Общественные и социальные новости
2768 | 0

Работодатели определят рейтинг вузов

Работодатели определят рейтинг вузов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Московский государственный университет вернулся в ежегодный рейтинг сотни лучших вузов мира, составляемый британской газетой Times.

В этом списке МГУ занял 50-ю строчку, расположившись между Университетом Сиднея и Университетом Пердью в США. Лучшим в рейтинге является Гарвард. Второе место у Массачусетского технологического института. Третье - у Кембриджа, на четвертой позиции - Оксфорд. Замыкает пятерку университетов с лучшей репутацией Калифорнийский университет в Беркли. МГУ - единственный российский вуз, попавший в репутационный рейтинг. Но это все же лучше, чем было в прошлом году, когда в рейтинге не оказалось ни одного российского вуза. 

Международный рейтинг Times выстраивается по следующим критериям: качество научных исследований, индекс цитируемости, количество иностранных преподавателей и студентов, качество обучения (соотношение численности преподавательского состава и студентов) и, наконец, трудоустройство выпускников. «Оценка», выставляемая выпускникам работодателями, таким образом, важный критерий, но не единственный.

Между тем Минобрнауки РФ недавно предложил увязывать эффективность вуза именно с количеством выпускников, оказывающихся на бирже труда. По данным Роструда, в 2012 г. около 34 тыс. выпускников вузов обратились в службы занятости. При этом, по словам главы ведомства Юрия Герция, найти работу смогли не более трети. Получается, что вузовское образование не дает возможности найти работу. Возникает вопрос, зачем нужно такое образование? Многие эксперты, однако, призывают не упрощать, они считают, что новый критерий отнюдь не панацея. Даже при плановой советской экономике ни ректоры вузов, ни прочее начальство толком не знали, сколько и каких специалистов надо готовить для страны, чтобы не было перебора одних и дефицита других. А уж сегодня, когда никаким планированием вообще не пахнет, этого тем более не знает ни одна живая душа. Правильно ли назначать вузы крайними в ряду незнающих, кого и сколько надо готовить? Кто-то из выпускников вообще не спешит трудоустраиваться, другие устраиваются по блату (на хорошую работу иначе не попадешь). Кадровики, принимая в штат молодых специалистов, в последнюю очередь интересуются, какой именно вуз они окончили. Словом, сомнительно, чтобы трудоустройство выпускников давало адекватное представление об эффективности образования.

«И все-таки измерять эффективность вузов занятостью выпускников – более осмысленный критерий, чем все предыдущие, - говорит первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - Это шаг вперед. Но никакой критерий не может быть универсальным. Необходима система. И в нее, как один из критериев, может и должен входить процент трудоустроенных выпускников. Но такой критерий не должен быть единственным. Нужно, чтобы критерии эффективности и качества работы вузов были согласованы с российским образовательным сообществом. В противном случае вреда опять будет больше, чем пользы. Я ставлю под сомнение не только средства мониторинга, но и сами его цели. Вот Норвегия недавно объявила свою национальную идею – Норвегия открывает университеты. А в России получается другая национальная идея - закрывать университеты? Это даже показатели смертности увеличит! Давно доказано, что люди с высшим образованием, в среднем, дольше живут (особенно мужчины) и больше зарабатывают. Они больший вклад вносят в создание ВВП в расчете на каждого человека, меньше совершают преступлений против личности и т.д. Кому от этого плохо?»

Игорь Минаев, Андрей Князев,

фото - FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.