Проблемы семьи и воспитания
3739 | 0

Как защитить ребенка от одиночества

Как защитить ребенка от одиночества
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В России 1 июня отметят День защиты детей. Дети всегда были беспомощны и нуждались в родительской защите. Ведь, утопая в работе, отдаляясь от них и оставляя наедине с собственными внутренними бурями, мы оставляем их в беде. Что же делать? Как изменить ситуацию?

Ответы на эти вопросы корреспондент «Мира Новостей» неожиданно нашел в самом центре Москвы в Петровском переулке, где располагается один из самых знаменитых столичных семейных театров «А-Я», а по сути, не только театр, а настоящая лаборатория детства, которое уже 25 лет тут изучают, исследуют, реконструируют и борются за него с самыми настоящими врагами...

ЛИСИЧКИ МОРЕ СИНЕЕ ЗАЖГЛИ

Вот мама. Вот папа. Бабушка и дедушка. А вот дети, которые ужасно мешают им заниматься своими делами: вязать, читать газету и пить утренний кофе. Балуются с телефоном, притворяясь, что звонит слон. Играют в чехарду, прятки и салки. И... Ой! Мама на сцене превратилась... в гориллу. А дедушка стал Бармалеем! А вот уже весь зал... горит! Это артисты раздали детям красные ленточки. Да это не зал, а... море! Это его лисички подожгли! Помните? «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...» Но вот уже опять все хорошо, и артисты с детьми в зале кидают друг другу мячики...

Так выглядит в театре «А-Я» постановка по мотивам стихов Корнея Чуковского «Чудо-дерево», странным образом сумевшая меня да и мою маленькую дочь мгновенно погрузить в атмосферу моего детства.

Не менее интересно и в фойе после спектакля. Здесь, в маленьком уютном детском кафе с карандашами на столах и светящимися стрекозами на потолке, очень часто зрители задерживаются, чтобы обсудить увиденное.

- Мы потому с девчонками любим этот театр, что тут все спектакли рассчитаны одновременно и на детей, и на взрослых, - говорит мама двух очаровательных девчушек. - Причем каждый видит свое. Тут вам и варьете, и детектив, и боевик. И дети рады, и взрослые довольны, и поговорить есть о чем.

ЧТО БАЙ-БАЙ ОБЪЯСНИЛ ПСИХОЛОГУ

- Такие истории, когда, к примеру, папа приводит дочку, потому что мама сказала, а сам сидит со скучающим видом, мы иногда наблюдаем. Но это бывает только до начала спектакля, - рассказывает один из ведущих актеров театра Александр Данилов. - Но потом человек погружается в действие, расцветает. Когда так происходит, наша главная задача выполнена. Потому что наши спектакли всегда рассчитаны на взрослых и детей. Так, чтобы в одном и том же событии и ребенок, и взрослый увидели что-то свое. Или что-то общее, но по-разному, с разных сторон. Это очень важно!

С разных сторон - это не фигура речи, как и практически научный подход к делу образования общих интересов у детей и взрослых. В репертуаре театра представлено множество спектаклей в таких жанрах, которых не увидишь больше нигде. Например, экспериментальные спектакли «Золотой горшок» и «Любопытный слоненок», которые игрались по принципу квеста, то есть не только на сцене, но и во всех помещениях театра. Или спектакль-игропредставление по пьесе Евгения Шварца «Война Петрушки и Степки-растрепки», в ходе которого актеры вовлекают в действие детей прямо из зала, например, чтобы помочь Степке-растрепке одеться, а то он не знает как. Или постановка «Однажды в детстве», созданная на основе реальных интервью с детьми. Зачем?

- Расскажу вам историю, которая лучше всего ответит на этот вопрос, - объясняет зав-лит театра Светлана Кочерина. - Главная тема спектакля «Однажды в детстве» - детские страхи. И мы изучали ее очень подробно. Расспрашивали десятки детей о том, чего они боятся. В результате возник такой герой Марленбонц, который воплотил в своем образе все эти детские страхи: рычащей собаки, темноты, высоты... И другой герой - доброе одеяло Бай-бай, вместе с которым главные герои - брат и сестра - спасают друг друга. Почему одеяло? Потому что теплое, большое, рядом, может спрятать, согреть. Так вот однажды после спектакля ко мне подошла женщина и рассказала, что она психолог, что долго работала с мальчиком, который до истерик боялся темноты. То есть всегда вечером должен был быть зажжен ночник, открыта дверь в коридор, и в коридоре свет, и в комнате родителей. А после этого спектакля он впервые лег сам. Сказал, что у него теперь есть Бай-бай, и заснул. Ну а психолог пошла смотреть на Бай-бая.

