Общественные и социальные новости
2750 | 0

В физики идут отличники, а в экономисты - неудачники

В физики идут отличники, а в экономисты - неудачники
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Минобрнауки России отчиталось по итогам вступительной кампании в вузы. Средний конкурс, по данным министерства, составил 8,8 человека на место. При внимательном рассмотрении оказывается, что этот показатель завышен в несколько раз!

Количество выпускников школ в России сократилось по сравнению с прошлым годом на 1,3% и составило около 700 тыс. человек. На них Минобрнауки выделило 491 тыс. бюджетных мест в вузах, еще полмиллиона бывших школьников поступили на платное обучение.

То есть конкурс на одно бюджетное место, которое и принято обычно брать за основу, составил всего 1,4, а никак не 8,8. Если же посчитать еще и платные места, то получается, что высшее образование в России получат почти 100% выпускников школ плюс еще почти 300 тыс. выпускников других лет.

Откуда же министерство вывело цифры приема? Все очень просто. Абитуриент имеет право подать заявления о поступлении в пять вузов, причем «окучить» в каждом по три специальности. Таким образом, при хорошей активности абитуриентов общий конкурс поступающих в вузы можно «поднять» в 15 раз! Что, видимо, и сделали чиновники от образования.

С этого года было изменено количество бюджетных мест по различным направлениям. Министерство обещало увеличить набор на естественно-научные и инженерные специальности. Его и увеличили, но совсем незначительно: на естественно-научные - на 2,5%, на технические - на 5,3%. Даже медикам выделили на 5,9% мест больше, чем в прошлом году.

Очень странно выглядит увеличение бюджетных мест в педагогических вузах. В этом году поступить на учителя смогли на 6,1% больше абитуриентов, чем в прошлом. При этом в России практически нет ни одной полноценной учительской ставки! Те, которые есть, либо находятся в отдаленных районах и выпускники туда все равно не поедут, либо представляют собой не полную ставку, а, например, четверть ставки все в том же отдаленном селе.

КСТАТИ
Самыми непопулярными оказались технология и проектирование текстильных изделий, конструирование изделий легкой промышленности, технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, агроинженерия, на последнем месте - зоотехния.

О том, что учителей в России переизбыток и часть педагогических вузов надо либо закрыть, либо значительно сократить прием, заговорили несколько лет назад. Говорят-то одно, а делается совсем другое.

Правда, как обещали, сократили экономистов и управленцев - аж на 19,8%! Это, судя по всему, вызвало небывалый наплыв абитуриентов на платные отделения. Во многих вузах количество заявлений на обучение на коммерческой основе выросло на 40-50%.

Первым о наплыве платников отчитался проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Вадим Радаев: в этом вузе число коммерческих студентов увеличилось более чем в 1,5 раза.

В свою очередь, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Максим Назаров сообщил об увеличении количества платников на 40%.

Создается впечатление, что Минобрнауки просто подыгрывает коммерческим вузам, сокращая бюджетные места «экономистов» и «управленцев». И не сокращая (а даже, наоборот, повышая!) такие же ненужные бюджетные места для учителей.

Самые большие потери платного образования пришлись на 2010 год. Тогда количество желающих учиться за деньги в госвузах уменьшилось сразу на 50%, а платные вузы смогли набрать лишь 25% студентов. Ситуация с коммерческим обу-чением продолжала ухудшаться и в 2011-м, и в 2012-м. Пока не подоспела «помощь» от образовательного ведомства.

Другой повод для гордости Министерства образования и науки - баллы ЕГЭ пошли в рост. Если в 2011 году средний балл по одному предмету составлял 62,1, в 2012-м - 62,8, то в 2013-м - уже 67,8. Однако эти цифры также вызывают сомнения у экспертов: то ли они стали причиной многочисленных (и уже доказанных) подтасовок, то ли госэкзамен в этом году упростился. С какой стати школьники за один год так поумнели?

В топ-10 самых популярных профессий ни одна инженерная специальность протиснуться так и не смогла, несмотря на личное внимание к этой проблеме первых лиц государства (см. таблицу). Наибольший балл по одному предмету был на специальность «международные отношения» - 96,3. Затем, как ни странно, идут «прикладные математика и физика» с 90,5 балла и «востоковедение и африканистика» с 90,4. «Юриспруденция» по проходным баллам только на пятом месте - 88,4, «государственное и муниципальное управление» - на десятом с 85,8 балла. «Экономика» в десятку самых высокобалльных специальностей даже не вошла - это значит, что при огромных конкурсах подают документы на эту специальность не самые лучшие абитуриенты.

В вузы Москвы средний конкурс составил 12,4 человека на место, Питера - 10,8 (эти конкурсы опять же делим в худшем случае на 15).

По словам президента МГТУ МИРЭА Александра Сигова, технические специальности до сих пор непопулярны. «Посмотрите на вступительные баллы в ВШЭ и у нас. Это, конечно, две большие разницы», - признал Александр Сигов. Они в два раза меньше.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов заявил по итогам приемной кампании: «Мы делаем все возможное, чтобы выпускники с высокими баллами ЕГЭ поступали на специальности, необходимые инновационной экономике. Однако ментальность не меняется мгновенно. За последние два-три года интерес детей к информационным технологиям, авиации, атомной отрасли несколько вырос. Но, думаю, пройдет еще время, прежде чем мы заговорим о кардинальном переломе в этой сфере».

Было бы неплохо переломить ситуацию и со статистикой, которой так любят манипулировать чиновники.

Аделаида Сигида

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.