых, сплюньте - тьфу-тьфу-тьфу, постучите. А потом я не очень люблю это слово “благополучие”. Оно какое-то дву­смысленное, в нем проскакивает элемент мещанства.

- Но многим актрисам вашего поколения живется сейчас непросто.

Наталья Селезнева
45 лет вместе

- Вы знаете, я никогда не лезу в чужую жизнь, когда меня об этом не просят. И уж тем более не интересуюсь какими-то интимными подробностями жизни своих коллег. Это их жизнь! Наверняка в их жизни очень много и трудного, и грустного...

- В вашей тоже? Несмотря на видимое благополучие, хоть это слово вам не нравится?

- Я не знаю, что такое благополучие. Я знаю только одно, что Юлия Константиновна Борисова, актриса Вахтанговского театра и мой кумир, очень мудрый человек, говорит: когда я опустилась на самое дно, снизу вдруг постучали. Предела человеческой трагедии нет. Но многие эту трагедию переносят с таким достоинством! А кто-то даже на мелочах ломается.

- Со стороны глядя, кажется, что в вашей судьбе обходилось без трагедий, без болезненных падений...

- Вы не препарируйте мою судьбу, не надо. Откуда вы знаете? Со стороны такое ощущение? Ну слава богу, что оно такое... Я стараюсь жить по кодексу своей чести и совести.  И вы знаете, у меня установка - стараться каждый день делать добрые дела. Сегодня, например, позвонил муж одной очень уважаемой актрисы, попросил устроить его к врачу. Вот утро у меня началось с того, что я устроила его к лучшему урологу России. То есть день начался с доброго дела. Да мне и самой от этого жить легче.

- Помню, вы говорили, что готовы заняться общественной деятельностью на государственном уровне, а вас не зовут. Чувствуете в себе политический потенциал?

- Политический - нет, а социальный - да, конечно. Я могла бы много сделать и по максимуму отдать себя, свое свободное  время, свою душу на благо. Чем бы занялась? Детьми. И неблагополучными, и благополучными... Года полтора назад подошла к Павлу Астахову и сказала: “Павел, у меня большой жизненный опыт. Я люблю людей, я хочу быть вам полезной. Берите меня в свои поездки, я буду вам помогать”. Он ответил: “Да-да, обязательно, дайте ваш телефон”. И даже записал в мобильный мой номер. Но звонка не последовало. К сожалению. Если он не сумел во мне увидеть человека, который мог быть полезным, то мне очень грустно. Ведь я бы это делала с удовольствием: в свое свободное время и на свои собственные деньги.

- А у вас нет ощущения, что сейчас такое время, когда никому ничего не нужно?

- Я не хочу это ощущать, вот знаете, не хочу. Я хочу верить в то, что есть неравнодушные и их намного больше. Неужели люди идут во власть только ради себя? Только ради своей карьеры и собственного благополучия? Подождите, ну есть же исключения! Вот я вспоминаю, как Андреев был депутатом Моссовета. Боже мой, сколько он делал добра! Мало того: когда не успевал, свои обязанности он навешивал на меня. И, помню, вечером, зимой, я ехала и доказывала, что именно этой женщине обязательно надо поставить телефон и именно эту семью надо поставить в очередь на расселение...

- Хотите быть доброй феей?

- Нет-нет, не доброй феей. Нормальным человеком. Понимаете - нормальным...

Дмитрий Мельман

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.