Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
9394 | 0

Елена Образцова: «Никто не увидит мою старость»

Елена Образцова: «Никто не увидит мою старость»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Вот уж точно - как гром среди ясного неба. Кто угодно - только не она. Ведь, казалось бы, еще вчера она привычно широко улыбалась с экрана телевизора, сидя в жюри проекта «Большая опера».  Но вот занавес упал - в понедельник из Германии пришла скорбная весть о смерти великой певицы.

Она не появилась в новогоднем эфире на канале «Культура». Но ни у кого даже мысли не возникло заподозрить неладное. Это сейчас, уже задним числом, вспоминаются слова пресс-секретаря певицы, сказанные в ноябре: «Врачи посоветовали Елене Васильевне уехать на зиму в Германию из-за более благоприятного климата» - так объяснялась отмена ее концерта в Кремлевском дворце...

После смерти Галины Вишневской Образцова оставалась последней легендой советской оперы, настоящей примой без всяких там комплиментарных преувеличений.

Еще в 1962 году всем стало ясно - родилась новая, яркая, ни на кого не похожая звезда. Две золотые медали - на фестивале молодежи и студентов и на конкурсе вокалистов им. Глинки. И вот уже Большой театр предлагает студентке любые партии на выбор. Она начала с Марии Мнишек в «Годунове» и своим исполнением покорила не только Самозванца, но и взыскательную публику Лондона, Парижа, Нью-Йорка...

- Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции, - вспоминала Образцова о своем дебюте. - Помню, как стояла за кулисами и говорила себе: «Борис Годунов» может идти и без сцены у фонтана, я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду». У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы.

Потом было еще более 80 партий, и каждая вызывала неизменный восторг у публики. Не просто же так ее назвали «лучшей Марфой планеты» и «лучшей Кармен в мире»!

кадр из фильмаОБВИНЕНИЕ ВИШНЕВСКОЙ

Ее жизнь вне сцены тоже можно, под стать фамилии, назвать образцовой. Никакой звездности, никаких капризов, скандалов. И из Большого театра, где все вышеперечисленное в чести, она ушла так тихо, что мало кто и заметил. Последний раз Образцова пела на сцене Большого за два месяца до памятной реставрации. А на Новой сцене петь попросту не захотела - не та акустика, объясняла она, да и здание не приспособлено к опере. Из своего ухода Елена Васильевна не стала делать бомбу - не тот характер. Однако бомба все-таки взорвалась. В виде книги Галины Вишневской, с которой, как оказалось, Образцову связывали непростые отношения.

«Я познакомилась с нею в 1961 году в Хельсинки на молодежном фестивале, - писала Вишневская в своей книге «Галина». - Я забрала ее в класс тут же в консерватории, где и проходил конкурс, и с тех пор по два раза в день стала с нею заниматься - после четырехчасового утреннего прослушивания, вместо своего обеда, и снова, тоже после четырехчасового вечернего прослушивания, полумертвая от усталости. Естественно, я занималась с нею бесплатно. Когда через неделю она вышла в Большом зале консерватории - ее буквально нельзя было узнать. Еще неделя занятий, и она получила первую премию. Я была счастлива за нее больше, чем за свои успехи... И вот теперь эта Лена, которую я вытащила за шкирку, как тонущего щенка, и на пуховых подушках принесла в театр, бедная Лена с глазами, всегда готовыми для слез, пошла с доносом на Славу (Ростроповича, мужа Вишневской. - Ред.) и на меня, так щедро дарившую ей самое дорогое, что у меня было, - мое искусство».

Это было серьезное обвинение. В предательстве, в аморальном поступке. Ведь, устранив таким образом соперницу, Образцова сама становилась первой примой Большого театра. Елена Васильевна никогда не комментировала слова Вишневской. И все-таки не так давно нам удалось разговорить певицу.

- Елена Васильевна, неужели вам все равно?

- Ну, вы знаете, если человек говорит о ком-то плохо, он порочит только самого себя. Вот и все. И зачем об этом?.. Я лишь могу сказать, что такого в моей жизни не было. Знаете, я в себе уверена: никогда я плохого не делала. Никогда! Просто потому, что я человек верующий... Думаю, когда мы встретимся с ней там - вы понимаете, что я имею в виду, - ей будет неловко.

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

Ее личную жизнь бурной вряд ли можно было назвать. Два мужа - для оперной примы не так уж и много. Первым супругом стал Вячеслав Макаров - известный в научных кругах физик-теоретик, но совершенно не публичный, не светский человек. Их брак длился 17 лет. Все это время муж следил за домом, занимался дочерью, ждал великолепную супругу после концертов и гастролей. Елена Васильевна с теплотой вспоминала о нем, но никогда в ее словах не проскальзывало даже намека на сожаление по поводу развода. Хотя тогда, в момент расставания, Образцова переживала так, что у нее даже пропал голос и она совсем не могла петь.

