Общественные и социальные новости
5669 | 0

В России вступили новые правила оказания скорой помощи

В России вступили новые правила оказания скорой помощи
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Летом прошлого года Минздрав утвердил новые правила оказания скорой помощи. Они повсеместно должны были вступить в действие с начала 2014 года, однако этого не произошло, так как регионы оказались не готовы к кардинальным переменам. В чем суть нововведений, какие сюрпризы ожидают службу «03» и ее пациентов, разбирался корреспондент «МН».

1 января 2013-го были введены стандарты лечения и службу «03» почти полностью перевели на страховые рельсы. Качество работы врачей стали оценивать страховщики после экспертизы карт вызовов. За мало-мальскую описку  в них или за назначенное не по стандартам лечение медики лишались баллов и как следствие - доплат. Но то были еще цветочки. С начала этого года СМП будет финансироваться полностью в рамках программы ОМС, а заодно подвергнется нешуточной реорганизации.

О ней говорится в приказе Минздрава №388н от 20.06. 2013 года «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Приказ должен был вступить в силу с 1 января, однако, по словам главного специалиста Минздрава по скорой медицинской помощи Сергея Багненко, «для реорганизации регионам не хватило времени, и мы готовы его предоставить». Сроки отодвинули до июля. Таким образом, скорым дали еще полгода на осмысление и воплощение в жизнь гениальных минздравовских задумок.

КОМУ - ПРИВЫЧНАЯ «03», КОМУ - НЕ НОЙ И ЛУЧШЕ НЕ ЗВОНИ

Итак, одна из главных новостей: скорую поделят на экстренную и неотложную. Вроде бы слова-синонимы, а разница существенная. Экстренная помощь будет оказываться при состояниях, которые представляют угрозу для жизни: тяжелые травмы, нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, обширные ожоги, сильные кровотечения, внезапный болевой синдром, роды, угроза прерывания беременности, а также психические расстройства, сопровождающиеся опасными действиями пациента. В таких случаях бригада должна приехать к пациенту в течение 20 минут. Неотложная помощь полагается, когда угрозы жизни нет и пациент некоторое время может подождать врача. Например, у вас обострились хронические заболевания или, скажем, повысилась температура при гриппе.

Разграничение на два типа введено для определения очередности выезда медиков. Иными словами, если вызов признан неотложным, к пациенту направится ближайшая свободная общепрофильная бригада врачей или фельдшеров и при условии отсутствия экстренных вызовов.

Чиновники из Минздрава предпочитают не говорить, что основная причина изменений в работе скорой - экономическая. В регионах же признаются: скорой не хватает ни машин, ни людей (в среднем по стране бригады укомплектованы на 63%). В таких условиях трудно успеть ко всем страждущим, вот и решили реформаторы от медицины сделать то, что у них получается лучше всего, - заняться оптимизацией скоропомощной службы, поскольку считается, что примерно 70% вызовов к экстренным не относятся.

На днях разговаривала со знакомым. Он работает фельдшером на одной за станций  московской скорой помощи.

- Вчера, - рассказал Игорь, - обслужил 22 вызова за сутки. Из них только два, где я был нужен! Люди не хотят идти в поликлинику, потому что там очереди, а нас гоняют по мелочам и специально «приукрашивают» свое состояние, чтобы к ним скорее приехала скорая. Например, говорят, что давление 220 на 120, хотя на самом деле 120 на 80, ноет голова - сообщают о черепно-мозговой травме, порез пальца преподносится как самоампутация руки. За такие вызовы надо штрафовать.

У врачей скорой своя правда, у их пациентов - своя. Да, возможно, 30% набирающих «03» могли обойтись без экстренной помощи. Но понять, экстренный у тебя случай или нет, может только врач при личном осмотре. Люди хотят жить, а не умирать в очереди к участковому терапевту.

КСТАТИ
Экстренная помощь будет оказываться при состояниях, которые представляют угрозу для жизни: тяжелые травмы, нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, обширные ожоги, сильные кровотечения, внезапный болевой синдром, роды, угроза прерывания беременности, а также психические расстройства. В таких случаях бригада должна приехать к пациенту в течение 20 минут.

