Образование
5615 | 0

Снова грядет реформа высшего образования

Снова грядет реформа высшего образования
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Январское послание президента Федеральному собранию внесло много корректив в жизнь страны.

Упомянул Владимир Путин в своем выступлении и высшее образование, заявив, что нужно дать возможность студентам после второго курса менять направление подготовки. Чего ждать от большой перестройки высшего образования, выяснял «МН».

ОТ «4+2» К «2+2+2»

Десять лет назад - в сентябре 2011 года - Россия окончательно отказалась от советской пятилетней подготовки специалистов и официально перешла на Болонскую систему высшего образования с бакалавриатом и магистратурой - четырехлетней и шестилетней программами подготовки.

Повышение академической мобильности стало одним из главных преимуществ двухуровневой системы и позволило студентам после четырех лет учебы либо дальше более углубленно изучать выбранные предметы, либо начать изучать что-то новое в следующие два года даже в другом вузе, либо сразу начать работать, получив диплом бакалавра.

Многие поначалу считали бакалавриат не совсем полноценным высшим образованием, но со временем Болонскую систему приняли и студенты, и работодатели. Оказалось, что для практического применения знаний компетенции бакалавра (не для всех, конечно, специальностей, но для многих) вполне достаточно. Тем более что количество бюджетных мест в магистратуре весьма ограничено. И вот только все приспособились к двухступенчатой системе «4+2», как ее предлагают поменять на систему «2+2+2». В профильном комитете Совета Федерации приступили к обсуждению этой идеи и обещают, что уже в следующем году новую модель введут в пилотных регионах, а в 2022 году - по всей стране.

Как водится, ряд экспертов сразу вспомнил, что трехуровневая система обучения используется в некоторых университетах Европы, Гонконга, Японии и особенно распространена в США. Она позволяет студентам дважды (после второго курса и после бакалавриата) определиться со специализацией, что повышает осознанность и мотивацию к обучению и, как следствие, качество профессиональной подготовки.

МИР МЕНЯЕТСЯ, И ВУЗЫ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ

В России у выпускников, до конца не определившихся с профессией, сейчас два варианта: поступить «куда-нибудь» и начать работать «хоть кем-нибудь». У парней есть еще третий вариант - пойти в армию, «а там видно будет».

В такой ситуации молодые люди часто становятся заложниками выбора, который они делают в 17-18 лет неосознанно или под давлением родителей, или следуя веяниям моды, а когда понимают, что пошли не туда, перевод на другую специальность превращается в настоящий квест: перевестись на смежную специальность удается не всем, приходится уходить из вуза, чтобы потом снова пытаться в него поступить.

Впрочем, отдельные российские вузы, уловив мировой тренд на скорость происходящих в мире изменений, начали составлять гибкие программы и постепенно внедрять у себя систему «2+2+2». Так, перевестись на новое направление подготовки можно в Уральском федеральном университете. Там ежегодно такую возможность используют более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение после второго курса.

С 2017 года и в Дальневосточном федеральном университете учащиеся могут, продолжая обучаться по своей основной образовательной программе, сверх нее получать дополнительные модули других смежных профессий.

В Санкт-Петербургском политехническом университете последние шесть лет обучение также строится по принципу «2+2+2». Уже после третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки и могут выстраивать траекторию своего обучения на следующие два года.

По сути, пока еще мало используемая трехуровневая система обучения в вузах будет строиться так: первые два года студенты будут знакомиться с фундаментальными науками по широкому спектру направлений - от естественно-научного до гуманитарного, вести практическую и творческую работу, чтобы понять, что у них получается лучше, и после второго курса смогут сделать осознанный выбор и определиться, в каком именно направлении хотят двигаться оставшиеся два года. Дальше получают диплом бакалавра, а в магистратуру, как и сейчас, либо идут, либо нет.

Чтобы новая система заработала, потребуются не только дополнительные подзаконные акты, но и изменения образовательного госстандарта. Кроме того, самим вузам придется «упаковывать» в нынешние единицы времени новые материалы, составлять новые образовательные программы и уже в рамках бакалавриата менять направления подготовки.

- Поначалу, скорее всего, будут формироваться единые крупные кластеры определенных направлений подготовки, - рассказала «МН» директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. - К примеру, кластер для филологов, лингвистов, психологов и кластер для инженеров, нанотехнологов, металловедов.

После второго курса переток внутри кластеров будет возможен, но, чтобы, грубо говоря, переквалифицироваться из лириков в физики или наоборот, придется, видимо, досдавать необходимые экзамены, которые студент не сдавал на ЕГЭ. Но если студент изначально думал стать экономистом, а во время учебы понял, что не тянет сложную математику, он может перевестись на менее сложную специальность и попробовать найти себя в другой смежной, но не такой сложной профессии.

Впрочем, сейчас мы можем только гадать, как все будет, но я бы крайне аккуратно опиралась на опыт других стран. Везде есть свои нюансы. В США все высшее образование платное, у нас нет. В Швеции все высшее образование оплачивается за счет бюджета, но там студенты должны сами оплачивать жилье. В одних странах есть ЕГЭ, как у нас, в других - нет. Я считаю введение гибкой системы «2+2+2» во многом рациональным. В мире, который быстро меняется, система образования тоже должна быстро реагировать на изменения.

Главное сейчас - в спешке не нагородить огород, не превратить хорошую идею в кампанейщину и просчитать все последствия и риски. Надо сделать переход к новой модели максимально безболезненным и для преподавателей, и для студентов.

Елена Хакимова.

Фото: ADOBE STOCK.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.