Не жалела о распавшейся семье певица по одной простой причине - она влюбилась. В знаменитого литовского дирижера Альгиса Жюрайтиса, с которым познакомилась на сцене. Настоящим ударом для нее стала внезапная смерть второго супруга. Альгис никогда не жаловался на здоровье, страшная болезнь унесла его в одночасье. И от этой потери Образцова оправилась не скоро. Она до предела уплотнила свой гастрольный график, соглашалась на любую работу, лишь бы не оставалось времени на тягостные воспоминания. Но даже такая предельная, а временами и запредельная нагрузка не помогала - отчаяние было слишком велико. Именно тогда Елена Васильевна располнела, потеряла свою красоту. Началась дикая депрессия, из которой выйти ей помогла... другая работа - у своего друга Романа Виктюка Образцова дебютировала как драматическая актриса.

- Елена Васильевна, говорят, Виктюку удалось вас порядком развратить: остриг наголо, предлагал выйти на сцену голой и даже убедил сыграть садомазохистку? - спросили мы однажды певицу.

- Из всего перечисленного правда только последнее. Роман предложил сыграть садомазохистку, и я согласилась. Даже накупила в одном магазинчике специальных причиндалов... Ну, которые необходимы для садомазо. Но Роман передумал, и, к великому моему сожалению, спектакль не состоялся. Жаль, конечно, я очень хотела сыграть эту роль.

елена образцоваУ Виктюка она сыграла в спектакле «Антонио фон Эльба» - тоже весьма неоднозначном, после которого сплетники шептались об амурных отношениях между Образцовой и актером Дмитрием Бозиным.

- Я сейчас не помню, как тогда к этому отнеслась, - рассказывала нам дочь певицы Елена. - Пересуды, конечно, были, но относиться к ним как-то я просто не считала нужным. Это моя мама, она взрослый человек: как считает нужным, так и поступает - лишь бы ей было комфорт­но и интересно. Мне кажется, ничего ужасного нет в том, что мама играла в том спектакле, она ничем себя не унизила и не принизила. У нее тогда был очень сложный период в жизни, и ей надо было еще в чем-то реализоваться кроме оперной сцены.

- А как вы отнеслись к тому, что на конкурсе «Новая волна» ваша мама пела рэп вместе с Тимати?

- То, что моя мама современный человек и способна в своем возрасте на такое хулиганство, - это здорово. А что, разве все оперные певицы должны ходить в бальных платьях? Не стоит делать из них этаких сухарей, застегнутых на все пуговицы. Мама может позвонить мне и сказать: послушай анекдот, который мне рассказали. Когда мы встречаемся после долгого перерыва, мы первые полчаса смеемся. И в какой-то момент понимаем, что очень похожи друг на друга. Вообще нам вместе очень комфортно и удобно...

ОНА УШЛА К БОГУ

И в самом деле, несмотря на то что в прошлом году отметила 75-летие, она была современным человеком. Простым, не обремененным условностями и комплексами. И ведь действительно, чего ей было стесняться? Ей! Она все видела, цену знала всему на этом свете. Образцова не скрывала, что сделала несколько пластических операций, считала, что артисткам это необходимо, никто не должен видеть их старыми. Даже о смерти говорила так просто, что казалось, это совсем не страшно, даже наоборот...

- В моей жизни все было хорошо, - со своей неизменно широкой улыбкой рассказывала Образцова. - Я была счастливой и познала настоящую любовь. Очень любила своего мужа Альгиса Жюрайтиса и до сих пор его люблю... Конечно, и страдала, и горевала, когда он ушел от нас. Но однажды посмотрела изумительный японский фильм, состоящий из пяти новелл. Одна из них просто гениальная. Пришел в деревню странник, а деревня вся в цветах, люди в красивых одеждах, все улыбаются, вокруг царит атмосфера всеобщего счастья. Путник спрашивает: «Что же случилось?» Ему отвечают: «Сегодня умер житель нашей деревушки». «Как странно, а почему вы так радуетесь этому?» - удивляется странник. И ему объясняют: «Этот человек ушел к Богу, это же счастье...» Знаете, эти слова как бы вошли в меня, и я стала по-другому воспринимать жизнь. Я действительно уверена: если человек умирает, то он уходит в лучшую жизнь, к Богу...

Дмитрий Мельман, Ксения Позднякова, Андрей Князев

Фото ТАСС / Ю. Белинский, ТАСС / В. Мастюков, РИА “Новости”

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.