Общественные и социальные новости
13299 | 0

Зачем мужчины идут в добровольцы

Зачем мужчины идут в добровольцы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«МН» попытался узнать у психологов, зачем идут в добровольцы.

ТОЛЬКО ПОЗВОНИ

Впервые со времен ВОВ у нас в стране начали записывать в добровольцы и отсылать на фронт. Одних это возмущает, других вдохновляет. За участие в военных действиях на территории других стран в России преду­смотрено наказание - до 15 лет лишения свободы.

И тем не менее периодически проходят сообщения о том, что добровольцев уже начали набирать в военкоматах. Так это или нет - редакции «МН» неизвестно. Зато любой может найти в интернете телефоны, по которым записывают в добровольцы.

Всем желающим предлагают приезжать в Славянск прямо на своей машине. А чего такого? Проехать нужно всего несколько блокпостов нацгвардии, «в машине не иметь ни камуфляжа, ни амуниции и подобного, с собой иметь паспорт, смену белья, средства личной гигиены для начала, годных к службе принимают сразу после беседы».

Или можно ехать сразу в Донецк, но там в добровольцы стоит очередь на несколько часов.

Нет машины? Не беда. Идите пешком через границу. Не знаете, как идти? Встретят, помогут. Рекрутирование основной массы добровольцев ведется в интернете.

Некто Александр Жучковский рассказывает, «как отдохнуть на Донбассе летом»:

«За сутки до прибытия в Ростов вы пишете на почту (указан адрес электронной почты. - «МН»), сообщаете о своей полной готовности и получаете предварительную инструкцию...

Ранее я советовал брать с собой форму и экипировку. Но теперь ввиду осложнения ситуации на границе и на местах (риск столкновения с противником увеличился) рекомендую до места окончательного расположения ехать в штатском и иметь про запас сумму денег, желательно не менее 20 тыс. руб., которые вы потом обменяете на гривны. На них вы закупите себе снаряжение в Луганске или Донецке. Командование старается обеспечить формой, но размер может быть не ваш. От лишних вопросов прошу воздержаться, все ответы вы получите уже на месте после дополнительной проверки вашей личности».

КРОВАВЫЕ ЗАПАХИ ТАЙГИ

Психолог Марк Сандомирский утверждает, что жизнь добровольца на войне составляет не более полусуток: «Если человек едет воевать, не имея за плечами ни военного образования, ни реального боевого опыта, то судьба его плачевна. Разного рода экстремалы отправляются на войну, полагая, что война - это то же самое, что прыгнуть вниз головой с моста, привязав себя за ногу резинкой. Такое удовольствие, развлечение. Но на деле оказывается совсем не то же самое».

По словам психотерапевта, значительная часть не имеющих боевого опыта добровольцев - люди в настоящий момент (или вообще по жизни) не вполне адекватные: «Они не могут оценить степень опасности, не представляют, что такое война, ищут приключений, но, увидев первые же трупы в первом бою, убегают с поля боя и едут обратно домой».

Врач-психореабилитолог Игорь Максимов с Сандомирским не вполне согласен: «Всех добровольцев можно разделить на три группы. Первая - адреналинозависимые. Они не один раз прыгнули с тарзанки, для них экстремальный спорт стал смыслом жизни».

Покорители Эвереста погибают не реже, чем участники боевых действий. Адреналинозависимым людям все равно куда, почему, зачем.

«У этих людей даже если и нет опыта участия в боевых действиях, но зато есть, например, многолетний опыт выживания при прыжках с парашютом, - говорит Игорь Максимов. - Адреналинозависимые изначально готовы ехать практически в любую горячую точку. Внутренне они постоянно нуждаются в испытании себя - у каждого из них есть история победы, когда этот человек не просто смог выжить в экстремальных условиях, а еще и проявил себя, например занял первое место на спортивных соревнованиях».

Такой человек без адреналина чувствует себя не в своей тарелке. Однако число таких людей ограниченно, а число желающих ехать воевать порой исчисляется сотнями и тысячами. Так кто же они?

А дело - в сперматозоиде. «На этот счет у науки есть такое объяснение, - поясняет Максимов. - Человек повторяет историю развития на клеточном уровне - к яйцеклетке стремятся миллионы сперматозоидов, но все они погибают, выживает один, он и оплодотворяет яйцеклетку. Каждый человек - это продукт того самого сперматозоида-победителя. Поэтому в каждом из нас заложено на уровне подсознания стремление выжить в экстремальных условиях и добиться победы. То есть тело требует испытаний героических, повторения пути, который прошел сперматозоид».