 Определять всю остроту ситуации теперь возложено на диспетчера службы «03». Он будет решать, стоит ли присылать к пациенту карету скрой помощи срочно или правильнее оформить вызов как не очень срочный. Оценив степень сложности проблемы,  может также посоветовать обратиться к терапевту или самостоятельно добраться до круглосуточного кабинета неотложной помощи при ближайшей поликлинике (к слову, таких и в Москве-то днем с огнем не сыщешь, что уж о провинции говорить).

СКОРАЯ СОРТИРОВОЧНАЯ

Итак, именно диспетчер будет определять, умираете вы или нет.

- В каком случае нужно рекомендовать пациенту обратиться к терапевту? Что такое «явные признаки угрозы жизни» и как их определить по телефону? Кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи? Эти критерии не определены в документе и позволяют сделать виноватыми как главных врачей, так и диспетчеров и рядовых сотрудников бригад скорой помощи, - говорит председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи РФ, главврач городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Алексей Бойков.

Не стоит забывать, что порой люди не в состоянии внятно описать свои или чужие симптомы. Кто-то стесняется, кто-то боится, кому-то так плохо, что нужные слова вылетели из головы. При инсульте человек вообще разговаривает как пьяный. Могут ли субъективные моменты привести к роковой ошибке, если дежурный посчитает экстренный случай неотложным? Вполне. Будет ли диспетчер нести ответственность за бездействия, повлекшие за собой смерть человека? В приказе об этом ни слова.

- Я позвонила в «03» - поделилась на одном из форумов Евгения из Ростовской области, - сказала, что мой годовалый сын хрипит, ему трудно дышать. Мне предложили дать малышу воды попить. Я настояла на вызове скорой. Выяснилось, что у меня на глазах развивался стеноз гортани. Только благодаря моей настойчивости мой малыш остался жив. Порой и в стационаре диагноз не могут поставить, а тут диспетчеры станут решать наши судьбы по телефону!

- В последний год в Москве, скорая которой с прошлого года начала переходить на новые условия работы, в четыре раза увеличилось число людей с гипертоническим кризом, - говорит научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Денис Рощин. - Все ломают голову: как? откуда? Не думаю, что статистика реально отражает действительность. Пожилые люди сориентировались в ситуации: если на повышенное артериальное давление врачи к ним за 20 минут не приедут, надо «усложнить» состояние и описать симптомы криза. Экстренные случаи должны отсекаться на уровне диспетчера, но при условии, что он обладает высокой квалификацией, опытом, знает, какие вопросы задать, чтобы составить верное представление о состоянии пациента.

Это в идеале. На практике имеем то, что имеем.

ЧУДА НЕ ЖДИТЕ

В приказе №388н есть и другие новшества. В частности, из спецбригад остались бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические. Все остальные будут именоваться «выездные экстренные консультативные бригады». Кроме того, если  прежде линейная скорая состояла из врача и двух фельдшеров либо из фельдшера и медсестры, теперь бригада - это только врач и фельдшер, а врач с двумя фельдшерами только у спецбригад.

Или вот еще. Бригада СМП из одного медсотрудника не может выезжать на линию. Если на станции скорой было две машины с фельдшерами по штуке на каждую, придется либо двух фельдшеров сажать в машину, либо одному из врачей совмещать медицинскую должность с водительской. Если в районе парк машин состоит из раздолбанных «газелей», а фельдшеры - женщины без водительских прав, водителю придется стать еще и санитаром. Кстати, просто санитар вообще не предусмотрен. «Водитель с фельдшерской подготовкой будет чинить машину, фельдшер с водительской будет чинить пациента», - шутят медики.

...Не стоит питать иллюзий по поводу того, что «реформа СМП» выполнит главную задачу - улучшит качество и увеличит скорость предоставления медицинской помощи 48 млн россиян (столько ежегодно пользуются услугами службы «03»). Большинство экспертов пребывают в напряженном ожидании чего-то плохого или еще более худшего, вплоть до разрушения пока доступной и бесплатной для населения медицинской помощи. Никто не верит в чудо, потому что еще ни одно направление, подвергшееся реформированию, не привело к улучшению состояния дел в нем. Чтобы уменьшилось число «неотложных вызовов», надо наводить порядок в первичном амбулаторно-поликлиническом звене, тогда, возможно, нагрузки на скорую уменьшатся эволюционным путем, а не приказным.

Елена Хакимова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.