Персона
4117 | 0

«Он занимается всем неистово»

«Он занимается всем неистово»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

21 сентября этого года Юрию Лужкову исполнится 80 лет. Юбилей он встречает, что называется, во всеоружии - по-прежнему бодр, крепок духом и телом, полон оптимизма и планов на будущее. Похоже, понятие «старость» - не для Лужкова. Наше пожелание ему будет лаконичным - так держать, Юрий Михайлович!

*   *   *

- Давайте вспомним, какой принял столицу в 1992 г. Юрий Михайлович, - предлагает Олег Толкачев, вице-президент Международного университета в Москве, доктор физико-математических наук, профессор, долгие годы трудившийся в московской мэрии вместе с Лужковым. - Темнота, бесконечные барахолки, грязь, разбитые, как после бомбежки, дома. Ощущение безысходности. Многие москвичи сомневались, можно ли поднять город. Что сделал мэр? Сказал: «Хватит ныть! Давайте работать!» Он собрал великолепную коман­ду. Каждый знал свою задачу. Была внедрена так называемая линейно-штабная система: профильные департаменты мэрии и префектуры на местах. И дело пошло. Назову самые важные, на мой взгляд, достижения.

Воссоздание храма Христа Спасителя. Одна только эта тема заслуживает нескольких томов исследования. Первым высказал мысль о необходимости строительства храма именно Лужков. Его поддержал патриарх Алексий II. Появился указ президента Б.Н. Ельцина о строительстве храма. Он был возведен на деньги, собранные народом, не потребовал бюджетных средств. Наоборот, в ходе строительства платили налоги государству. Очень важно, что храм Христа Спасителя был сооружен строго по тем сохранившимся чертежам архитектора Тона, по которым построили первый храм.

Раньше всех о необходимости мемориала в честь победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе заговорил маршал Жуков в 1954 году. Первый камень заложили спустя 4 года. Дальше не пошло. Необходимо было  создать целый музейный комплекс в честь 50-летия Победы. За дело взялся Лужков. Именно он высказал мысль о том, что центральный памятник должен быть лаконичным и понятным. Решили его выполнить в виде солдатского штыка высотой 141,8 м. Это не случайно - война длилась 1418 дней. На юбилее Победы в Москве присутствовали руководители РФ, КНР, США, европейских стран. Все, кто знакомился с этим памятником, в один голос говорили: «Великолепно!»

Еще один проект, который начинался при Лужкове и завершается до сих пор, - это создание делового комплекса «Москва-Сити» по проекту Б. Тхора. Конечно, нам не хватало опыта высотного строительства. Ничего - научились. Хотел бы также сказать о строительстве подземного пятиэтажного торгового центра на Манежной площади. Строили его в сложнейших геологических условиях - плывуны, подземная река. Но справились.

Живет, развивается и уже дал мощные всходы проект, реализованный совместно с ректором МГУ, академиком В.А. Садовничим. На территории, прилегающей к университету, были построены несколько новых учебных корпусов, фундаментальная библиотека МГУ, и вот сейчас завершается строительство, и уже начала работать так называемая научная долина МГУ, в ней тысячи рабочих мест. И это все - развитие тех идей, направлений, решений, которые начал реализовывать Юрий Михайлович.

Думаю, нельзя не сказать о таком великолепном проекте, как Царицыно. По инициативе Лужкова воссоздали прекраснейший ансамбль XVIII века, популярнейшее место отдыха москвичей.

А возьмем транспортное строительство. Было построено множество развязок. Строительство Третьего транспортного кольца. Идея и ее реализация тоже Лужкова. Сооружение новых магистралей, таких как Звенигородский проспект, например. Любой москвич, кто пользуется автомобилем, может подтвердить мои слова, что Звенигородка - одна из немногих магистралей, которая даже в часы пик достаточно прилично движется.

Строительство туннелей, в частности туннель под Серебряноборским лесничеством, прямой выход на Новорижскую трассу, строительство новых полос на Ярославском шоссе. Новые эстакады. Нельзя не сказать о таком грандиозном проекте, как МКАД. Люди старшего поколения помнят двухполосную дорогу без освещения, без разделительного барьера, которую часто называли «дорогой смерти». Создать к 850-летию Москвы новую, современную трассу было сродни подвигу.

