Общественные и социальные новости
1802 | 0

Спасательный ранец для авиаторов

Спасательный ранец для авиаторов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

История парашюта началась с того, что французский король Людовик ХII предпринял поход для завоевания Миланского герцогства. Осадил Милан, люди умирали сотнями, но сдаваться и не думали: миланцы знали, что рядом с ними Леонардо да Винчи, а он не только прекрасный художник, но и великий ученый - что-нибудь да придумает. И он придумал!

Надо сказать, что Милану несказанно повезло, когда Леонардо покинул Флоренцию и решил перебраться в этот прекрасный город. Миланский герцог Лодовико Моро знал Леонардо да Винчи как замечательного художника, которому намеревался поручить роспись собора, изобразив на его стенах «Тайную вечерю», но Леонардо совершенно неожиданно прислал герцогу такое письмо, прочитав которое тот забыл и о росписи, и о соборе.

ВЗЯЛ НА ПУШКУ

«Я умею отливать пушки, очень легкие и легко переносимые, - писал Леонардо. - Они будут действовать подобно граду. Я могу делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы. Я знаю, как разрушить любую крепость, если только она построена не на скале. Я умею делать многоствольные орудия, которые будут сметать все на своем пути. Кроме того, я прилагаю чертежи летательного аппарата, который назвал «Геликоптер», и искусственного крыла, на основе которого можно изготовить другой летательный аппарат под названием «Птицелет».

Герцог тут же велел позвать Леонардо, и они долго обсуждали предложения знаменитого флорентийца. Начать решили не с пушек, мортир и огнеметов, а с «Геликоптера» и «Птицелета». При этом герцог исходил из того, что самим миланцам блокаду ни за что не прорвать, поэтому надо обратиться за помощью к Неаполю, Венеции и Флоренции, чтобы их войска ударили по французам с тыла. Но по земле добраться до этих городов невозможно, а вот если послать гонца по воздуху...

В самый разгар работы у герцога возник совершенно неожиданный вопрос: на какую высоту сможет подняться «Птицелет»? Леонардо ответил, что метров на сто. «Но ведь французские мушкеты стреляют на двести пятьдесят, - заметил герцог. - Значит, сбить «Птицелет» им ничего не стоит. А раз так, то пилот погибнет и мое послание с просьбой о помощи попадет во вражеские руки».

Леонардо все понял и на три дня заперся в своей мастерской. А на четвертый принес герцогу чертеж и описание первого в мире парашюта, который он назвал шатром из накрахмаленного полотна. «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и вышиной в 12, - писал он, - то этот человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя». Изготовить его Леонардо, к сожалению, не успел: в тот же день французы предприняли решительный штурм - и Милан пал.

Лишь в 1617 году венецианский инженер-механик Веранцио отыскал чертежи Леонардо да Винчи, изготовил полотняный шатер и совершил первый в мире прыжок с крыши высокой башни.

МЯГКОЙ ПОСАДКИ!

В 1783 году французский физик Ленорман создал аппарат для спасения воздухоплавателей и назвал его парашютом, что в переводе с греческого означает «против падения». Жесткий каркас, который придумал Ленорман, использовал в своем парашюте другой французский изобретатель Жан-Пьер Бланшар. Его парашют был похож на огромный зонтик, к ручке которого прикреплялась корзина с воздухоплавателем. Так случилось, что именно Бланшар стал первым человеком, которому парашют спас жизнь. Во время показательного полета на высоте одного километра неожиданно лопнула оболочка его воздушного шара. Толпа оцепенела от ужаса! Но Бланшар воспользовался своим «зонтиком» и благополучно опустился на землю. Двенадцать лет спустя другой французский воздухоплаватель Жак Гарнерен отказался и от жесткого каркаса, и от спиц и создал принципиально новый мягкий парашют.

