Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
3175 | 0

Леонид Филатов. Временно ушедший

Леонид Филатов. Временно ушедший
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Когда-то он написал: «Актеры - удивительное племя. И если умирают - то на время...» Недавно исполнилось десять лет, как с нами нет Леонида Филатова. Блистательный актер, талантливый писатель и поэт, интересный режиссер - Филатов старался успевать везде и во всем. И успевал. Страшная болезнь выбила его из колеи, лишила сцены, но окончательно так и не сломала.

Последние годы он не выживал - жил. Хотя каждый день этой жизни давался с огромным трудом. Безнадежно больной, Филатов вернулся в театр уже в качестве драматурга, писал книги, вел передачу на ТВ, где вспоминал ушедших из жизни актеров. Теперь о Леониде Филатове вспоминают его друзья и коллеги…

ЛЮБОВЬ НЕСЧАСТНАЯ И СЧАСТЛИВАЯ

Актером стать Филатов не мечтал. Сразу после окончания школы он приехал из Ашхабада в Москву поступать во ВГИК. Но не на актерский, а на режиссерский факультет. Однако с удивлением узнал, что вступительные экзамены туда начнутся только в августе. Денег у молодого абитуриента хватало лишь на полмесяца, но и возвращаться домой несолоно хлебавши совсем не хотелось. Кто-то из знакомых посоветовал не терять времени и поступать на актерский. После этого Леонид спросил: «А где учатся Никита Михалков и Настя Вертинская?» Ему ответили: «В Щукинском». «Вот туда я и поступлю».

Нина РУСЛАНОВА (актриса, однокурсница Филатова):

- Учился он едва ли не лучше всех. Почти все пятерки, даже по научному коммунизму. Вообще Леня по характеру - прирожденный лидер и в нашей группе всегда был на особом счету. Вместе с Володей Качаном и Борей Галкиным, его соседями по комнате в общежитии, они постоянно собирали вокруг себя полкурса. Леня уже тогда писал стихи, Володя Качан - музыку, и эти песни распевал весь институт. Да что там институт - их «Оранжевого кота», почитай, весь город пел… Чего только не выкидывала эта троица. Помню, в один из дней они пришли в институт постриженными налысо. Почему? Это никому и в голову не приходило спросить - все настолько привыкли к их неординарным поступкам. Несмотря на это, Леня был по-настоящему серьезен, когда разговор касался творчества. И невероятно амбициозен. После выпускного экзамена мы всем курсом собрались в кафе, как обычно, пели, немножко выпивали и наперебой хвастались, рассказывая о своих планах. Леня сидел молча, слушал. А потом, затянувшись очередной сигаретой, сказал: «Ковер покажет». Одной единственной фразой «убрав» всех…

 На четвертом курсе Филатов влюбился. Пылко, страстно, но, увы, безнадежно. Его избранница, студентка «Щуки» Наташа Варлей, хоть и училась на два курса младше, к тому времени уже успела сняться в «Кавказской пленнице». Филатову она взаимностью не отвечала.

Татьяна СИДОРЕНКО (актриса Театра на Таганке, однокурсница Натальи Варлей):

- Нет, она не отталкивала Леню, позволяла любить себя, даже не ухаживать, а именно любить, общалась с ним. Но не больше. А он из-за этого страшно переживал. Мы с Леней часто сидели в одном кафе на Арбате, он рассказывал о своей любви, говорил, что страдает, просил у меня совета. А что я могла ему посоветовать? Сидела, слушала, боясь лишним вздохом ему как-то помешать. Ведь для меня Филатов, да и вообще тот курс (Саша Кайдановский, Боря Галкин, Володя Качан, Ваня Дыховичный, Нина Русланова) казались какими-то небожителями. Со стороны ими можно было только любоваться. Например, они часто забавлялись такой игрой: кто-нибудь говорил ключевую фразу, скажем: «идет дождь», «светит солнце» или «дяденька шагает по улице», - а Филатов должен был с ходу придумать стихотворение. Леня начинал быстро-быстро ходить из стороны в сторону. А через какую-то минуту рождались рифмы - одна за одной, одна за одной. И так здорово получалось, так смешно. Юмор у Леньки был не особо ласковый, он не щадил никого. Впрочем, как и себя. Уже в Театре на Таганке, где мы оба вскоре оказались, когда при нем кто-то начинал жаловаться на свою судьбу, обычно обрывал резким тоном: «В первую очередь в этом виноват ты сам. Либо добивайся чего-то, либо уходи из профессии». Но если вдруг с этим человеком случалось несчастье - всегда вставал на его сторону. Понимая, что сильнее, что талантливее...

