Сегодня 05 декабря 2016 г., понедельник, 07:26USD 64.15 +0.4721EUR 68.47 0.8541
Образование

Проведено исследование читательской грамотности школьников

23 ноября 2016
hits 577

В России проведено международное исследование качества чтения PIRLS об особенностях читательской грамотности российских младших школьников.

Умение читать тексты, работать с содержащейся в них информацией относится в современную информационную эпоху к наиболее востребованным.

Увеличение объема информации, с которой приходится сталкиваться человеку в настоящее время, наличие в общем потоке противоречивой, недостоверной информации требуют высокого уровня развития читательской грамотности.

Значение начального образования в развитии читательской грамотности очень велико, первые годы в школе направлены на освоение не только технического навыка чтения, но и осознанности чтения.

Для успешной работы педагоги начальной школы должны получать обратную связь, сведения о том, как успешно идет формирование читательской грамотности у младших школьников. Кроме данных, получаемых в ходе отечественных мониторингов, благодаря участию России в международных сравнительных исследованиях у педагогического сообщества есть возможность сравнить ситуацию в стране с ситуацией в мире.

Международное сравнительное исследование осознанности чтения младших школьников «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) является одним из самых надежных исследований. Это мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Основной целью исследование определяет сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявление различия в национальных системах начального образования.

Международное исследование PIRLS оценивает уровень читательской грамотности учащихся, завершающих свой четвертый год обучения в школе, для России это совпадает с концом обучения в начальной школе.

Читательская грамотность в исследовании определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов, читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, а также для удовольствия.

Международная концепция грамотности чтения выделяет две цели чтения: чтение для собственного удовольствия и чтение для приобретения информации. В соответствии с этим PIRLS исследует уровень понимания как художественных, так и научно-популярных текстов. В процессе чтения художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры.

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет. К настоящему времени полностью завершено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах. Весной 2016 года прошло исследование в рамках четвертого цикла, в настоящее время идет обработка данных.  Результаты исследования, проведенного в 2016 году, будут опубликованы в декабре 2017 года. Целью участия нашей страны в этом исследовании является получение ответов на ряд вопросов:

  • Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
  • Улучшилась ли ситуация с чтением по сравнению с 2001, 2006, 2011 годами?
  • Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
  • Как семья способствует развитию читательских умений?
  • Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
  • Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?

Российские выпускники начальной школы дважды, в 2006 и 2011 годах, продемонстрировали самые высокие показатели в исследовании PIRLS среди 44 стран-участниц. Россия вместе с Гонконгом, Финляндией и Сингапуром в 2011 году составила группу самых успешных стран; средний балл российских выпускников начальной школы равен 568 баллам по международной шкале, разница с результатами Гонконга, Финляндии и Сингапура минимальна и не является статистически значимой, а результат российских школьников в сравнении с результатами остальных стран-участниц исследования статистически значимо выше.

Данные результаты заставляют по-настоящему задуматься о причинах успеха, проанализировать имеющийся в образовании потенциал. Это очень важно для того, чтобы не потерять имеющийся в стране опыт воспитания грамотного читателя в начальной школе и по возможности понять, что может помочь учащимся основной школы сохранить и развить уровень чтения, который они имеют при переходе из начальной в основную школу.

В качестве основных причин успеха российских школьников в овладении осознанным чтением можно назвать следующие:

признание ценности работы над читательской грамотностью учащихся младших классов в обществе в целом и среди педагогической и родительской общественности в частности;

качественные программы начального образования, в том числе и в рамках стандартов 2004 и 2009 годов;

продуманная методика обучения чтению;

наличие качественных учебников;

высокий уровень профессионализма педагогов;

успешная работа с учащимися, испытывающими трудности с чтением;

высокая внешняя мотивация к чтению со стороны семьи и общества;

хороший уровень дошкольной подготовки;

участие родителей в подготовке своих детей к овладению чтением.

Актуальность качественного анализа выполнения российскими выпускниками начальной школы заданий исследования PIRLS связана с необходимостью зафиксировать как достоинства российской методики обучения осознанному чтению в начальной школе, так и ее недостатки, что позволит наметить пути совершенствования обучения осознанному чтению в начальной школе.

Значительное количество статистического материала, получаемого в исследовании, позволяет провести детальный анализ и выявить имеющиеся дефициты российских школьников. Результаты углубленного анализа данных позволили сформулировать общие выводы об особенностях выполнения российскими школьниками заданий, оценивающих разные читательские умения, и о целесообразности внесения некоторых изменений в образовательный процесс.

Современная методика работы с текстами в начальной школе нацелена на сбалансированное развитие всех четырех групп читательских умений, что, безусловно, способствует становлению полноценной читательской деятельности младших школьников.

При дальнейшем совершенствовании методики необходимо, с одной стороны, продолжать активную работу по развитию всех читательских умений, с другой стороны, важно усилить работу над умениями формулировать прямые выводы и делать простые заключения (особенно при работе с художественными текстами) и интерпретировать и обобщать информацию (особенно при работе с информационными текстами).

Российским школьникам сложнее давать свободный ответ, чем выбирать ответ из нескольких предложенных, при этом наметилась положительная тенденция. Важно отметить, что при всей очевидности вывода о необходимости в процессе обучения увеличить внимание к заданиям со свободным ответом, предполагающим высказывание своей точки зрения с опорой на текст, необходимо как в образовательном процессе, так и в процессе текущего контроля сохранять баланс двух видов заданий: с выбором ответа и со свободным ответом.

Увеличились гендерные различия в овладении грамотностью чтения. Практически для всех стран характерен разрыв в показателях девочек и мальчиков (при этом результаты девочек лучше). Если обратиться к сравнению разницы в показателях результатов российских девочек и мальчиков от 2001-го к 2011 году, становится очевидным увеличение разницы в результатах: если в 2001 году разница составляла 12 баллов, то в 2011-м она составляет 18 баллов, при этом изменение этой разницы в шесть баллов является статистически значимым. Важно предусмотреть в методике поддержку читателей-мальчиков.

Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО

FOTODOM.RU

Просмотров: 577
Поделиться
О результатах международного мониторинга качества общего образования Далее в рубрике О результатах международного мониторинга качества общего образования


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.