Сегодня 30 марта 2017 г., четверг, 05:41USD 57.02 0.0877EUR 61.53 -0.2755
Общественные и социальные новости

Признания секретного ракетчика

10 апреля 2014
hits 1619

При жизни Юрия Александровича Мозжорина его имя было известно только узкому кругу лиц. Более 30 лет он возглавлял ЦНИИмаш, головной институт ракетной и космической отрасли, о которой знал практически все. Незадолго до кончины Мозжорина в мае 1998 года автору этих строк удалось выведать некоторые секреты у суперзасекреченного ракетчика...

ТОТ, КТО УПОЛНОМОЧИЛ ТАСС

- Говорят, перед полетом в космос Гагарин написал прощальное письмо жене - на случай своей гибели...

- Я этого письма не видел. Но Гагарин действительно полетел в космос с довольно большой вероятностью аварии. Он летел первый на первом космическом корабле. И ракета, которая выводила его на орбиту, в то время падала довольно часто. Знаменитая теперь на весь мир Р-7 - «Семерка», известная под названием «Союз», - в то время еще отрабатывалась и у нее был довольно большой процент отказов.

Гагарин сильно рисковал: авария - и ракета сгорела на старте, авария - и в полете разлетелась на куски. Он все это знал. Потом мы в нашем НИИ тщательно посчитали процент риска - он оказался порядка 50 процентов.

Когда было принято решение о полете Гагарина, мы подготовили три варианта сообщения ТАСС. Первый вариант победный. Второй - если корабль не вышел на орбиту: мол, просьба к народам мира и государствам сообщить координаты, где он приземлился, оказать помощь космонавту, возвратить корабль. И третий вариант, в котором сообщалось о гибели космонавта. Каждый вариант сообщения был запечатан в отдельный пакет и секретным порядком отправлен в ТАСС, на радио и ТВ.

Кстати, на Западе было много бессовестных вымыслов, будто до полета Гагарина мы в космосе уже погубили одного космонавта. Если бы такое произошло, об этом обязательно бы сообщили и воздали бы погибшему герою все положенные в этом случае государственные почести.

- Кто писал эти три сообщения ТАСС?

- Я лично написал проекты этих трех вариантов. Дальше их смотрел Сергей Павлович Королев, в ЦК КПСС смотрели, в Военно-промышленной комиссии смотрели. Каждая инстанция правила и вставляла более, так сказать, четкие слова. И я должен был по телефону сказать: «Вскройте пакет номер такой-то». 12 апреля, не помня себя от радости, я отдал приказ: «Вскройте пакет номер один!» А второй и третий забрали и уничтожили.

Весь мир повернулся лицом к Советскому Союзу, увидел, что это действительно передовая страна. Первый спутник - наш, первый человек в космосе - советский, первый полет женщины, первый выход в космос... США почувствовали, что теряют престиж передовой технической державы. И вынуждены были пойти на исключительно сложную программу - высадку человека на Луну, заранее объявив, что она стоит очень дорого - 25 млрд долларов.

ПАЛЬЦЫ ВЕЕРОМ

- Чем всех так притягивала Луна?

- Поначалу никакого соперничества не было. Сергей Павлович Королев вышел с предложением организовать полет к Луне еще тогда, когда американцы лететь туда не собирались. Начал разработку двух новых мощных ракет - Н1 и Н2. Мы еще долго почивали на лаврах первооткрывателей космоса, а потом вдруг решили, что первенства американцам уступать нельзя и на Луне. На несколько лет позже, чем американцы, начали готовить высадку там нашего космонавта. Как это у нас было принято, тайно. Кроме того, мы не бросили и другие космические программы, которые давали технические и политические дивиденды, - летали к Венере, Марсу, то есть растопыренными пальцами хотели взять все. С недостатком средств и производственных мощностей. Доходило до казусов: в постановлении правительства было написано, что куйбышевский завод должен изготавливать четыре ракеты-носителя Н1 каждый год. Четыре. А он мог изготовить только полторы ракеты. Поэтому каждый месяц на коллегии министерства обсуждался вопрос, что завод отстает в выполнении постановления правительства.

Таким образом, все рабочие программы по лунной ракете Н1 приходилось сокращать и гнать галопом. И вот выскочили мы с недоработанными двигателями на летные испытания. И начали ракеты у нас падать...

- Как к этому относились в ЦК и правительстве?

- Надеялись, что все будет хорошо. Вы учтите, что все эти большие начальники военной и ракетной промышленности во время войны творили чудеса и верили в чудеса. Они к этим чудесам привыкли, считали нормой.

