Общественные и социальные новости
2946 | 0

ЗИЛ: делится или умножается?

ЗИЛ: делится или умножается?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Что такое ЗИЛ? Он же АМО, он же АМО имени П. Ферреро, он же 1-й ГАЗ, он же ЗИС... Ну, конечно, промышленный гигант, город в городе со своими маршрутами автобусов на территории. Разумеется, гордость советской экономики со множеством дочерних компаний. Дома у меня стоит холодильник. Он хоть и работает, но уже не используется, отключен. Так вот этот холодильник я помню столько же, сколько себя. А мне 45 лет. И очень мне нравится то, что этот холодильник запирается на ключ. Зачем это нужно - непонятно. Может, в те далекие времена, когда он был создан и полстраны жило в коммуналках, это была защита от голодных соседей? А может, мог использоваться как сейф? Так вот это чудо техники, родом из моего детства и работающее поныне, носит гордое название ЗИЛ.

Ну да как бы то ни было, а известен завод имени Лихачева прежде всего своими автомобилями. Для чего, собственно, и был создан в 1916 году как Завод автомобильного московского общества. Изначально здесь планировалось развернуть производство лицензионного полуторатонного FIAT. Завод начал строиться под руководством известных специалистов А.В. Кузнецова и А.Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К.С. Мельников.

Однако вскоре грянула революция и все едва не пошло насмарку. Денег остро не хватало. Поэтому было решено начать отверточную сборку, закупая детали в Италии (ну все прямо как сейчас!). Затем завод стал вообще авторемонтным. И только в 1924 году начался выпуск первых советских грузовиков АМО-Ф-15. А в 1927-м директором завода был назначен И.А. Лихачев. И все же первые советские грузовики были очень дороги и нерентабельны. В 1930 году завод купил лицензию у Autocar из США, и в серию пошли АМО-1, АМО-2 и АМО-3, позже ставший ЗИСом. Но, пожалуй, самой удачной моделью завода является ЗИЛ-130, знаменитая "рабочая лошадка" с двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Нельзя не упомянуть и легендарную "катюшу", бесствольную систему полевой реактивной артиллерии. Принятая на вооружение 21 июня 1941 года пусковая установка на базе ЗИС-6 наводила такой ужас на фашистов, что могла остановить наступление только слухами о своем появлении на данном участке фронта.

Старшее поколение наверняка помнит и знаменитые легковые ЗИЛы, наравне с газовскими "Чайками, обслуживавшие высшее руководство СССР. На таких машинах принимали праздничные парады на Красной площади. Увы, теперь руководство России пользуется услугами немецкого автопрома.

Что еще вспоминается, когда речь заходит о заводе имени Лихачева?.. Конечно, это легендарный футбольный клуб "Торпедо", ныне, увы, совершенно бесхозный. А ведь команда была основана в 1924 году как клуб автомобильного завода АМО. Какие имена дал мировому футболу клуб "Торпедо"! Эдуард Стрельцов, Валентин Иванов, Слава Метревели, Валерий Воронин! Сегодня один из лучших, если не лучший, стадионов в Москве - имени Э. Стрельцова. Но вот незадача... "Торпедо" болтается в первом дивизионе, и не факт еще, что выйдет в Премьер-лигу. И отнюдь не по спортивным причинам. Нет денег, чтобы внести взнос за участие в ПЛ и обслуживание матчей. Между тем присутствуют и совсем непонятные вещи. Руководство стадиона им. Стрельцова требует с родного клуба по 1 млн 650 тыс. рублей за встречу. Ну это уже вообще ни в какие ворота.

АМО ЗИЛ тоже вряд ли поможет своим. Хотя чистая прибыль завода в 2013 году и составила 2769,4 млн руб., этого не хватит не только для содержания клуба, но и для поддержания собственных штанов.

Вместе с тем весьма отрадно, что свой культурный центр ЗИЛ не забросил и там проводятся различные интересные мероприятия. Кстати, на ЗИЛе работала знаменитая актриса Светлана Крючкова. После провала в Школу-студию МХАТ трудилась на заводе слесарем-сборщиком. Через год она поступала в Щукинское училище, но опять не повезло, и Светлана Николаевна опять возвращается на ЗИЛ. Работала там в три смены.

Что же происходит сейчас на заводе, давшем нашей стране столько знаменитых имен, моделей автомобилей, бытовой техники? Если коротко, завод дербанят. И этот процесс очень легко прослеживается. Вот, например, на официальном сайте ЗИЛа есть раздел "Вакансии". Открываем... и видим, что заводу никто (!) не нужен.

