Сегодня 29 марта 2017 г., среда, 08:35USD 56.93 -0.0869EUR 61.81 -0.1513
Общественные и социальные новости

Учить дошкольников в детских садах запретят с сентября

22 июля 2013
hits 2829

Уже с сентября российская дошколка будет жить по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Одни педагоги считают его благом, другие - могильщиком дошкольного образования как такового.

В новом законе об образовании есть пункт, на который мало кто обратил внимание не только во время обсуждения этого документа, но и после его принятия: дошкольное образование становится первой ступенью общего. И к нему, как к начальному или среднему, прилагается свой образовательный стандарт.

Надо сказать, что разработчики нового стандарта написали его всего за четыре месяца, гораздо позже принятия самого закона. Без широкого обсуждения и учета всех “за” и “против”.

То, что документ сырой и требует доработки, признают и сами авторы стандарта. Но основные приоритеты уже понятны. Несмотря на то что детский сад становится образовательной ступенью, учиться в общепринятом смысле слова дети здесь не будут. Да-да, воспитателям, которые в массе своей и раньше не торопились “образовывать” своих подопечных (недаром детские сады в народе называют камерой хранения для детей), теперь не придется делать этого по закону. Занятия отменяются! А что взамен? Вместо этого малыши станут учить песни и сказки на русском языке и языке своего коренного народа, много играть, петь и танцевать.

Член рабочей группы, разрабатывающей стандарт, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала “МН” , что именно так проходит воспитание детей во всех европейских странах. Америки, конечно, она не открыла. Неравнодушные родители давно знают, что “в Европах” вообще не принято оценивать маленьких детей, ставить им пятерки или двойки и тем более навешивать ярлыки типа “бесперспективный”. Вот почему тамошние малыши чаще всего раскрепощены, спокойно общаются с ровесниками и взрослыми, ничем не напоминая детсадовца советского образца - затюканного и запуганного ребенка, на которого вечно кричат раздраженные родители и недовольные воспитатели. (Именно этот образ так и не сумели изжить в российских детских садах.) Теперь европейским путем пойдут все российские дошкольные учреждения.

“Мы ориентировались в первую очередь на то, чтобы не делать из детских садов подготовительные классы школы, не травмировать детей тестами и экзаменами, а организовать пространство, свободное для развития, становления и формирования личности ребенка”, - объясняет Ирина Абанкина.

Как ни странно, никаких шаблонов федеральный стандарт не предполагает. Дошкольные учреждения теперь смогут выбирать из 42 предложенных министерством программ любую. Здесь есть и строгие программы для интеллектуально развитых дошколят, и для тех, кто страдает физическими заболеваниями, есть программы с национальным уклоном и еще много чего.

“Школьные учителя говорят нам: не обязательно ребенку к первому классу уметь считать и писать, мы сами его научим. Но в нем должен быть интерес к учебе, к познанию мира. Я согласна с теми воспитателями, которые утверждают, что не ребенок должен адаптироваться под школу, а школа под ребенка”, - говорит Ирина Абанкина.

Но и она соглашается с критиками, что многие ключевые моменты остались непроработанными. Например, вопрос о том, сколько детей должно приходиться на одного воспитателя (теперь всех их называют педагогами), законодательно не урегулирован. Хотя по нынешней системе финансирования чем больше - тем лучше. Больше детей - больше денег получит учреждение. При этом понятно, что вряд ли следует ожидать гармоничного развития детей там, где на одного взрослого в детсадовской группе приходится 30 малышей.

...Старший методист московского детского сада №1929 Ольга Ермолова протягивает несколько страниц убористого текста - замечания и дополнения к новому стандарту дошкольного образования. Не поленилась - разобрала по пунктам. Осенью ей придется работать по новым правилам, но от них ни Ольга, ни многие ее коллеги-практики, мягко говоря, не в восторге. Презентация стандарта прошла только в июне, когда уже начались отпуска. Так что голос “с земли” не был услышан.

“Новый стандарт уничтожит дошкольное образование как систему”, - убеждена Ольга. Как ни парадоксально, главные претензии специалистов сводятся как раз к тому, чем так гордятся разработчики документа, - к отсутствию требований к ребенку.

“Фактически нам говорят: что хотите, то и делайте, - рассуждает Ольга. - Есть минимальный набор, который должен знать выпускник детского сада. Но он настолько примитивен, что освоить его можно, не выходя из квартиры. Например, ребенку надо знать свое имя, мамино имя, сколько ему лет, адрес. И с таким “багажом знаний” он пойдет в школу?”

Школе придется снижать планку начального образования, что неминуемо отразится на средних и старших классах.

В чьи руки отдаем мы ребенка - этот вопрос тоже остается без ответа. “Если отменяются требования к результатам освоения программы, значит, нет требований к тому, что делает воспитатель. Это удобно для людей, которым лень работать. Мы попляшем, попоем, а результаты никого не интересуют. Стандарт же ничего не требует, так зачем стараться?” - задает очередной вопрос Ольга Ермолова.

Нынешний стандарт ведет ребенка по пути наименьшего сопротивления. Но можно ли воспитать ребенка, ни к чему его не принуждая? Кто в детстве хотел ходить в школу? Если честно, немногие. Дай детям выбор - и похвастать средним образованием сумели бы считаные единицы. Кроме прав у маленького человека должны быть и обязанности. “Только тогда может вырасти гармоничная личность”, - подчеркивает Ольга Ермолова.

Так что новый стандарт ждет непростая судьба. А если оставить все как есть, считают многие педагоги, то вместо раскрепощенных детей на выходе из детского сада мы получим неуправляемых.

Наталья Пуртова

Фото FOTOLIA

Просмотров: 2829
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Пираты продолжают нападения в водах Африки Далее в рубрике Пираты продолжают нападения в водах Африки


Загрузка...
Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.