Проблемы семьи и воспитания
5483 | 0

Как не залюбить своего ребенка

Как не залюбить своего ребенка
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Вопрос о том, как правильно воспитать детей, актуален всегда. Одни родители позволяют своему отпрыску садиться себе на шею и потом удивляются, что к совершеннолетию он не приспособлен к жизни. Другие, наоборот, требуют с него максимум, чтобы не воспитать нахлебника и несамостоятельную личность. О том, как найти золотую середину, рассказывает подростковый психотерапевт Андрей Метельский:

- Мало кто может признаться себе, что их сын или дочь - отдельный человек. Когда вы вступаете в любой контакт с ребенком, задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю, совершается для того, чтобы он был успешен, или для того, чтобы я был спокоен? По большому счету, это единственный вопрос, которым должны задаваться родители, когда занимаются воспитанием. Думаю, 80% родителей найдут в себе силы и признаются: в первую очередь они думают о собственном спокойствии.

Карапуз лазит во дворе по горкам и качелям, а его постоянно одергивают - туда не ходи, так не сиди, здесь опасно. Почему мы это говорим? Исходя из собственного спокойствия. Возможно, ребенок упадет, и ему будет больно. Но ведь это его жизнь! Как иначе он получит базовое представление о мире, не набив своих синяков и шишек?

Классическая метафора современного воспитания - крик в песочницу: «Сынок, пошли домой, ты проголодался!» Родители у нас лучше ребенка знают, что ему надо. Но ведь это не так! Каждый ребенок рождается как отдельная личность, у него есть своя миссия на этой земле, свое предназначение. Мы эту миссию знать не можем, но при этом упорно ребенка воспитываем.

Конечно, все хорошо в меру. Некоторые действия могут гарантированно привести к травме, о них надо предупредить, но если вы уважаете ребенка, то запретов не должно быть много. Любовь к ребенку подразумевает уважение к его решениям.

К примеру, от школьников иногда можно услышать: «Мне надоела школа, я не хочу туда ходить». У меня были такие подростки, и я рекомендовал родителям не препятствовать им в этом. После нашего тренинга мать пришла домой и передала сыну ответственность за его жизнь, сказав: «Поступай так, как считаешь нужным».

Он в тот же день ушел из школы, через неделю устроился на работу, через месяц принес документы в вечернюю школу, где из школьного двоечника стал отличником. Ему передали ответственность за свою жизнь, и он построил ее, как посчитал правильным.

При этом ребенку стоит объяснять, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, потому что как ни крути, а внутренняя свобода, конечно, подразумевает определенные рамки. Стоит понимать, что в некоторых вопросах у ребенка нет базы, опираясь на которую можно принимать решения, поэтому стоит задаться вопросом: а до того, как все позволять, вы обсудили, что правильно, а что нет, обыграли ситуации, рассказали о последствиях того или иного поступка? Без этой базы внутренняя свобода вырастает во вседозволенность.

Умный родитель должен внимательно наблюдать за тем, что хочется ребенку. Если моему сыну в два года нравилось сидеть у меня на руках и считать проезжающие машины, я стоял с ним на улице по 40 минут.

Когда сын пошел в первый класс, он уже складывал в уме двузначные числа. Кого-то из родителей напрягает, что ребенок целый день бегает по улице с палкой. Это же прекрасно! Найденная палка для ребенка - это целый мир: копье, автомат... Почему мы заставляем ребенка, нашедшего на улице палку, тут же бросить ее? Он же благодаря ей мир выстраивает, развивает фантазию и интеллект.

Ребенок - это индикатор того, что в семье что-то не так, и смысла лечить его нет, пока не изменятся условия в семье. В подавляющем большинстве случаев работать с психиатром должны родители, а не дети. Иначе получится как с текстом, который я набрал на компьютере, распечатал и нашел ошибки, но, вместо того чтобы исправить их, продолжаю выводить новые копии на принтере в надежде, что это исправит ситуацию.

Елена Хакимова

Фото FOTODOM.RU 

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ПСИХОЛОГА

Как только ребенок обратился к вам, бросайте все и слушайте его внимательно, как будто больше в этот момент для вас в мире ничего не существует.

С ребенком с первых минут жизни надо разговаривать, не сюсюкая и открыто глядя ему в глаза. Большинство родителей смотрят в глаза ребенку, когда ругают: «Ты натворил что-то, теперь смотри мне в глаза!» Самый важный канал общения превращается в инструмент подавления.

Разговаривая с ребенком, опуститесь до уровня его глаз (к примеру, сядьте на стул) и ведите равноправный диалог.

Уважайте мнение, мысли и мир ребенка.

Поэтапно или сразу передавайте своим детям ответственность за их жизнь. Если передали ответственность за уборку в комнате, не заглядывайте в нее с целью проверить на наличие бардака и не напоминайте об уборке. Первое время беспорядок будет - вас проверяют, насколько искренне вы передали ответственность. Когда придет понимание того, что все серьезно (на это уходит от двух недель до двух месяцев), ребенок примет решение, как ему жить дальше.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.