ПОЧЕМУ ИГРА ВАЖНЕЕ ВСЕГО

- Многое объясняет то, что идея создания театра возникла в 1990-е годы, - продолжает Светлана. Формат детского театра был выбран именно потому, что поняли: во всех происходящих в стране процессах дети оказались самыми уязвимыми. В то время родители вынуждены были резко менять свою жизнь, зарабатывать деньги, и дети оказались совсем выключены из их жизни. Организаторы этого театра сами были родителями и понимали, что происходит. Тогда они и рискнули создать семейный театр, который поможет наладить контакт между детьми и взрослыми. И так и повелось с тех пор: каждый спектакль - это попытка свести в одном зале взрослого и ребенка, научить взрослых играть и, вспомнив себя маленькими, слышать своего ребенка, уметь его изучать, а значит, быть ему защитой, помощью в любых трудностях на опасном пути его взросления.

И ведь то же самое необходимо и детям. На самом деле все, что им нужно, - это понимать, что родители находятся с ними в одной лодке, что они не по разные стороны барьера, а союзники. Именно поэтому нашим главным направлением стало игропредставление, игра - лучшее, что объединяет.

- Ну а лет 5-6 назад, - говорит Светлана, - мы стали замечать, что дети вообще постепенно перестают играть. Какие-то вещи стали ускользать от них. Из жизни детей начала уходить игра фантазийная, такая, которая вся основана на вымысле, для которой нет вообще никаких барьеров. Когда тебе не важно, сколько денег у твоих родителей, потому что ты можешь играть, что ты сейчас в Африке, а через пять минут - в Антарктиде, а потом - в Париже. Для этого тебе не нужны специальные приспособления, дорогие игрушки. Почему так происходит? Это главный вопрос, который мы пытаемся понять до сих пор. Потому что родители заняты работой? Нет, в 1950-е годы, когда после войны восстанавливали страну, родители были заняты куда больше. Значит, дело не только в этом. Изобилие игрушек, которые дети перестали ценить? Отсутствие свободного детства, когда можно тусоваться с компанией сверстников и играть в шалаш или ракету? Очевидно, что все это совокупность причин. Но также очевидно, что тенденция тревожная, потому что дети начинают мыслить стереотипами и не хотят уже придумывать ничего нового, раз у них и так все есть: в школе - заготовленные тесты, дома - заготовленные игры. Зачем думать, зачем фантазировать? Зачем мечтать? А ведь именно мечта когда-то привела Ломоносова в науку, а Гагарина - в космос...

ПОЧЕМУ БАБУШКА ЛЕЖИТ НА ПОЛУ

И вот он, удивительно простой ответ на вопрос: как же защитить современного ребенка? От компьютерных игр, которые затягивают, как омут. От неизвестных людей, которые незнамо на что могут подговорить его в соцсетях. От одиночества и беспомощности, которые могут привести неизвестно куда. Играть! А что делать, если устал на работе и страшно не хочется? Над этим вопросом сейчас серьезно работают в театре «А-Я». И, возможно, для многих на него ответит скорая премьера - спектакль под рабочим названием «Когда я был маленьким» в жанре сказки о детстве, для участия в котором в театр приглашены многие легендарные люди России: спортсмены, космонавты, ученые. Зачем? Чтобы вспомнить о своем детстве.

- Вы помните себя в детстве: самое приятное и самое страшное. То есть в вас живы конкретные воспоминания, - объясняет концепцию будущего спектакля его режиссер Андрей Покатилов. - И суть в том, что окунуться в него можно всегда, а значит, поставить себя на место ребенка. Ведь мы на самом деле не перестаем быть детьми. А ребенок - это тот же взрослый, который еще не очень хорошо владеет своим телом. Понимаете? Чтобы сблизиться по-настоящему, достаточно просто вспомнить об этом, вернуться в себя ребенка. И все получится само собой.

Таких историй в театре «А-Я» тоже довольно много. И не только про родителей.

Например, про ребенка, который сходил на спектакль «Цыпа-дрипа», где актеры перевоплощаются в буквы, и заставил дома перевоплощаться в них всю семью. Причем мамы с папой не хватило, не хватило даже присоединившегося к процессу дедушки. В итоге для того, чтобы изобразить букву «ш» (трое людей - вертикальные перекладины и один - горизонтальная), пришлось уложить бабушку на пол(!) и таким образом выучить весь алфавит. Или про маму и папу, которые после спектакля про Алису в Стране чудес уже два года устраивают по этому принципу дома дочке день рождения.

Глубоко задумавшись об этом, я чуть  не пропустила главного.

- Мам, а помнишь, как в спектакле мама превратилась в гориллу? - по дороге домой вдруг спросила меня дочь.

- Ну да, - не очень понимая, о чем речь, удивилась я.

- Ну так вот. Это так похоже на то, как ты орешь, когда на меня сердишься. Так что теперь я это понимаю и больше на тебя не обижаюсь! - резюмировал ребенок. Мы вместе рассмеялись. И в этот момент я поняла, что поход в театр действительно удался...

Марина Алексеева

Фото С. Кочериной, FOTODOM.RU

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.