Общественные и социальные новости
2769 | 0

Проигрышная лотерея

Проигрышная лотерея
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Возможно, российские авиакомпании в скором времени получат законное право продавать на рейсы больше билетов, чем может вместить самолет. Такая практика называется «овербукинг», и недавно Министерство транспорта предложило узаконить ее в России.

Это значит, что любой пассажир, купивший загодя заветные билеты и явившись на регистрацию, может услышать: мест нет.

Овербукинг применяется в российских авиакомпаниях давно и очень активно. Чаще всего людей просто ставят перед фактом: именно вас мы посадить не можем. Обычно это те, кто пришел на регистрацию последним. Объяснения бывают самые разные - одни авиакомпании заявляют опешившим пассажирам, что борт был срочно заменен на другой, меньшей вместимости, другие жульничают, закрывая регистрацию немного раньше положенного времени.

Конечно, пассажир улетит. Но в таких случаях перевозчик должен выплатить компенсацию. Например, если речь идет о двух часах, можно рассчитывать на 1500-3000 рублей. Если рейс вылетает только через сутки, то суммы компенсаций составляют в среднем около 20 тысяч рублей. Скорее всего, компенсация будет выражаться в форме скидки на покупку билетов этой же авиакомпании. Наличные в России предпочитают не выдавать. Но скромные бонусы не смогут компенсировать потраченные впустую нервы, испорченный отпуск, оплаченный отель или визу. Если пострадавший решил добиваться куда более серьезных выплат, ему придется провести немало времени в суде, к тому же потратиться на адвоката. Опыт многих пассажиров говорит о том, что решение чаще всего выносится в пользу авиакомпаний.

Итак, Министерство транспорта всего лишь предложило узаконить практику, которая используется уже не одно десятилетие и с правовой точки зрения называется мошенничеством. Недавно проект был опубликован, немедленно вызвав множество споров. Одни эксперты считают, что выиграют только пассажиры. Другие, прочитав внимательно текст, уже нашли множество подвохов. Оказалось, что механизм разрешения споров здесь четко не прописан. Лишь указано, что пассажира обязаны проинформировать, что он отстранен от полета, отправить другим рейсом или вернуть полную стоимость билета, а также выдать компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. Загвоздка только в том, что порядка такого не существует.

«Из документа, предоставленного Минтрансом, совершенно непонятно, на что может рассчитывать пассажир, который оказался за бортом. В федеральных авиа­ционных правилах не установлена ответственность за нарушение договора», - сказал координатор общественного движения «Союз пассажиров» Сергей Попов. Получается, что каждая авиакомпания по-прежнему будет решать этот вопрос на собственное усмотрение?

Между тем в прессе уже появилась информация о том, что один только «Аэрофлот» собирается заработать на овербукинге до 500 миллионов долларов в год. «В условиях кризиса это более чем актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы - аэропортовские сборы и выплаты по лизинговым платежам никто не отменял», - отмечает главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский. Но почему убытки перевозчиков возмещаются за счет пассажиров, эксперт так и не сказал.

Наталья Пуртова

Карикатура: А. Хорошевский

Что делать, если вас не посадили на рейс

* На стойке регистрации обязательно поставьте отметку, сообщающую о том, что вас не посадили на борт из-за нехватки мест. Это может помочь потом в суде, если дело до него дойдет.
* Не уходите из офиса авиакомпании, пока ваш вопрос не будет решен. Если это регулярный рейс, вам должны предоставить альтернативный перелет или вернуть деньги. У западных авиакомпаний можно требовать компенсацию за причиненное неудобство.
* Все расходы, которые вы понесли по вине авиакомпании (бронь в отеле, опоздание на следующий рейс другой авиакомпании и за обмен билета придется платить штраф), нужно документировать. Это понадобится во время судебного разбирательства.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.