Общественные и социальные новости
3138 | 0

Покупателей завалили фальшивым товаром

Покупателей завалили фальшивым товаром
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По прогнозам экспертов, через пару лет по объемам дистанционных продаж Россия выйдет в лидеры Восточной Европы. При этом значительная часть такого товара - фальшивки , контрабанда, в лучшем случае - товары-«пустышки».

 НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

Совсем недавно следственные органы разоблачили некую фирму, которая продавала фальшивые ювелирные украшения посредством рекламы на телевидении и в интернет-магазинах.

В частности, покупателям предлагались серьги и кольца с натуральным жемчугом. Как выяснило следствие, «натуральный» жемчуг был сделан из пластмассы, в результате против ООО «Директ ТВ» было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Согласно российскому законодательству, ювелирные изделия запрещено продавать посредством дистанционной торговли. Однако закон мошенникам не писан - и теле-, и интернет-магазины по-прежнему забиты разного рода ювелирной продукцией. И продавцы по-прежнему впаривают доверчивым гражданам кольца и серьги - только теперь уже не с жемчугом, а с неким бриллианитом. Гражданам в рекламе объясняется, что бриллианит - это современный драгоценный камень. Следователям же дельцы говорят, что продают не ювелирные украшения, а простую бижутерию - ее через дистанционные магазины продавать по закону вовсе не запрещается.

Недавно в суд на продавцов бриллианитов подала группа граждан. Их интересы представляет в суде Любовь Благушина, председатель коллегии адвокатов «Благушина и партнеры». По ее словам, расследование по этому делу практически не ведется, да и само деяние квалифицировано неправильно: «Дело заведено по самой «легкой» части статьи «Мошенничество» - по части первой. Однако на самом деле мы имеем дело с длительной организованной преступной деятельностью».

Следователи и правда в этом деле сразу запутались - продавцами жемчугов и бриллианитов оказалось такое количество различных ОАО, ЗАО и прочих АО, что совершенно непонятно, кто же из них в итоге должен нести ответственность. Главным же виноватым следствие объявило некое «неустановленное лицо».

«Мы выяснили, что ноги растут с острова Джерси - именно там была открыта первая компания, которая потом открыла шесть компаний на Кипре. Я-то думала, что они хотя бы налоги платят с обманутых потребителей, а они все деньги выводят в офшоры!» - переживает адвокат Любовь Благушина.

По ее словам, шестью кипрскими компаниями в России было зарегистрировано больше десяти телеканалов, причем все они сидят на улице Шарикоподшипниковой по одному адресу.

ПОЗОРНОЕ КОЛЕЧКО

Одна из истиц по этому делу - домохозяйка Ирина Аллилуева, которая заказала через телемагазин кольцо с гранатом, бриллианитами и золотым напылением из некой редкой коллекции. Кольцо стоило 2000 руб., телемагазин давал на него скидку 500 руб.

Интересно, что Ирина Аллилуева не сразу попалась на уловку мошенников. Перед тем как сделать заказ, она решила изу-чить суть вопроса посредством интернета. Поиск выдал ей следующую информацию:

«На справочном сайте было написано, что бриллианиты - это новые драгоценные камни, наука движется вперед», - рассказала Ирина.

Реальность превзошла все ожидания покупательницы.

«Вот что принес мне курьер», - рассказывает пострадавшая, вытаскивая из сумочки неприглядную картонную обертку. В ней в полиэтиленовом пакетике лежало колечко неизвестного производителя и весьма сомнительного качества.

Никаких документов, подтверждающих подлинность граната, в коробочке не было. Более того, пострадавшая вскоре обнаружила точно такое же кольцо в продаже за 500 рублей.

Тем не менее далеко не все видят в подобной торговле состав преступления. Так, старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы факультета управления Института экономики, управления и права РГГУ Михаил Дымшиц считает, что, «если гражданка Аллилуева не поняла ничего из рекламы, это ее проблемы».

Например, слова «бриллианиты» в русском языке не существует, напомнил Михаил Дымшиц. А словом «гранат» обозначается в рекламе не камень гранат, а название кольца - одним словом, какие могут быть претензии?

Одна из претензий покупательницы заключается в том, что она не понимает, в чем же обещанная «подлинность и уникальность» изделия? К тому же реклама уверяла покупателей, что изделие принадлежит к некой редкой уникальной коллекции.

«Раз это не ювелирное изделие, а бижутерия, то и требовать какую-то подлинность покупательница не имеет права, - продолжает Михаил Дымшиц. - Заявленная в рекламе уникальность означает только, что производитель считает свое кольцо уникальным. К какой коллекции оно относится? Видимо, у производителя есть какие-то коллекции».

Михаил Дымшиц считает, что пострадавшие от дистанционной торговли покупатели вообще не вправе предъявлять какие-то претензии.

СТРАНА ОТСУТСТВУЮЩЕГО КАЧЕСТВА

Заведующий отделом экспертизы Геммологического центра МГУ им. Ломоносова Юрий Шелементьев признается, что у нас в стране даже в самых солидных ювелирных магазинах люди теряют миллионы, так что волноваться из-за каких-то 1,5 тыс. руб. даже и не стоит.