После окончания училища многие отговаривали Филатова идти к Любимову. Убеждали, что Таганка - не его театр, что там собрались не психологи, а сплошные горлопаны. Но он все же решился и почти сразу был зачислен в основной состав труппы. А вскоре женился на актрисе театра Лидии Савченко. И слыл примерным семьянином, пока не встретил Нину…

Александр МИТТА (режиссер фильма «Экипаж»):

- Однажды после работы мы решили собраться. В чисто мужской компании. И тут, немного смущаясь, Леня говорит: «Ребята, должен перед вами извиниться. Я позвал с собой даму сердца. Только вы не удивляйтесь, если я поведу себя как-то странно». Надо сказать, что Филатову не везло с женщинами - все время попадал в какие-то неудачные истории. Я не знал, кто придет, но дверь открылась, и вошла Нина Шацкая - ослепительная красавица. Ну, думаю, опять Леня влип. Она ведь была женой Валерия Золотухина. Филатов встал перед Ниной на колени и поцеловал ей руку. Леня вообще ухаживал за дамами довольно старомодно. Для него это было так органично - поцеловать женщине руку. На следующий день он мне признался: «Я такой счастливый. Все мои чувства сконцентрированы на Нине». И она стала для Лени настоящим ангелом-хранителем. Всякий раз, когда потом встречались, он меня предупреждал: «Я к тебе приду с подарком». И приезжал с Ниной. Леня считал, что общество этой женщины - подарок для всех.

ГЕРОЙ СЛЕДУЮЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

По-настоящему в кино Филатов пришел достаточно поздно - в 34 года. До фильма «Экипаж» у него было несколько работ, но все они прошли незамеченными.

Лев ДУРОВ (актер):

- Когда-то Леню запрещали снимать. Он входил в так называемый список актеров «с отрицательным обаянием», где кроме Филатова стояли фамилии Высоцкого, Ролана Быкова... Хвала и честь тем режиссерам - Митте, Худякову, - которые смогли наплевать на все запреты и дали Лене жизнь в кино.

«Экипаж» стал первым советским фильмом-катастрофой и пользовался бешеным зрительским успехом. А Филатову, исполнившему роль эдакого плейбоя «с отдельной квартирой, машиной и цветомузыкой», картина принесла статус одного из самых снимаемых актеров нашего кино, а заодно и секс-символа 1980-х.

Александр МИТТА:

- На съемках Леня всегда был недоволен собой. Каждой сценой, каждым эпизодом. Поэтому всякий раз делал по нескольку дублей. Вот есть красивое выражение: «сжег себя на работе». На самом деле работа его съедала - он был на ней просто зациклен. В перерывах между съемками не сидел с компанией по кафешкам, не чесал языком направо и налево. Любил уединение. Запирался в комнатке и читал Чехова, Пушкина, томики которых таскал с собой везде и всюду…. Леня, конечно, актер международного класса. Когда я увидел, как он работает, помню, сказал ему: «Ты будешь современным героем следующего десятилетия». И ведь так и получилось - после «Экипажа» он стал нарасхват, снимался по две-три картины в год...

 Своим самым удачным фильмом Филатов считал «Успех» Константина Худякова. Здесь он сыграл театрального режиссера, молодого и амбициозного, буквально идущего по трупам (по сценарию режиссер Фетисов ради призрачного успеха снимает с роли пожилого актера, которого сыграл Лев Дуров, после чего тот умирает). И это на фоне событий, происходящих в Театре на Таганке, где несколько актеров, в том числе и Филатов, бойкотируют назначение на должность главрежа Анатолия Эфроса. В 1987 году Эфрос скончался, и его смерть некоторые поставят в укор бывшим таганковцам.

