Общественные и социальные новости
2694 | 0

Вместо истории станут изучать отношения полов

Вместо истории станут изучать отношения полов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На прошлой неделе Минобразования представило общественности проект тезисов нового школьного учебника истории - он заменит ныне существующие учебники, которых насчитывается больше сотни.

ИЗУЧАТЬ НЕИНТЕРЕСНО

Работа над созданием учебника продолжится несколько лет и будет состоять из шести этапов. Сейчас прошел только первый этап, в ходе которого были определены даты, события и фамилии, которые достойны изучения в школе.

Представители рабочей группы Министерства образования заявили, что предыдущие учебники, равно как и советские, были перегружены цифрами и событиями, - теперь лишние цифры и даты уберут, вместо них школьники будут изучать на уроках истории отношения полов, повседневность и генеалогию семей.

Как заявил заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев, школьникам сегодня “неинтересно изучать историю государственных органов - им интересно знать, как люди жили, о чем мечтали”: “История повседневности - очень широкое понятие, оно включает в себя в том числе и вопрос отношения полов”.

По замыслу министра культуры Владимира Мединского, если в учебнике мы покажем нашу самобытную культуру в развитии, то это станет “самобытно-идейным кодом нашего народа”. Дети будут изучать “храмы, монастыри, крепости”.

Второй этап создания учебника предусматривает обсуждение и общественную дискуссию. Заодно будут проведены опросы населения - в результате подобных исследований Минобразования надеется найти точки согласия между гражданами нашей страны. На третьем этапе разработают рекомендации для учителей по “урегулированию спорных моментов”.

На следующих этапах будет разработан единый стандарт, проведен конкурс на создание учебника, и, наконец, шестым этапом его напечатают и допустят к преподаванию в средней школе.

Однако научный руководитель проектов некоммерческой организации “Фонд современной истории” Сергей Шахрай считает, что подобные дискуссии только накалят обстановку - в 90-е годы уже были попытки проводить публичные обсуждения исторических событий с целью “сформировать в обществе картину согласия”. Однако ни к какому примирению это не привело, напротив, противоречия и неприязнь между сторонниками разных исторических трактовок из-за этих обсуждений только усилились. Также, по словам Сергея Шахрая, намерение министра культуры Владимира Мединского бороться с историческими мифами - “это сизифов труд”.

Да и сама идея создания учебника в юридическом плане довольно спорная. Ведь этим нарушается закон об образовании, который предписывает возможность выбора учебников.

МОЛЧАЛИВЫЙ ПАТРИОТИЗМ

Цель нового учебника, как уверяют члены рабочей группы, - “без надрыва голоса научить детей любить Родину”, объяснить значимость России во всей мировой истории.

Главное, по словам историка Сергея Журавлева, чтобы новый учебник нес детям позитив и формировал у них “положительное восприятие действительности”.

В результате дети будут “стремиться к консолидации” и вырастут “патриотами своей страны”, пообещал Сергей Журавлев.

Министр культуры Владимир Мединский, который помимо прочего сам является историком и заместителем руководителя рабочей группы по разработке учебника, считает, что учебник больше внимания должен уделить военной истории России - ведь в прежние века Россия десятилетия проводила в войнах.

Отправными же точками патриотизма должны стать Великая Отечественная война и война 1812 года.

Закончится же учебник 2000 годом. Почему? Да потому что именно по такому принципу (до ныне царствующего царя) писались учебники истории в царской России, объяснил все тот же Владимир Мединский.

Правда, на создание учебника планируется потратить не один год, и что будет делать рабочая группа, если за это время сменится президент? Ведь первый этап уже прошел, и важные даты, события и персоналии уже определены.

В главные исторические персоналии среди прочих попали Ярослав Остромысл, Собчак и Пугачева.

Согласно разработанному в Минобразовании стандарту, допутинское время выглядит так: “В 1998 г. экономику потряс глубокий экономический кризис. К концу 1990-х страна начала терять управляемость. Кризис центральной власти усугублялся неудачами в экономике, правительственной чехардой, коррупционными скандалами, войной в Чечне. На этом фоне росло общественное недовольство... В этих условиях президент Б. Н. Ельцин подал в отставку”.

 КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ

По словам декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова, в России, начиная с Александра I, было проведено 18 реформ образования, но только две из них были успешными.

В исторической же науке давно согласья нет. До сих пор неясно, что сказать школьникам об истории создания российского государства: создавалось оно варягами или норманнами? Спорят ученые и о том, насколько передовой державой была Россия накануне Первой мировой войны. Отсюда и спорная трактовка революции.

Новый учебник подразумевает сравнение истории России с историей других стран, чтобы наша страна была “как часть мировой истории”, считает академик Александр Чубарьян.

Вот только историки не знают, как сравнивать с просвещенной Европой российское крепостное право? Да еще и новая концепция велит сравнивать так, чтобы дети за свою Родину испытывали исключительно чувство гордости. И никогда - чувство стыда.

Особое внимание в изучении истории планируется уделять присоединяемым территориям. Например, рассказывать детям о том, что “многие входящие в состав России народы были бесписьменными, а стали письменными”. “Непонятно только, как объяснять школьникам: если Россия столько сил положила на развитие территорий, то почему развалился Советский Союз?” - говорит директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова.

Учитель истории Александр Морозов видит проблемы школьного курса истории не только в его содержании: “Сегодня чудовищная нехватка часов по сравнению с советским временем!” По словам учителя, исторические часы в ходе различных реформ просто разбазарили, раздав их разным новым модным предметам, например той же “Мировой культуре”.

По мнению Александра Морозова, вместе с созданием единого учебника неплохо было бы собрать обратно с разных предметов все исторические часы. Однако об этом в ходе школьной “исторической реформы” речь почему-то не идет. Да и зачем тратить на историю много часов, если количество дат и событий в новом учебнике должно значительно сократиться? На повседневность, мечты и отношения полов много часов не нужно.

Чтобы не объяснять школьникам спорные моменты, ряд представителей рабочей группы предлагает вообще не давать школьникам никаких трактовок: мол, хватит школьникам одних цифр и фамилий, а о смысле событий пусть догадываются сами. Заодно и думать научатся.

Увидев среди главных персоналий современности Собчака и Пугачеву, задуматься действительно можно будет о многом.

Аделаида Сигида

Фото FOTOBANK.COM, PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.