Сегодня 31 марта 2017 г., пятница, 01:49USD 56.37 -0.6462EUR 60.59 -0.9397
Общественные и социальные новости

Скоро в школу!

31 августа 2015
hits 984

Не за горами 1 сентября, ваш ребенок идет в школу - психологическая нагрузка ляжет не только на ученика, но и на его родителей. Мы попросили психологов дать взрослым несколько уроков на тему, как помочь детям справиться с нагрузками и как самим мамам и папам разобраться в непростых школьных вопросах.

Первый раз в 1-й класс

О том, что делать, чтобы в новый период жизни ребенок вошел менее болезненно, и о том, как помочь ему в первые месяцы обучения в школе, рассказывает практический психолог, член Межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе» Елена Умилина.
Перед 1 сентября спокойно поговорите с будущим первоклассником о буднях и праздниках школы. Расскажите о своем опыте, покажите свои школьные фотографии. Сделайте акцент на приятных моментах. Сильно приукрашивать не стоит, но и пугать тоже не надо. Ребенок должен реально понимать, к чему он должен быть готов.

За одну-две недели до начала обучения ненавязчиво, по 10-15 минут в день, занимайтесь по развивающим тетрадям (их сейчас множество), выполняя с ребенком задания на внимание, память и мышление. Это тонизирует будущего школьника перед предстоящим процессом обучения.

Вместе выбирайте школьные принадлежности. Приятные хлопоты по выбору цвета тетради или формы пенала принесут детям радость, положительные эмоции.

Желательно взять отпуск хотя бы на первые две-три недели сентября, чтобы быть рядом с ребенком в первые школьные дни. Ему будет трудно, и потребуется поддержка.

Дома постарайтесь создать обстановку максимального спокойствия и доброжелательности. Встречайте ребенка из школы с улыбкой и по возвращении его из школы расспросите, что интересного было, что получилось, что пока не очень удалось, с кем он подружился.
После уроков первоклассник два-три часа может заниматься своим любимым делом или погулять на улице. Первые домашние задания старайтесь выполнять вместе. Лучше делать это в одно и то же время.

Пусть ребенок начинает делать уроки с самого простого, затем приступает к сложному заданию. Наиболее приятные задания лучше оставлять напоследок. Поскольку утомляемость у первоклашек высокая, каждые 20-30 минут делайте небольшие перерывы: полейте цветы, покормите рыбок, перекусите фруктами.

Желательно приучить ребенка ложиться спать в одно и то же время - утром не будет проблем со вставанием.

Хотя дети стали школьниками, игра в их жизни еще не закончилась. Не забывайте о приятных моментах, любимых занятиях ребенка.
Проявите терпение, не ругайте и не наказывайте его за ошибки или незнание - он только начинает учиться. Помните, что лучший стимул - это похвала за старание. Она окрыляет. Ребенку нужно ваше признание. Радуйтесь его удачам и маленьким победам. Помните: ребенок не может быстро адаптироваться к школе, а первые полгода он вообще не столько учится, сколько привыкает к школьной атмосфере и новым правилам.

Не хочу учиться, хочу лениться

Вашему ребенку неинтересно ходить в школу, уроки он делает только из-под палки да еще норовит прогуливать занятия? Что делать?
«Если ребенок не хочет учиться, желательно понять причину этого нежелания, - считает психолог Инга Сиговцева. - Это может быть что угодно: не нравятся учитель, атмосфера в школе, не складываются отношения с одноклассниками, а может, учебные требования не соответствуют реальным возможностям ученика, его низкая самооценка и отсутствует понимание того, что в любом деле можно добиться положительного результата, если прикладывать к этому усилия, и т.д. Но школьник ни за что не расскажет, почему не хочет учиться, если не установлены доверительные отношения с родителями. Что делать? Исправлять упущения, день за днем меняя установившуюся поведенческую модель взаимоотношений. Чаще хвалите ребенка».

«Если ребенок не хочет идти в школу, значит, ему там некомфортно, - объясняет психолог Ольга Селивёрстова. - Перед сном расскажите дочке/сыну о своем дне. Какие события - хорошие или плохие - произошли. Делайте так каждый вечер, пусть это станет традицией. Постепенно у вас войдет в привычку по очереди рассказывать друг другу, как прошел день. Ребенок поймет, что вы цените его чувства и переживания, и расскажет о своих проблемах. А проговоренная проблема - уже проблема наполовину».