Лев ДУРОВ:

- Посмотрев тот фильм, многие говорили, что Филатов сыграл здесь самого себя. Что он такой же жесткий, принципиальный, не жалеющий никого, в том числе и себя, человек. Ничего подобного. Леня тоньше, мягче. Он, конечно, не любил дилетантов, поскольку сам был высочайшим профессионалом. Но умел прощать. Если кто-то скажет, что Филатов нанес ему большую обиду, тот человек соврет. А вот самого Леню обижали неоднократно.

 На середину 1980-х приходятся три самые звездные роли Филатова в фильмах «Чичерин», «Забытая мелодия для флейты» и «Город Зеро».

Анатолий МУКАСЕЙ (оператор фильма «Чичерин»):

- По тем съемкам он мне не показался, что называется, легким человеком. Ничего не ест, только кофе и бесконечные сигареты, жесткий, всегда напряженный, когда был в кадре, его раздражал любой посторонний шум. Как только слышал посторонние разговоры, моментально взрывался: «Прекратите болтать, иначе на съемочную площадку больше не выйду!» Даже на режиссера Зархи повышал голос, если тот пытался на ходу что-то исправить. Говорил: «Александр Григорьевич, замолчите, не мешайте работать. Сниму дубль - потом сделаете поправки». Леня не был компанейским, дружил очень избирательно. И только когда мы стали более тесно общаться, я понял, что вся его внешняя жесткость - обманчива. С людьми, которые ему были приятны, Леня становился очень мягким и даже каким-то беззащитным. Помню, в последний съемочный день мы уговорили режиссера отпустить нас пораньше - чтобы успеть пройтись по магазинам. Вечером возвращаемся с «уловом» в гостиницу, спрашиваю Филатова: «Чего купил?» «Да вот, жене кое-что приобрел». Открывает сумку - а там одни женские вещи. Я аж не выдержал: «Ты что, Леня?! Сам же говорил, что нужны брюки, ботинки...» Он только рукой махнул: «Ничего мне не надо».

 Эльдар РЯЗАНОВ (режиссер фильма «Забытая мелодия для флейты»):

- На главную роль в «Забытой мелодии» он подходил идеально. Чтобы сыграть этого чиновника-хамелеона, нужен был молодой, красивый, обаятельный, сексапильный актер. Сразу решил, что это будет Филатов. Полгода я его ждал, пока он снимался в «Чичерине». Начальство торопило, настойчиво рекомендовало взять другого актера, да и натура уходила, но я стоял за Филатова насмерть. И, как выяснилось, не прогадал. Работать с ним было замечательно. Леня вообще очень дисциплинированный актер. Всегда предельно собран, всегда готов к съемке - настоящий профессионал. Его нацеленность только на работу просто потрясала. Особенно мне запомнился такой эпизод. Мы поехали на Неделю советского кино в Исландию и Норвегию. Причем и он, и я были в этих странах впервые. Ну я, понятное дело, целыми днями пропадал на экскурсиях, любовался красивыми пейзажами: гейзеры, фьорды... А Леня все это время не выходил из гостиницы. Думаю, у него уже тогда начиналась эта злополучная болезнь. Но он не просто сидел в номере, а сочинял. Сочинял как сумасшедший, прикуривая от одной сигареты другую.

Карен ШАХНАЗАРОВ (режиссер фильма «Город Зеро»):

- С той картиной мы много путешествовали по разным фестивалям. А однажды вдвоем поехали в испанский Вальядолид. Надо сказать, что Леня был фанатичным любителем кино. И, естественно, хотел на этом фестивале многое посмотреть. А я только закончил картину, немного устал от кино, и мне было лень по нескольку часов сидеть в душных кинозалах. Поэтому и тянул Леню на улицу: прогуляться по городу, посидеть в ресторане. Так он ни одной картины и не посмотрел. В конце концов нам вручили главный приз - «Серебряный колос». А тут мы узнаем, что нашей картине еще и в Чикаго дали первую премию - «Золотого Хьюго». На радостях решили это дело отметить. Зашли в ресторанчик, посидели. А когда вышли, я обратил внимание, что на противоположной стороне красуется вывеска: «Секс-шоп». Спрашиваю у Лени: «Ты был когда-нибудь в секс-шопе?» «Нет». «Вот и я ни разу. Давай зайдем». Филатов долго мялся, но я его уговорил. Нам объяснили: чтобы посмотреть двухминутный ролик, нужно опустить в автомат одну песету. Леня, как только увидел этот ролик, чуть не выбежал из секс-шопа. «Нет, - закричал, - я не могу это смотреть». А когда его две минуты истекли, он с виноватым видом подошел ко мне и чуть слышно пробурчал: «Слушай, Карен, дай мне еще одну песету».