Вторая группа добровольцев - это так называемые социально ответственные. Для таких людей важна история семьи («деды воевали»), а также ощущение своей социальной значимости. Человеку хочется чувствовать, что он живет не в пустом пространстве, выполняет какую-то определенную миссию среди людей.

Собственно, эта группа «убежденных» обычно самая малочисленная. А кого же среди добровольцев больше всего? Это третья группа - те, кто идет воевать «за компанию».

«За компанию - это не значит, что в добровольцы приходит записываться толпа друзей-приятелей,- уточняет Игорь Максимов. - У человека вообще может не быть друзей, но он смотрит телевизор и видит, что многие его ровесники на фронте. И что вообще не записаться добровольцем - это уже немодно, несовременно и в целом вчерашний век. Получается, за компанию то же самое, что «за пропаганду».

Именно на третью категорию рассчитана агитация - первые две категории имеют очень низкую степень внушаемости. «Управлять первыми двумя категориями довольно сложно. У них самоактуализация самопроизвольно запускает пусковые крючки личностного развития. И, получив сигнал, люди в этом направлении двигаются».

ВСПОМНИТЬ МОЛОДОСТЬ

Считается, что в добровольцы идут молодые парни 20 лет от роду. Их «родная мать провожала», ну «тут и вся родня набежала».

Однако, если посмотреть списки погибших добровольцев, выясняется, что основной контингент тут под сорок или чуть больше за сорок. Психологи объясняют это просто: в каждом добровольце есть элемент суицидальности. В 20 лет человек обычно полон оптимизма, ему кажется, что все дороги для него открыты. И вот к сорока он понимает, что в карьере почти ничего не добился, семья приносит одни мучения, а смысл жизни потерян окончательно и бесповоротно. Это так называемый кризис среднего возраста.

Некоторые боль души излечивают простым отсечением головы. А кто-то надеется на чудо. «Война может восприниматься как дискотека 80-х - туда ходят 40-летние вспомнить молодость, ощутить подъем, начать новый поиск смысла жизни», - говорит Игорь Максимов.

Не так давно по соцсетям было распространено письмо погибшего добровольца. Перед тем как уйти на фронт, он неожиданно осознал, что жена, дети и работа - это не главное в жизни. «В 40 лет человек неожиданно обнаруживает, что жизнь его пуста и что есть нечто большее, чем те вещи, которыми он жил до этого. Он идет на войну, полагая, что нашел стоящее дело, главное дело своей жизни», - констатирует психотерапевт.

Психологи иногда ассоциируют добровольцев с героями книги «Три мушкетера»: Портос - я дерусь, потому что я дерусь, Атос - потому что я не вижу смысла в жизни и страдаю от несчастной любви, Арамис - я готов умереть за религию, д’Артаньян - я дерусь за карьеру, чтобы стать маршалом и нравиться женщинам.

Добровольцы сегодня воюют с обеих сторон. В добровольческих батальонах, как утверждают на Украине, стоят плечом к плечу украинцы, русские и белорусы. Кто-то из россиян едет воевать на стороне Украины.

«Это личные обиды прежде всего на государство, возможность воевать даже не с Россией, а против власти, это борьба с системой. Сегодня государство в наименьшей степени интересуют люди и их чаяния. Власть ставит вопрос ребром: либо вы за нас, либо вы враги», - утверждает Игорь Максимов.

«ЗА ЧТО УМИРАТЬ?»

И все-таки главный вопрос на любой войне - если умирать, то за что? Масса психологов и в России, и на Украине сходятся на том, что добровольцев набирают с единственной целью - пострелять всех антиподов обывателя. Особенно остро вопрос с героями революции стоит на Майдане. Вернее, стоял, пока почти всех героев просто не собрали и не увезли на фронт, объяснив им, что они там нужнее.

Много вопросов вызывает и личность человека, который стоит за отправкой добровольцев. Это Егор Просвирнин, русский националист.

Журналист Максим Шевченко напоминает, что «русский националист Просвирнин» выступал всегда против православия и всех других религий, за исключением иудаизма.

«Его когда-то не брали в дворовые компании, и теперь он своими пухлыми ручонками хочет быть направляющим групп боевиков. Это явление органически отвратное. Мы, русские, будем бороться с нерусскими спутниками и погромами, которые считают своей задачей перессорить русский народ с другими народами», - заявил Шевченко в своем видеообращении.

Как говорится, без комментариев...

Аделаида Сигида

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.