Общественные и социальные новости
3597 | 0

Подвиг капитана Назарова

Подвиг капитана Назарова
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В небе над Краснодарским краем произошла трагедия - при выполнении тренировочного полета без боекомплекта разбился штурмовик Су-25, пилот погиб.

Для старшего летчика капитана Алексея Назарова это задание было плановым. Ему предстояло отработать ряд упражнений в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. Погода действительно была не ахти - в зоне полетов лили дожди, стояла низкая облачность. Однако для опытного летчика подобные испытания были делом привычным. За годы службы Назаров успел налетать около 800 часов, в том числе 600 на Су-25. Тем не менее в тот злополучный вечер в небе возникла какая-то нештатная ситуация. Очевидно, капитан Назаров мог сразу катапультироваться и спастись, но он поступил геройски, сделал все, чтобы штурмовик не рухнул на близлежащий населенный пункт - станицу Новоминскую. За мгновение до катастрофы в эфире прозвучало: «Я катапультируюсь». После этого связь прервалась. Место падения Су-25 обнаружили быстро. Он упал в пяти километрах от станицы. Обломки были разбросаны на сотни метров, некоторые еще догорали. Через несколько часов, когда рассвело, неподалеку нашли искореженное катапультное кресло и останки летчика. «Пилот ценою своей жизни отвел боевую машину от населенных пунктов, сделал все возможное, чтобы спасти неуправляемый самолет, - говорит летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. - Двигаясь к земле, он пытался лететь параллельно горизонту, но когда ты в чрезвычайном режиме падаешь на скорости 120 метров в секунду, это сделать невероятно сложно. Летчик не смог ровно удержать 20-тонную машину, она задела крылом землю и от удара взорвалась. Пилот, как говорят, пытался  катапультироваться, но не смог спастись». В Минобороны тоже сообщили, что самолет взорвался от соприкосновения с землей.

Штурмовик Су-25 был создан в ОКБ Сухого в 1970-х гг. С 1981 г. стал основным самолетом фронтовой авиации, предназначенным для поддержки сухопутных войск на поле боя. «Су-25 - мой любимый самолет, - признается Магомед Толбоев. - Я неоднократно его испытывал и два раза из него катапультировался. Это надежнейшая во всех отношениях машина».

Может, подвела катапульта? «Не думаю, - говорит Магомед Толбоев. - Катапультное кресло К-36, разработанное НПП «Звезда», устанавливается в том числе и на «сушках» и считается одним из лучших и самых надежных в мире. Если катапульта срабатывает, пилот выживает. Дело в том, что летчику не хватило каких-то долей секунды, чтобы экстренно покинуть самолет. Судя по всему, крушение и момент катапультирования практически совпали. Если бы летчик дернул на себя ручки катапульты за 0,3 секунды до взрыва, он бы спасся, но он мужественно до последней секунды не отпускал штурвал самолета, надеясь его посадить».

Катапульта К-36 действительно надежная. Она, например, спасла жизнь летчику-испытателю Анатолию Квочуру. На авиасалоне в Ле Бурже осенью 1989 г. Квочур совершал показательный полет на истребителе МиГ-29. Вдруг на крутом вираже резко упала тяга одного из двигателей. Самолет устремился к земле. На стометровой высоте выровнять его было невозможно. Квочур потянул поручни катапульты на себя. Через пару секунд машина врезалась в землю и взорвалась. Пилот приземлился на расстоянии нескольких метров от полыхающих обломков МиГа, не веря, что остался жив. По-видимому, ситуация, в которой пытался катапультироваться капитан Назаров, оказалась фатальной даже для сверхнадежной спасательной техники.

Что же все-таки случилось в небе над Кубанью? На этот вопрос ответят «черные ящики» разбившегося штурмовика. Первый уже обнаружен, специалисты утверждают, что он в хорошем состоянии.

У 32-летнего Алексея Назарова остались жена Екатерина и семилетняя дочь София. Вечная ему память!

Игорь Минаев, Елена Хакимова

ПРЕСС-СЛУЖБА МОРФ

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.