«Спрашивать о проблемах надо не в раздраженно-назидательном тоне, - уверена психолог Гульсара Карайчикова, - а дружелюбно, с сочувствием, внимательно слушая ответы. Не будет лишним сказать: «Да, может быть, ты прав». Предложите сделать вместе что-то, что хочет ребенок. Так вы снимите напряжение после его ответов о нежелании учиться. Самая лучшая линия поведения для родителей быть старшим другом - наставником, понимающим, интересующимся, поддерживающим и любящим, несмотря на его успеваемость. Воодушевите ребенка, сказав, что любые трудности преодолимы, если очень стараться».

По мнению психолога Ильи Маркова, нередко беспокойство родителей за состояние детей имеет корни не в реальных проблемах детей, а в страхах самих родителей: «Они боятся неуспехов ребенка больше, чем он сам, поскольку боятся за свою репутацию. Нет ничего страшного в том, если ребенок вдруг потерял интерес к учебе, гораздо важнее, как к этому относятся родители. Если они паникуют, стараются заставить, уговорить ребенка учиться, скорее всего, это не поможет. После таких уговоров ребенок, может, и возьмется за учебу под влиянием авторитета родителей, но будет делать это без желания или с ощущением бессмысленности. Родителям нужно обязательно понимать, что нежелание учиться может быть единственным способом ребенка привлечь внимание к себе и своим проблемам».

«Мотивация - это сила, которая двигает человека к достижению определенной цели, - поясняет психолог, гештальт-терапевт авторского центра «Мир семьи» Александра Смирнова. - Часто можно услышать, как родители пытаются замотивировать ребенка, предрекая ему участь дворника или обещая подарки или денежное вознаграждение за хорошие оценки. Это неверное направление. Главное слово в лексиконе замотивированного человека «хочу». В данном случае учиться или многое знать. Движущими переживаниями при формировании мотивации у школьника являются желание, интерес, инициатива, любознательность, умение ставить перед собой цели.

Как научить ребенка ставить и достигать цели? В начальных классах задача родителей - научить ребенка учиться самостоятельно. То есть не давать указания, что и как делать, а показать ему алгоритм выполнения домашнего задания. Расскажите, с чего бы вы начали выполнение работы, где бы нашли ответы на вопросы, каким образом учили бы правила и стихи, как бы вы сделали работу над ошибками и т.д. Дайте понять ребенку, что он может положиться на вас в случае неудачи. Поддерживайте веру в его собственные силы, повышая самооценку, но подчеркните, что его успех зависит от него самого.

Повышайте мотивацию ребенка, поощряя его за достижения, особенно те, которые дались ему с трудом.

Не требуйте от него отличных оценок по тем предметам, к которым у него нет способностей. Лучше сосредоточьте усилия на развитии того, что интересно ребенку и дается легко.

Сильнейшим стимулом мотивации является похвала. Когда ребенка хвалят, он начинает верить в свои силы, у него появляется желание покорить очередную вершину. В случае, когда его достижения не вознаграждаются похвалой, у ребенка пропадает всякая мотивация к стремлению сделать что-то лучше».

Родители, следите за словами!

Мамы и папы будущих первоклассников перед Днем знаний нервничают и переживают ничуть не меньше самих детей и порой совершают ошибки, никак не способствующие успешной адаптации ребенка к школе. Педагог-психолог, практический психолог, директор консультационно-тренингового центра «Старт» Инна Снегирева дала некоторые рекомендации родителям первоклашек.

Настройте себя на то, что все свои эмоциональные реакции, связанные с непониманием системы образования и нагрузки для детей, вы оставляете при себе и не высказываете при ребенке. Если хотите, обсуждайте это с друзьями, но так, чтобы ребенок не слышал.

Авторитет того, кто учит, для детей необходим. Если у вас сформировалось субъективное мнение о преподавателе, не обсуждайте с ребенком даже незначительные отрицательные мелочи характера учителя или манеру его преподавания. В противном случае будет подорвана его значимость, а ребенок может в удобный момент напомнить вам о ваших же нелестных отзывах, чтобы, например, не выполнять задания такого учителя. Но если вы отметили в педагоге достойные качества, обязательно расскажите о них ребенку.

Ответственность ребенка за выполнение уроков развивается постепенно. Объясняйте полезность заданий, пробуждайте к ним интерес и, главное, не подгоняйте ребенка в выполнении домашнего задания («Быстро иди делать уроки, иначе завтра получишь двойку!»). Если в этот период у детей сформируются тревога и страх при выполнении заданий, в дальнейшем они будут только расти. Этот страх потом может перерасти в нежелание учиться вообще.

Материалы подготовила Елена Хакимова

Просмотров: 984
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Школа: чудесная, необычная и труднодоступная Далее в рубрике Школа: чудесная, необычная и труднодоступная


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.