Общественные и социальные новости
3958 | 0

Памятник Феликсу Дзержинскому могут вернуть на Лубянку

Памятник Феликсу Дзержинскому могут вернуть на Лубянку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Накануне 7 ноября, который левый электорат продолжает отмечать как День Великой Октябрьской социалистической революции, оживились разговоры о том, что на Лубянку возвращают памятник Феликсу Дзержинскому. Правда это или нет, выяснял «Мир новостей».

В конце октября на сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и госэкспертизе проектов появилось короткое сообщение о том, что из бюджета выделено более 50 млн руб. на реставрацию семи памятников и скульптурных композиций.

«Самой дорогостоящей в списке является скульптура Дзержинского, для демонтажа которой даже изготавливается специальное устройство - монтажный кондуктор», - пояснил председатель этого комитета Игорь Солонников.

Инициативу поддержал и зампред городской думы, член комиссии по культуре и массовым коммуникациям Андрей Метельский. «Я считаю, что памятник Дзержинскому можно отреставрировать и вернуть на место. Если выделены деньги на реставрацию, то процесс должен быть закончен», - сказал депутат.

Так думают и в Госдуме. «Скульптура нужна для того, чтобы было стыдно сегодняшним руководителям правоохранительных структур. Памятник напомнит о том, как нужно относиться к наведению порядка в стране», - заявил депутат Олег Нилов. Коммунист? Единоросс? Не угадали. Нилова делегировала «Справедливая Россия».

Казалось, вопрос с Железным Феликсом решенный. Однако вскоре появился пресс-релиз Московской  городской общественной комиссии по монументальному искусству: мол, никаких заявок на восстановление памятника на Лубянке она не рассматривала. А без резолюции этой скромной и мало кому известной организации, чтобы вы знали, ни одна скульптура не может быть законно установлена в Москве. Как бы то ни было, а факт остается фактом: памятник первому чекисту собрались официально реставрировать впервые за 20 лет.

Сейчас Дзержинский стоит на территории парка искусств «Музеон». Сюда, напомним, его привезли еще в 1991 году прямо с Лубянской площади. На нем до сих пор сохранились надписи «палач», «КПСС» и следы от бомбочек с краской, которыми активно «обстреливала» ненавистную фигуру демократическая общественность. Именно эти надписи и стали предметом дискуссии среди специалистов, как только речь зашла о реставрации. Многие считали, что их необходимо убрать. Но  руководство «Музеона» стояло на своем.

КСТАТИ
При реставрации все подписи вандалов на памятнике будут сохранены.

«На наш взгляд, эти надписи являются таким же памятником истории, как и сама скульптура. Поэтому мы попросили пересмотреть проект реставрации. И к нашему мнению прислушались. Все следы тех событий будут сохранены», - сказала в интервью «МН» главный хранитель фондов парка искусств Вера Трахтенберг.

Когда памятник стаскивали с лубянского постамента подъемным краном, Железный Феликс лишился важной детали - большого куска шинели. Сегодня многие высказываются за то, чтобы вернуть его основателю ЧК. Но музейщики и здесь сомневаются: в искусствоведении существует такой термин, как «следы бытования памятника». Все потери, понесенные им в разное время, красноречиво говорят о пережитой эпохе, поэтому восстанавливать утерянное и смысла нет. В том же «Музеоне» хранится скульптура Иосифа Сталина из розового гранита, которую тоже весьма неделикатно свергли с постамента в Измайловском парке, - вождь всех времен и народов лишился носа. Так и стоит без него.

В начале следующего года проект реставрации памятника Дзержинскому должен быть представлен на утверждение. Вера Трахтенберг заверила, что пройдет это при широком участии общественности.

Тем временем музейщики категорически отказываются говорить о памятнике с точки зрения идеологии. Будет ли «воскрешение» на Лубянке свидетельством нового политического курса или нет, их мало интересует. Достаточно знать, что у Феликса Эдмундовича до сих пор масса почитателей: к нему в «Музеон» несут цветы. Это для политизированной публики Дзержинский - символ. А для искусствоведов - яркий пример монументальной живописи сталинской эпохи.

Наталья Пуртова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.