Тут я хочу особо отметить роль Б.В. Никольского, первого заместителя Ю.М. Лужкова. Он возглавлял всю эту работу. На мой взгляд, она была выполнена на высоком уровне. Подытожу: то, что транспорт получил мощнейшее развитие при Лужкове, - неоспоримый факт.

Почему-то до сих пор никто не произнес вслух, не оценил еще один проект, который выполнил Лужков. Снос пятиэтажек - это потрясающий проект! Он сейчас близится к завершению. Юрий Михайлович взялся за то, за что боялись взяться власти до него. Все власти! Все первые секретари горкома прекрасно знали, что жизнь пятиэтажек - 25 лет, но никто даже  эту тему не поднимал. А мы начали строительство.

Строили с помощью инвесторов, жители сначала не очень в проект верили. Я это знаю, потому что ко мне приходили и говорили: «Мы знаем, вы нам ничего хорошего не дадите, дадите где-нибудь на выселках, в Щербинке». Через 2-3 года стали приходить уже с другим: мол, безобразие, что так долго не сносят мою пятиэтажку, давайте-ка ускоряйте это дело. Потому что коэффициент площади, которую получали москвичи бесплатно, был примерно 1,6-1,8, то есть получалось, что вместо двухкомнатной квартиры в пятиэтажке люди получали тоже двухкомнатную, но в новом доме, где и кухни, и санузлы больше. И, конечно, люди это оценили. Жилищному строительству Лужков уделял особое внимание. При нем появилось 80 млн кв. м жилья - половина от объемов, построенных за предыдущие 850 лет!

Еще одна тема, которой Юрий Михайлович занимался, я бы сказал, неистово (как занимается и всем прочим) - поддержка Российского флота. Началось все в конце 1993 г. с шефства над одним кораблем Черноморского флота. Это вертолетоносец «Москва». Постепенно такая работа пришла к тому, что Москва приняла шефство над Черноморским флотом. Мы вспомнили, что в Николаеве стоит в ремонте ударный ракетный крейсер «Слава».

По поручению Лужкова добились, чтобы главком флота Ф.Н. Громов принял решение о переименовании «Славы» в «Москву». Город вкладывал душу, деньги, силы в ремонт, готовил экипажи для крейсера. Нашли командиров, которые, бросив квартиры в Севастополе, поехали в Николаев жить «на железе». Крейсер восстановили. И если бы не эти усилия, сегодня на Черноморском флоте не было бы такого флагмана, как ракетный крейсер «Москва».

Юрий Михайлович принял программу строительства более 2,5 тыс. квартир для офицеров Черноморского флота. Эта программа была выполнена за 10 с небольшим лет. Если раньше офицеры не слишком охотно приходили на флот, потому что не было жилья, то через несколько лет после начала шефства Москвы картина была совсем другая. Стали проситься на Черноморский флот не только моряки, но и «сухопутчики», ведь всех офицеров обеспечивали жильем. А еще построили школу. Туда до сих пор огромный конкурс, потому что в школе - столичное образование, столичные программы. В начале 2000-х Ю.М. Лужков и В.А. Садовничий открыли филиал МГУ в Севастополе. Приезжали учиться ребята не только из Крыма, но и из регионов Украины рвались туда, чтобы получить образование. И что любопытно, из России приезжали, хотели получить диплом МГУ. Лучшие профессора из Москвы работали в севастопольском филиале.

Были реконструированы и отреставрированы здания штаба Черноморского флота, Матросского клуба, Дома офицеров флота, построен дом Москвы на площади Нахимова. Мы создали фонд «Москва - Севастополь», который работал под руководством бывшего первого заместителя главкома ВМФ, адмирала В.А. Кравченко.

Кроме Черноморского Москва шефствовала над Северным флотом. Построила дома для моряков в Северодвинске, в Мурманске. Москва построила жилье для моряков Балтийского флота. Сотрудничали с Тихоокеанским флотом, Каспийской флотилией.

18-летняя поддержка флота, в первую очередь Черноморского, во многом заложила ту базу, на которой состоялось решение о воссоединении Крыма с Россией. Об этом не стоит забывать.

  • Пользуясь случаем, коллектив «Мира новостей» поздравляет Юрия Михайловича с юбилеем!

ТАСС/ Г. Сысоев, С. Петросяна

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.