Общественные и социальные новости
11148 | 0

Почему граненый стакан стал символом СССР

Почему граненый стакан стал символом СССР
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Простой, как три копейки, граненый стакан стал безусловным символом советского времени, незаменимой частью советского быта, символом национального характера.

Он стал абсолютным мерилом для всех жидких и сыпучих продуктов. Любой рецепт из советской поваренной книги начинался словами “возьмите стакан...” и далее следовало: муки, крупы, сахара и т.п. С первого издания классической “Книги о вкусной и здоровой пище” (1939 г.) ингредиенты стали измеряться стаканами, а не граммами.

Это именно он - граненый стакан - находился в каждом из многих тысяч автоматов для газировки на необъятных просторах нашей страны. На колхозных рынках в граненых стаканах продавали мед, сметану, орешки, ягоды и многое другое, а вездесущие бабульки стаканами отмеряли ароматные жареные семечки. Ну и, конечно, разлить пол-литра на троих не составляло никакой проблемы - можно было даже использовать всего один стакан, но, наливая по поясок, каждый получал равную порцию.

А еще домовитые хозяйки использовали граненый стакан как формочку для вырезания из теста заготовок для печенья, вареников и пельменей, а деловитые дачники выращивали в граненых стаканах рассаду, расставляя ее на подоконниках. И немудрено: этот неприхотливый товар массового и ежедневного спроса выпускался нашей промышленностью умопомрачительным тиражом - полмиллиарда единиц граненой продукции в год!

А вот вождь мирового пролетариата В.И. Ленин в своей работе “Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина” следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана: “Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и “опосредствований” со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное”.

Но кто автор этого бессмертного творения, когда в нашей стране появился первый граненый стакан? Этими вопросами я озадачился, когда в числе других гостей с огромным изумлением разглядывал коллекцию одного уважаемого человека. И эта коллекция состояла из невероятно огромного количества граненых стаканов. Они были разного объема (50, 100, 150, 200, 250 и даже 300 г), с прямыми, конусными и криволинейными стенками, с разным количеством граней (от 8 до 20), из разного стекла (прозрачные, голубоватые, зеленоватые и дымчатые), с поясками сверху или снизу, с разной шириной этих поясков или вообще без них, с клеймами различных заводов и без клейм и даже с царскими гербами. Сразу нужно отметить, что ясных ответов на поставленные вопросы просто не существует. Жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, представляет собой неразрешимую загадку и достоверной информации о его авторе и времени создания не так уж и много. Есть только легенды. Вот их мы и рассмотрим.

ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ

Молва настойчиво приписывает авторство в разработке граненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры “Рабочий и колхозница”. Вера Игнатьевна безусловно была многогранно одаренной женщиной и занималась не только скульптурой. Хорошо известно, что Мухина активно работала со стеклом. Во второй половине 40-х годов прошлого века на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла она занялась полостной скульптурой, когда творение автора создавалось внутри цельного бруса стекла.

Как атрибут чаепития стакан присутствует в картине Кустодиева «Трактирщик»

Принято считать, что необходимость создания прочного стакана появилась только после того, как в конце 30-х годов прошлого века Советский Союз начал активно применять промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару и отечественные, и импортные автоматические посудомойки нещадно били. Граненые же стаканы были очень прочны и идеально подходили для автоматической мойки. Секрет прочности граненого стакана таился в технологии его изготовления. Он изготавливался из достаточно толстого стекла, которое варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А для пущей крепкости в стекольную массу добавляли свинец, который делал стекло прочнее и более искрящимся на свету.

Однако очень многие факты противоречат этой теории: доказательств существования граненых стаканов задолго до рассматриваемого нами времени существует предостаточно. На многих полотнах русских мастеров они присутствуют как атрибут чаепития. Например, Кустодиев “Трактирщик” 1916 г., Петров-Водкин “Утренний натюрморт” 1918 г. и “Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе” 1934 г. и другие. А у певца-эмигранта Петра Лещенко в репертуаре еще до войны была песня “Стаканчики граненые упали со стола, упали и разбилися, разбилась жизнь моя”.

ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ

Согласно которой первый граненый стакан был создан еще во времена Петра Великого. На флоте обычные круглые стаканы во время штормов бились в неимоверных количествах, ибо зафиксировать их гладкие формы на столе было почти невозможно. Правда, помогала русская смекалка: моряки во время качки застилали столы мокрыми скатертями и значительно уменьшали скольжение. Однако круглые по форме стаканы и кубки скатывались со стола и бились даже в этом случае. Необходимо было кардинальное решение проблемы.

Первым в этом деле оказался мастер Императорского стекольного завода владимирский стекловар Ефим Смолин. Обратившись к истокам, он изготовил стакан с гранями по образу и подобию бочки, где грани выполняли роль дощечек, скрепленных обручем, а роль обруча выполнял стеклянный поясок наверху. Хотя некоторые считают, что ободок придуман исключительно для того, чтобы было удобно губам и чтобы холодная водка или горячий чай текли в рот в одной точке, а не со всех граней сразу.

Первый русский граненый стакан отличался большой вместимостью (300 г), толстыми стенками и зеленоватым оттенком. Возможно, это обстоятельство привело к тому, что в народе, несмотря на постоянное обновление разговорного языка, водка сохраняла за собой былинное название зелена вина - что ни налей в такой стакан, все в нем казалось зеленым. Именно такой стакан и был преподнесен Петру I.

Апробацию новшества российский император произвел самолично, откушав из него полынной водки. Он нашел, что “стакан осанист и по руке впору”, после чего со словами “Стакану быть” швырнул его на землю. Стакан, вопреки ожиданиям, таки разбился, однако царь не рассердился и поползли слухи, что на самом деле он сказал “Стаканы бить”, после чего в народе появилась традиция разбивать стеклянные емкости в процессе застолья.

БЫЛЬ

Однако свое триумфальное шествие по России граненый стакан начал лишь после открытия в 1756 году купцом Акимом Мальцовым Гусевского хрустального завода, специализировавшегося на массовом производстве сортовой стеклянной посуды. Доподлинно известно, что ко времени правления Павла I граненый стакан получил широкое распространение. Так, в соответствии с разработанной им для армии “Доктриной порядочной жизни” таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам.

Разлить пол-литра на троих с помощью стакана - никакой проблемы!

Заводчики Мальцовы были известной династией в старой России. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии. После выхода в отставку полностью отдался стекольному делу, активно внедрял в производство различные нововведения и расширял фамильное дело.

В 1849 году его сын Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца он получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе площадью свыше 200 тысяч гектаров.

Он внимательно следил за всеми новинками в области стекольного дела и чутко реагировал на рынок. А потому сразу после изобретения в США технологии изготовления стаканов методом прессования на один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным.

А первые граненые стаканы машинного производства - прообраз современных - появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления - капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.

Совершенно невозможно объяснить, почему отношение к обыкновенному граненому стакану у нас в стране было вовсе не таким, как к другой посуде. Видимо, прав был Виктор Ерофеев, который заметил: “В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица”.

Алексей Максимов

Фото FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.