Вот Харьковский авиационный завод делал до войны каждый день по самолету. А во время войны вся эта махина переезжает на восток, буквально под открытым небом работают женщины, дети и старики немощные. Нету еды, нету жилья, в землянках ютятся. Чтобы пропитаться, сажают картошку. И в этих условиях делают десять самолетов в день. И так везде. Вот эта уверенность, что можно сделать все, перейти любой рубеж, осталась в сознании у нашего руководства навсегда. Но оказалось, что новую ракетную технику не обманешь. Она же бесконечно сложная. Одно дело - отработанный танк, его просто надо делать в необходимом количестве экземпляров. Другое - решать проблемы ракетной техники по ходу разработки и изготовления.

РОБОТ КАК ПРИКРЫТИЕ

- Существует версия, что Брежнев сказал министру обороны Устинову: как только ракета Н1 полетит, надо посылать на Луну нашего космонавта. Опасаясь катастрофы, Дмитрий Федорович Устинов якобы закрыл лунную программу. Так же тайно, как ее и начинали.

- Закрытие программы было правильным решением, потому что американцы уже побывали на Луне неоднократно, взяли пробы грунта из разных мест. Все вопросы, интересные с научной точки зрения, были решены. Но... Когда закрывали эту программу, наш институт выступил против закрытия лунной ракеты Н1. Во-первых, проблемы с двигателями к тому времени были уже решены. Во-вторых, все шло в сторону увеличения веса космических аппаратов, поэтому наличие мощного носителя давало нам возможность решать новые задачи. К сожалению, нас никто не поддержал.

- Как удалось засекретить такую грандиозную лунную программу и от своего народа, и от иностранных разведок?

- Нас пригласили на Лубянку и попросили придумать какую-нибудь отвлекающую тему. Я предлагаю: «Надо везде говорить о том, что советские люди не хотят лететь на Луну. Что мы будем осваивать ее автоматическими аппаратами. Что в таком опасном деле, как исследование Луны, автомат внушает больше доверия». Автомат есть автомат. Жалеть его особенно не стоит. И это звучало так убедительно, как будто нет у нас никакой пилотируемой лунной программы. Но, когда пилотируемую лунную программу закрыли, мы действительно стали искать пути доставки лунного грунта на Землю с помощью автоматического аппарата. Так дезинформация превратилась в реальную информацию.

- Каким же образом это было сделано?

- Самая мощная ракета, которая у нас имелась в то время и уже летала, - это УР-500 Челомея, известная теперь как «Протон». Им-то и выводили на орбиту Земли многотонный автоматический лунник.

- Решил эту задачу замечательный главный конструктор НПО имени С.А. Лавочкина Георгий Бабакин. Лунный грунт доставили на Землю фактически с помощью робота...

- Да, Бабакин решил эту задачу более изящным способом, чем американцы. До сих пор существуют две точки зрения на развитие космонавтики: изучать все автоматами или осваивать людьми. Мы всегда были сторонниками человеческого участия. Космос становится новой средой обитания, где приобретается новый опыт человечества.

Успех «Луны-16» и доставка лунного грунта в сентябре 1970 года подавались как большое наше достижение, но реализованное за меньшие деньги и без риска для человека. Но всемирная эйфория по поводу того, что человек высадился на Луне, она, конечно, затмила все. Весь мир славил Нила Армстронга, а мы инкогнито хвалили Бабакина и всех тех, кто участвовал в этой программе.

«МАРСИАНИН» ПОЛЯКОВ

- Если сравнить затраченные усилия при посадке на Луну и доставке лунного грунта у Бабакина и американцев...

- У американцев сложность была в масштабах ракетной техники и необходимости обеспечить безопасность. Они решили эти проблемы по-своему, отлично.

Бабакину же таких жестких требований по надежности не предъявлялось, поэтому бывали отказы. Челомеевская ракета УР-500 завалила пять или шесть бабакинских лунников. Если бы этого не случилось, то его аппарат привез бы лунный грунт раньше американцев.

- Во время встречи Хрущева и Кеннеди в Вене американский президент предлагал СССР осваивать Луну вместе с Америкой. Хрущев отказался.

- Конечно, такие глобальные проекты надо делать сообща. Это очень сложно, дорого и, кроме того, является достижением не какого-то государства, а победой всего человечества.

При разработке проекта полета человека на Марс американцы ставили вопросы о том, сколько будет весить летательный аппарат, чем он будет выводиться в космос. Мы же шли на преодоление последствий длительного воздействия невесомости с помощью космической биологии и медицины. Наш космонавт Валерий Поляков был в космосе 437 дней - как раз время полета на Марс и обратно. И жив-здоров. Такой опыт должен становиться общечеловеческим достоянием.

Борис Смирнов

Фото предоставлены ЦНИИМАШ и НПО им. с.а. Лавочкина  

Просмотров: 1619
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
В больницах используют человеческий материал на растопку Далее в рубрике В больницах используют человеческий материал на растопку


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.