Социальная сфера
2942 | 0

«Мама, я умею это сама!»

«Мама, я умею это сама!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Общественная организация «Яблочко» разработала новый проект: специально обученные люди готовят молодых людей с ментальной инвалидностью самостоятельно ухаживать за собой и решать бытовые вопросы - в будущем это здорово им поможет.

«Этот проект очень помогает людям с инвалидностью. Теперь я знаю, что многое умею», - рассказывает 35-летняя Катя Тищенко.

У девушки ДЦП. В программе Региональной общественной организации «Яблочко», более 10 лет помогающей семьям, в которых проживают инвалиды с особенностями психофизического развития, Катя получила важные жизненные навыки. Приняв участие в проекте поддержки на дому, Катя освоила много бытовых знаний и теперь может самостоятельно вести хозяйство и обслуживать себя.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КВАРТИРЫ ДЛЯ ПОДОПЕЧНЫХ

Служба комплексного социально-бытового сопровождения инвалидов «Поддержка 18 Плюс» заработала в благотворительной программе РОО «Яблочко» в 2020 году, стартовав при поддержке Фонда президентских грантов. С учетом пандемии коронавируса вопрос обучения людей с инвалидностью самостоятельности, умению справляться с различными бытовыми делами - от заказа продуктов на дом до готовки и уборки - зазвучал особенно остро.

Многие подопечные организации уже получали первоначальные знания в проекте тренировочных квартир «Феникс» - за 4 года через них прошло 500 человек. Но важно закреплять эти знания у себя дома, где все знакомо, чтобы уметь пользоваться навыками ежедневно.

В рамках проекта с осени до февраля 2021 года обучение прошли 10 специалистов - психологи, дефектологи и социальные работники. «Специалистам нужны эти навыки, но пока нет такой практики обучения, - рассказывает Елена Златогуре, руководитель программы РОО «Яблочко». - А прежде чем сопровождать инвалида на дому, надо этому обучиться. У слушателей нашего проекта было профессиональное образование, но не было практического опыта, а также специфических знаний о психофизиологии людей с ментальными особенностями развития».

Пройдя теорию и практику, поработав с клиническим психологом, специалисты начали выходить на домашнее сопровождение. С подопечными контакт был уже установлен: сначала они познакомились и вместе поработали в тренировочных квартирах. А теперь было важно развить социально-бытовые навыки у себя дома. Специалист приходит к подопечному, обу­чает его приготовлению пищи, уборке, уходу за собой, помогает делать покупки в магазине, овладевать финансовой и компьютерной грамотностью.

РОДИТЕЛИ НЕ ВЕЧНЫ

«Проект важен как с точки зрения обучения специалистов, так и для самих сопровождаемых семей, - убеждена Елена Златогуре. - Сейчас это пока учебный вариант сопровождаемого проживания, потому что многие ребята живут с родителями. Только одна из наших подопечных, Екатерина, живет самостоятельно. Нам было важно понять, как выстроить эту работу. Это большая помощь человеку с инвалидностью, который ограничен в передвижении, а со специалистом он может пойти в поликлинику или, например, научиться заполнять документы - одна наша девочка получила загранпаспорт, заполнив все бумаги с помощью специалиста сопровождения. Чаще такое социальное сопровождение оказывают людям пенсионного возраста, а с молодыми людьми, тем более с ментальными особенностями, эта работа не выстроена. Но им очень нужны навыки самообслуживания. Теперь мы закрепляем их в домашних условиях. Ребята стали более самостоятельными, меньше зависимы от родителей».

Как отмечает Елена Златогуре, важно помнить и о том, что родители не вечны. Таким молодым людям в любом случае нужны умения самостоятельно решать бытовые и социальные вопросы. Важно, чтобы и родители поддерживали самостоятельность своих детей.

Интересно, что наставникам участники проекта доверяли больше, чем родителям, легче шли на контакт: нет эмоциональной привязанности, нет каких-то претензий, нет ожиданий, что кто-то сделает вместо тебя. Надо учиться все делать самому.