«Что касается металла, то здесь наши граждане защищены еще со времен Петра I. На все изделия из драгметаллов ставится клеймо. Однако в кольце с бриллиантом за 260 тыс. цена золота составляет всего 6 тыс., остальное - цена камня. А вот по части камней у нас в стране отсутствует система качества», - говорит Юрий Шелементьев.

Совсем иначе обстоит дело с продажей драгоценных камней в той же Америке: за введение в заблуждение относительно качества камней там выкатывают такие иски! У нас ничего этого нет.

По словам Юрия Шелементьева, в США средняя цена за карат бриллиантов составляет $4 тыс., у нас - в 2-3 раза выше. Якобы в Америке качество камней и самой огранки заметно хуже, отсюда и такая разница в цене. Действительно, в советские времена обработка бриллиантов была на первом месте в мире. А потому и советские бриллианты признавались самыми лучшими.

Однако за прошедшие 22 года качество контроля и обработки упало, а вот остальной мир потихоньку приблизился к высоким советским стандартам.

КАК НЕ ДАТЬ СЕБЯ ОБМАНУТЬ ПРИ ПОКУПКЕ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ?


- Покупайте бриллианты прямо на российских предприятиях по обработке алмазов.

- Затем несите их в лабораторию. Исследование обойдется вам всего в 500 руб.

- После этого заказывайте изготовление изделия у частного ювелира. Наконец, снова несите бриллиант в лабораторию.

В итоге вопрос соотношения цены и качества для российского ювелирного рынка так и остался открытым.

Так, по статистике, ежегодно россияне приобретают 80 млн ювелирных изделий с камнями. Из них только 20 тыс. имеют необходимые сертификаты соответствия, выданные специализированными лабораториями. Для сравнения: в США без сертификатов продается всего лишь 5% изделий с драгоценными камнями!

КУПИТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ?

По закону покупатель в течение 14 дней может вернуть товар, купленный дистанционно, обратно в магазин. Причем сделать это без объяснения причин. Практически же вернуть себе деньги не так-то просто.

Во-первых, никакого продавца может не оказаться вовсе: например, некое ООО продает что-то, принимая заявки на абонементный ящик. Вы возвращаете этому ООО товар обратно почтовой посылкой, и тут выясняется, что никакого ООО нет и в помине, а кто вам высылал посылку наложенным платежом - неизвестно. Или известно, что это лицо уже где-нибудь на своей родине Украине, и искать его там и депортировать в Россию у наших следователей нет ни времени, ни желания.

Второй вариант: вы заказываете товар почтой и, вскрыв посылку или бандероль, с ужасом обнаруживаете, что в ней ничего нет. Именно пустую бандероль получила не так давно пара российских пенсионеров, заказавшая целительные браслеты. Теперь пенсионеры доказывают, что продавцы браслетов - жулики, а те уверяют следователей, что пенсионеры браслеты присвоили, а теперь еще и деньги хотят обратно вернуть.

Третий вариант: и товар вы получили, и продавец никуда не бежит, все вроде бы на месте. Одна беда - лечебный прибор или снадобье, которое вы заказали, почему-то не лечит, американские джинсы похожи на китайские, надувная лодка протекает, а обувь вообще не налазит, хотя написано, что она вашего размера.

КАК МЫ ВЕСЬ МИР УДИВИЛИ

По словам гендиректора ООО «Студия Модерна» Зорана Вуксановича (теле- и интернет-канал TOPSHOP TV), его фирма (кстати, американского происхождения) имеет дистанционные магазины в 20 странах мира. Однако только в России американцы увидели такое.

У российских дистанционных продавцов «постоянная склонность к тому, чтобы вводить покупателей в заблуждение». И если на федеральных каналах еще есть какой-то контроль рекламодателей, то в российском интернете «творится просто катастрофа, человек ищет самый дешевый товар, а покупает мусор».

Он убежден, что в России надо срочно менять законодательство: «У вас в стране сайт регистрируется на одно лицо, на нем публикуются контакты другого лица, а продавцом является третье. В России очень легко быть мошенником и зарабатывать легкие деньги, и люди становятся мошенниками, потому что такие законы вводят их в соблазн. Когда мы указываем на это российским законодателям, нам говорят: тогда половину сайтов придется закрыть. Но уж лучше сейчас закрыть половину, чтобы оставшаяся половина могла честно работать».

Однако с Зораном Вуксановичем согласны далеко не все. Михаил Дымшиц, например, считает, что пиратский и некачественный товар - вовсе не одно и то же. Контрабанда позволяет российским покупателям приобретать товары европейского качества по более низкой цене.

Ведь цены официальных поставщиков мировых брендов на российский рынок божескими не назовешь. «Овощерезки, которые американцы продают через теле- и интернет-каналы в России за 3,5 тыс. руб., в тех же США стоят не больше $15», - говорит Михаил Дымшиц.

Аделаида Сигида

Фото FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.