«ЕГО МОГЛО СПАСТИ ТОЛЬКО ЧУДО»

 В 1990-м Филатов снял свой первый и, как оказалось, единственный фильм – «Сукины дети». Вновь на тему конфликта внутри театральной труппы. Теперь уже на фоне настоящего раскола коллектива Театра на Таганке на два лагеря: Любимова и Губенко. И очередного ухода Филатова из театра. Роль режиссера - врага актеров - Филатов не доверил никому и сыграл сам.

Владимир ИЛЬИН (актер, сыгравший главную роль в фильме «Сукины дети»):

- С Ленечкой, иначе его и назвать не могу, мы познакомились задолго до «Сукиных детей», еще в середине 1970-х. Ребята из труппы Театра на Таганке, по 15-20 человек, тогда почти каждый выходной совершали своеобразный культпоход. Брали с собой термос, запасались бутербродами и от Павелецкого вокзала на электричке отправлялись до станции Белые столбы, где находится Госфильмофонд. А там почти целый день смотрели кино. Моя жена Зоя, актриса Театра на Таганке, частенько брала меня с собой в те поездки. Вот там-то, в перерывах между трехчасовыми сеансами заглатывая бутерброды, мы и подружились. А в 1990-м он меня пригласил в свой режиссерский дебют - картину «Сукины дети», где создал потрясающую атмосферу. Знаете, как в театре говорят: «Против кого будем дружить». Так вот на тех съемках никто не дружил «против». Все дружили «за». За Ленечку. Своим юмором, умением находить выходы из любых ситуаций он влюбил в себя всех. Помню, в последний съемочный день мы, актеры, слегка расслабились - ну приняли немножко на грудь. В общем, свою «капельку» текста я пробормотал так, что никто и понять не смог. Филатов посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Так, Володя. Еще дублик. Только теперь по-русски».

 А в 1993-м с Филатовым случился микроинсульт. Первое время врачи не могли определить: от чего у актера так резко повысилось давление. Перепробовали все средства лечения, но, как оказалось, тем самым только усугубили первопричину болезни. Только через полтора года после заболевания выяснилось, что причиной всему - почки. Но драгоценное время было упущено.

 В Центре трансплантологии искусственных органов Филатову были проведены две сложнейшие операции: сначала по удалению отказавших почек, а потом по пересадке донорской. Все эти годы он, как мог, сопротивлялся болезни. Но болезнь оказалась сильнее. 26 октября 2003 года Филатова не стало.

Леонид ЯРМОЛЬНИК (актер, близкий друг Филатова):

- Последние годы он был прикован... Нет, не к кровати, но к дому. Башка работала замечательно, Леня мог ходить минут 30-40, но потом ему обязательно нужно было полчаса полежать. Просто сил не оставалось... Вообще люди с донорской почкой живут максимум 8-10 лет. Леня прожил в два раза меньше. В его положении любая простуда, любое даже самое легкое заболевание грозило катастрофой. Когда мы узнали, что у Лени двухстороннее воспаление легких, конечно, поняли - это трагедия. Его могло спасти только чудо. Но чуда не случилось - произошло отторжение почки. Даже если бы удалось вылечить пневмонию, с новой донорской почкой он бы жить уже не смог. И был бы обречен остаток дней провести на гемодиализе - подключении к искусственной почке. А это мучение невероятное. Физическое для него и душевное для нас, его близких. Может быть, даже большее, чем от его потери. Наверное, так говорить - кощунство. Но, уверен, Ленька, если там на небесах сейчас слышит мои слова, меня поймет... 

                                                                                                                      Фото 1tv.ru

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.