А вот в разделе "Недвижимость" - красота! Там и продажа, и аренда присутствуют в полном объеме. Вот как это выглядит: "Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) предлагает в аренду офисные, складские, производственные помещения различной площади (выделено модераторами сайта). Если указанные площади вас не заинтересовали, изложите, пожалуйста, свои требования и мы подберем для вас на территории АМО ЗИЛ альтернативные варианты". Другими словами, "мы согласны на любые ваши условия, только деньги несите!"

На этом фоне довольно-таки любопытно выглядит следующее программное заявление: "В соответствии со стратегическим направлением, заданным главным акционером - правительством г. Москвы, идут процессы оптимизации и переноса производственных мощностей в регионы и концентрация производственных подразделений на территории около 50 га. Остальная часть территории завода планируется для реализации различных девелоперских проектов". Конечно "перенос производственных мощностей в регионы" - прекрасно. Но! Есть ли в планируемых регионах специалисты, способные эти самые производственные мощности освоить? Люди-то вряд ли в регионы из Москвы переедут. А никакого сотрудничества с учебными заведениями руководством ЗИЛа не предусмотрено. Есть, правда, некая "Система подготовки кадров". Это тоже раздел с официального сайта. Жаль, газетная площадь не позволяет процитировать это "водное пространство" целиком. Но вот часть: "Задачами кадровой политики АМО ЗИЛ являются сохранение основного кадрового потенциала завода и пополнение его новыми квалифицированными кадрами, предоставление необходимых условий труда, мотивации персонала, обеспечение профессиональной подготовки и содействие личностному росту каждого сотрудника". Интересно, откуда берется пополнение квалифицированными кадрами? Об этом ни слова. И, повторюсь, каким образом сохранится кадровый потенциал завода при переносе мощностей в регионы?

Теперь о девелоперских проектах. Столичный департамент строительства (а город главный акционер АМО ЗИЛ, владеет более 50% акций) разрабатывает программу застройки территории промзоны ЗИЛа за счет городского бюджета. В планах департамента: строительство поликлиники и пожарного депо, а также модернизация улично-дорожной сети и проектирование детсада и школ. Проект рассчитан на 10 лет.

Плюс еще проводится конкурс, предметом которого является право заключения договора купли-продажи 99,9308%-ной доли в уставном капитале ООО "Промобъект", находящегося в собственности АМО ЗИЛ. Начальная цена продажи доли - 23,4 млрд рублей. Победитель будет определяться по следующим критериям: предложенная цена, сроки реализации, опыт работы (необходимо иметь за спиной не менее 10 млн кв. м построенного жилья) и показатели финансово-экономической деятельности претендента. Инвестор должен будет возвести около 1,5 млн кв. м жилья и апартаментов и энное количество объектов коммерческой недвижимости. Также победитель обязан будет до 2016 года демонтировать сооружения на площади 27 гектар, где город как раз и собирается строить те самые детские сады, школы и пожарное депо.

Есть еще любопытный проект строительства парламентского центра от Юрия Григоряна, руководителя бюро "Проект Меганом". По его плану на "носу полуострова" появится набережная и до Кремля можно будет добраться буквально за 5 минут. В свою очередь, строительство центра даст толчок развитию юго-востока Москвы, будут быстро построены дороги, станет понятно, кто купит квартиры в районе. А это придаст уверенности инвестору.

В общем, будут и "Технопарк ЗИЛ", и "Планета ЗИЛ", и паче чаяния парламентский центр. Ну и, будем надеяться, что-то останется на территории непосредственно для производства основной продукции завода. А она до сих пор очень разнообразна: эвакуаторы, пожарные машины, самосвалы, пищевые автоцистерны и много чего еще. Всего около 20 позиций. Плюс запчасти.

Внушает оптимизм и то, что ЗИЛ не отказался от своих социальных программ: работникам предлагается доступный отдых в оздоровительных учреждениях завода. Это санатории-профилактории в Подмосковье, база отдыха в Тверской области.

Таким образом, хотя АМО ЗИЛ, безусловно, находится в жесточайшем кризисе, выбраться шансы есть. Пусть ценой потери большей части территории (ну очень уж лакомый кусок - 275 га!), утраты былой спортивной доблести, (увы, футбольный "Торпедо" заводу не потянуть), ценой некоторых имиджевых потерь. Остаться бы на плаву! АЗЛК вот не выкарабкался.

...А я пойду загляну в свой отключенный холодильник ЗИЛ, возьму баночку варенья к чаю и запру бессмертный агрегат на ключ!

Алексей Речкин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.