Общественные и социальные новости
2114 | 0

Так ли важен турникет? Нет!

Так ли важен турникет? Нет!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Летом на одном из трамвайных маршрутов отключили турникеты, стали пускать пассажиров во все двери. И транспорт поехал быстрее, и ущерба для казны практически нет.

Эксперимент проходит на 17-м трамвае. Кстати, это один из первых маршрутов в Москве, где в свое время появились турникеты. Он полностью изолирован от автомобилей и по пропускной способности может сравниться с метро. Поэтому на 17-м вообще все новое испытывают: систему управления светофорами, тактовую частоту движения, высокие платформы. На этот же маршрут скоро первыми выйдут новенькие полностью низкопольные трамваи.

Стартовал эксперимент 1 июня и должен был закончиться 15 августа. Потом в департаменте транспорта решили продлить его до конца года. Но уже сейчас можно сказать, что дело идет хорошо.

- Промежуточные результаты проекта показывают положительную динамику - отсутствие турникетов незначительно влияет на оплату проезда, - заявили «МН» в департаменте транспорта. - Скорость движения трамвая увеличилась на 11%.

И как ему не поехать быстрее? Посадка через переднюю дверь с турникетом занимает по нескольку минут, а без турникета - секунд 10. С того момента, как в автобусах, троллейбусах и трамваях поставили автоматизированные системы контроля проезда (АСКП), московский общественный транспорт замедлился и начал активно терять пассажиров. Медленно, но верно он превращался в средство передвижения для пожилых людей, которым некуда спешить. Уже в 2008 году почти 52% выручки ГУП «Мосгортранс» получило от города в качестве субсидий за перевозку пенсионеров. А в 2010 году - более 60%. Московских транспортников эта ситуация устраивала - главное, зайцев меньше.

- Можно снять турникеты в наземном транспорте без ущерба экономике города, - убежден Антон Буслов, эксперт фонда «Городские проекты», который давно добивается снятия турникетов, а нынешнему проекту городских транспортников помогает с социологическими исследованиями. - Главное, штрафы должны быть высокими. А контролеров на линиях должно быть столько, чтобы каждый безбилетник гарантированно попадался раз в месяц. Эта схема работает в самых неблагополучных городах Восточной Европы, например в цыганских районах Чехии.

КСТАТИ
Штрафы безбилетников как прибыль Мосгортрансом не учитываются. Поэтому перевозчик и докладывает наверх о снижении выручки.

Идея тут простая. Пусть кто-то из зайцев до поры ездит бесплатно. Но раз в месяц он заплатит такой штраф, что месячный проездной меньше стоит. В принципе наших тысячерублевых штрафов тоже должно быть достаточно. Ведь за меньшие деньги можно купить карточку на 60 наземных поездок. Немаловажная деталь - собранные штрафы компенсируют перевозчику все потери от безбилетного проезда.

- У нас штрафы безбилетников как прибыль не учитываются, - констатирует Антон Буслов. - Так что проводится эксперимент неправильно. Поэтому Мосгортранс докладывает наверх о снижении выручки.

Действительно, для штрафов и продажи билетов у московских властей два разных кармана. Оплата проезда поступает в ГУП «Мосгортранс», а контролеры относятся к ГКУ «Организатор перевозок». Подчиняются все одному департаменту, но бюджеты разные. Если бы посчитали все доходы, то, глядишь, и «незначительного влияния на оплату проезда» не оказалось бы.

- Афишировать итоги эксперимента Мосгортрансу невыгодно, - уверен Антон Буслов. - Ему интереснее существование турникетов. Это позволяет, например, держать дополнительный штат сотрудников.

Подозрения по отношению к городскому перевозчику вполне оправданны. Дело в том, что в 2006 году Мосгортранс уже проводил эксперимент со снятием турникетов и сделал все возможное, чтобы его провалить. Мало того что штрафы в то время были копеечные - 100 рублей, еще и контролерские бригады не усиливали. А экспериментальные маршруты держали в секрете якобы для чистоты эксперимента. Результаты тогда ни журналистам, ни населению не показали. Но транспортники уверяли всех, что зайцев стало очень много и что москвичи - люди исключительно несознательные. Турникеты в итоге так и не убрали.

Антон Буслов убежден, что нынешний эксперимент отчасти спасли последние кадровые перестановки в Мосгортрансе.

Впрочем, все это уже не так важно. Важно, что турникеты наконец могут убрать. Ведь тормозили они не только конкретные автобусы, троллейбусы и трамваи, но и само развитие московского общественного транспорта.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.