В России об этих диковинках узнали довольно быстро. В 1803 году в России побывал тот же Гарнерен, причем с женой Элизой, и прыжки с парашютом совершали как сам Гарнерен, так и его жена. Как ни трудно в это поверить, но среди русских «последнее путешествие» - так тогда называли прыжки с парашютом - первой попыталась совершить женщина. Ею была госпожа Ильинская, которая 19 августа 1828 года поднялась на аэростате на   600-метровую высоту, но в последний момент прыгать передумала и на парашюте сбросила «человеческую фигуру», то есть манекен. Сама же Ильинская спустилась на аэростате.

СМЕРТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ

Прошло совсем немного времени, и воздухоплавание отошло на второй план - главными в небе стали самолеты. Первое время допотопные аэропланы падали еще чаще, нежели аэростаты, поэтому проблема спасения летчика стала куда более острой. Первой жертвой русской авиации стал капитан Мациевич: в сентябре 1910 года во время показательного полета над Комендантским полем в Петербурге он выпал из кабины своего «Фармана» и разбился насмерть.

«Нет слов, чтобы выразить тот ужас, который охватил всех нас, - писал репортер одной из газет. - В каком-то оцепенении мы стояли и внимательно рассматривали, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю. Потом все бросились бежать к месту катастрофы и вон с поля».

ОТКРОВЕНИЕ ШЕЛКОВОЙ ШАЛИ

Эту картину видел и выпускник Киевского военного училища, а потом актер Народного дома Глеб Котельников, который пришел на аэродром вместе с женой. Когда возвращались домой, потрясенная жена спросила: «Неужели нельзя придумать такой парашют, который падал бы вместе с летчиком и раскрывался по его желанию?» Как ни странно, эти слова запали в душу, и Глеб засел за книги о воздухоплавании. Главный вывод, который сделал Котельников, звучал так: современные парашюты чрезвычайно громоздки, ненадежны и, что совсем плохо, размещаются отдельно от летчика в специальном контейнере, а то и вообще в районе шасси. После долгих поисков Котельников пришел к выводу: спасти летчика может лишь такой парашют, который можно надевать на себя.

«Авиационный парашют должен всегда находиться при человеке, - писал он, - чтобы летчик в минуту опасности мог выпрыгнуть с любой стороны машины, с любого ее места».

Так родилась идея ранцевого парашюта. Идея была правильной, но как ее претворить в жизнь?! Проблема заключалась в том, что купол парашюта тогда делали из плотной и довольно тяжелой прорезиненной ткани, которую уложить в ранец просто невозможно. Как это часто бывает, помог Котельникову случай. Будучи в театре, он увидел, как одна знакомая дама, достав из сумочки шелковую шаль, неловко взмахнула ею и шаль надулась пузырем.

- Боже правый! - воскликнул Котельников. - И как я не додумался раньше? Ведь это же то, что надо. Ничем не пропитанный шелк - лучший материал для купола парашюта!

Дальнейшее было делом техники. Уже 27 октября 1911 года Глеб Котельников запатентовал свое изобретение и получил свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом».

Познакомившись с коммерсантом Ломачем, который торговал авиационным снаряжением, Глеб Евгеньевич предложил ему наладить производство парашютов. Подумав, тот согласился, но только после всесторонних испытаний. Сначала 80-килограммовый манекен сбрасывали с аэростата - приземлился целехоньким, потом с самолета - то же самое.

А тут как раз подоспел организованный во Франции конкурс на лучшую конструкцию парашюта. Глеба театральное начальство во Францию не отпустило, тогда Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с ним отчаянного парня, студента консерватории Оссовского. Он-то и стал первым в мире человеком, совершившим прыжки с ранцевым парашютом.

КОММЕРСАНТЫ ПРОТИВ КОНСТРУКТОРОВ

Сенсация была оглушительная! Но, признав свое поражение как конструкторов, французы переиграли русских как коммерсантов. Выкупив у Ломача оба парашюта Котельникова, они не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их массовое производство, выдав за свои.

Даже с началом войны царское правительство не проявляло интереса к парашютам Котельникова, предпочитая закупать их за границей. И лишь когда в воздух поднялись эскадрильи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», по настоянию известного летчика капитана Алехновича экипажи стали оснащаться парашютами Котельникова.

Борис Сопельняк

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.