ЗАБОТА О СВОЕМ ДОМЕ

Елена Федоровна, мама 23-летней Полины и 30-летней Елизаветы с психофизиологическими особенностями, считает, что это очень полезный проект: «В тренировочной квартире все чужое плюс там коллективный труд. А дома дочери были наедине с сопровождающим специалистом. В собственной квартире. Наконец-то они узнали о ней столько нового! Перестали бояться бытовых приборов (пылесоса, утюга, газовой плиты), разобрались, как что устроено, как надо соблюдать технику безопасности, и стали самостоятельно пользоваться всем этим. Понятно, что нам, мамам, проще порой сделать самим - не хватает терпения объяснить все ребенку. Наш куратор Александра Ильинична Князева, которая приходила работать с девочками, терпеливо добивалась от них результата. Задача была в том, чтобы девочки делали все сами. И они делали!»

Как отмечает мама Полины и Лизы, девушки пересмотрели свое отношение к быту. Они поняли, что это обязательная систематическая работа, а еще - что ее не надо бояться. «Дочки самостоятельно варили и борщ, и щи, а раньше только смотрели, как это делаю я, иногда помогали в чем-то, - говорит Елена Федоровна, - пылесосят и гладят. Теперь моя задача - закрепить их уверенность в себе, не делать за них эту работу, ведь надо думать о будущем, дочкам нужна самостоятельность. Рада, что дети почувствовали важность заботы о родном доме».

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ОБЕД

«Моя мама всегда боялась за меня: Катя, обожжешься, порежешься, не давала мне быть самостоятельной. А теперь я могу сама и почистить картошку, и постирать, и погладить!» - с гордостью говорит Катя Тищенко о своих умениях. Родители Екатерины оборудовали для дочери с ДЦП квартиру под ее нужды, чтобы она могла жить отдельно, оставалось обу­читься всем бытовым навыкам. Специалист проекта Анна Николаевна Седых адаптировала ее к самостоятельной жизни: научила пользоваться микроволновкой, стиральной машиной, плитой, готовить. Помогла и в творчестве: у Кати слабо работают руки, но она очень любит делать поделки, и теперь девушка смело орудует ножницами и делает работы из шерсти и пластилина.

«А еще мой специалист обучила меня работе на компьютере. Я научилась заказывать продукты по интернету, раньше это делала мама. Анна Николаевна вообще помогла мне справиться с психологическими сложностями. Раньше я могла заплакать, когда у меня что-то не получалось. Теперь я стала более уверенной в себе», - продолжает Катя.

Родители девушки до сих пор не понимают, как и почему так быстро произошли изменения в поведении дочери. Секрет прост: у специалистов хватает опыта, профессионализма, терпения для работы с подопечными. «Раньше у меня готовка занимала 5-6 часов. Теперь гораздо меньше. Я боялась миксеров и кухонных комбайнов, но сейчас понимаю, что эта техника - моя помощница, потому все и получается быстрее. Я приготовила обед и пригласила родителей в гости, они были очень удивлены, - рассказывает Катя. - Мне хочется, чтобы этот ценный проект помог и другим молодым людям, таким, как я».

ПЕРЕДЫШКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

И подопечные проекта, и их родители отмечают его важность. «Дочь уже многое умела сама, мы ее учили бытовым навыкам, также помогли ей занятия в тренировочной квартире. Специалист Полина Михайловна Лейбзон закрепила эти навыки, - отмечает Ольга Юрьевна, мама 25-летней Марии с синдромом Дауна. - У родителей со временем заканчивается запас терпения. И, конечно, помощь специалиста была полезна. Это реальная помощь таким семьям, как наша. А еще это дает возможность родителям передохнуть. Специалист берет на себя ответственность, а мамы и папы за это время могут восстановить свой ресурс».

«Работа с подопечными оказалась интересным опытом. За плечами два года волонтерства с людьми с инвалидностью, но в этом проекте я узнала много нового о них», «Этот проект - настоящий подарок для нас», - делятся впечатлениями сами специалисты - участники проекта. Часть из них получит предложение постоянно работать с подопечными в тренировочных квартирах программы «Яблочко».

Марина Лепина,

фото предоставлены

героями материала

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.