Социальная сфера
2869 | 0

Россияне заговорили с… утюгами

Россияне заговорили с… утюгами
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Семейные ценности, о которых на словах печется государство и которые вроде бы разделяют наши соотечественники, на деле трещат по всем швам. Компания ИКЕА в рамках маркетингового исследования провела опрос более двух тысяч россиян в 11 крупных городах страны. И он дал повод задуматься не столько маркетологам, сколько психологам.

Какие домашние занятия у россиян самые любимые? Как домашняя обстановка влияет на отношения в семье? Эти и другие вопросы задавались в ходе исследования под названием «Жизнь дома».

Некоторые ответы оказались довольно неожиданными. Так, при всей любви к домашнему теплу и уюту 92% россиян стыдятся признаться, что все выходные им пришлось провести дома. Это означает, что такие выходные, по мнению респондентов, «прошли впустую». Большинство даже согласно пойти на концерт или на другое развлекательное мероприятие, несмотря на то что оно кажется им скучным и неинтересным.

Половина опрошенных нуждаются в том, чтобы во время обеда и ужина иметь возможность поговорить с кем-нибудь по душам. Примерно столько же, как бы это ни казалось странным, любят беседовать... с бытовой техникой. Около 25% делятся наболевшим с домашними питомцами, а любимому кактусу или другому растению о своих проблемах регулярно рассказывает каждый третий.

Примерно 28% опрошенных россиян признались, что танцуют дома в одиночестве. Каждый второй облизывает обертки от продуктов, когда этого никто не видит. Каждый третий ест прямо из кастрюли.

«Когда взрослые люди разговаривают с телевизором или, к примеру, с половником - это возрастная регрессия, - говорит психотерапевт Марк Сандомирский. - Иными словами, наши граждане все чаще впадают в детство. Они пытаются снять напряжение, обусловленное кризисом, но делают это очень по-детски. Так снимают стресс дети - разговаривают с куклами, плюшевыми мишками. Взрослые люди, разговаривая с автомобилем или с геранью, пытаются убежать от переживаний и одиночества».

Впрочем, подобные разговоры, образно говоря с утюгом, относительно безобидны и не считаются в психиатрии каким-то серьезным отклонением.

«Это явление встречается в быту достаточно часто: человек, находясь в здравом уме, беседует с неодушевленным предметом, отдавая себе отчет в том, что на деле он разговаривает с самим собой. Ему просто надо высказаться, чтобы облегчить душу. Особенно часто жаждущие общения дискутируют с зеркалом. Включают телевизор или радио, особенно разговорные станции, и слушают, находясь в другой комнате. Так создается иллюзия, что рядом есть люди, и одиночество на время отступает», - продолжает Марк Сандомирский.

Но где та грань, перешагнув которую человек уже впадает в болезненное состояние?

Душевнобольной, отмечает эксперт, в отличие от психически здорового разговаривает с голосами и слышит от них ответ. Здоровый же прекрасно понимает, что телевизор или кактус ему не ответит. «В психотерапии даже рекомендуется вести подобные разговоры с воображаемым собеседником или с пустым стулом. Я нередко даю пациентам домашние задания по «общению» с зеркалом», - отмечает Сандомирский.

Поговорить с собачкой или кошечкой наши граждане любят, этого у них не отнимешь. А вот ухаживать за четвероногими друзьями любят далеко не все: удовольствие от заботы и ухода за домашним питомцем получают едва ли 30%. Домашние обязанности (уборка, починка и т.д.) привлекают и того меньше - они нравятся 26% опрошенных. Другое дело - покупка новых вещей для дома.

«Дети просят завести домашнего питомца, чтобы играть с ним, но ухаживать ребенок совершенно не готов. По опросам видно, что и взрослые ведут себя как дети. Еще одна детская черта - любовь к шопингу. И это тоже следствие усталости от кризиса и разочарования», - констатирует Сандомирский.

В своем одиночестве россияне нередко винят интернет - каждый пятый опрошенный заявил, что его близкие компьютеру уделяют больше времени, чем общению с домочадцами.

Детскость нашего населения проявляется и в том, что в гости любят ходить 42%, а вот принимать гостей - всего 12%.

«В целом результаты опроса говорят о том, что истинные ценности наших сограждан далеки от декларируемых, - делает вывод Марк Сандомирский. - Если спрашивать, разделяете ли вы семейные ценности, любите ли вы семейный уют, все, конечно, скажут «да». Однако в реальной жизни общество становится все более разобщенным, а люди - эгоистичными и одинокими. Как два ребенка, они часто не могут ужиться друг с другом, предпочитая общение с утюгом».

Анна Александрова.

Коллаж А. Хорошевского.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.