Общественные и социальные новости
5781 | 0

Нынешняя система образования может привести к деградации россиян

Нынешняя система образования может привести к деградации россиян
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Скорее всего, через 10-20 лет Россия не станет «страной не дураков, а гениев», как пел когда-то Игорь Тальков. Исследователи в области социальной психологии и педагогики считают, что нынешняя система образования отупляет общество. И приводят печальную статистику: не более 30% выпускников отечественных школ обладают полноценными навыками чтения, 20% - понятийным мышлением и всего 11% учащихся умеют применять полученные знания на практике.

Перед новым годом специалисты Российской академии образования (РАО) осчастливили нас заявлениями о радикальном росте интеллектуальных способностей наших школьников и об их достижениях в изучении наук. Доходчиво объяснили: пока в стране не было ЕГЭ, дети деградировали, показывали невысокие результаты при выполнении международных тестов. Зато теперь мы конкурируем с Европой и Америкой. Умнее россиян только Сингапур и Финляндия, остальные нервно курят в сторонке. Подождите, через несколько лет РАО проанализирует причины феномена (родители научились делать умных детей? школа вошла в эпоху Ренессанса или мир поглупел, а мы не успели?), выберет главную формулу и уведет нас в такие светлые дали...

Читала бойкие рассуждения об «интеллектуальном прорыве» и вспоминала, как вузовский преподаватель истории недавно жаловался в социальных сетях на безграмотных абитуриентов, убежденных, что Сталинградская битва - кульминация войны с Наполеоном. Как выпускница школы доказывала мне, что «Иосиф Бродский - яркий представитель Серебряного века, ныне депутатствующий в Санкт-Петербурге». Или как студенты-журфаковцы МГУ, МГИМО и ВШЭ во время простенького декабрьского опроса не смогли ответить, куда впадает река Волга, - 40% перебрали варианты от Азова до Байкала.

«Круть!» - как выражается молодежь. Это ли не триумф? Поразительные начитанность и осведомленность. Скоро на вопрос: «Какие у тебя есть научные знания?» российские бакалавры и магистры будут отвечать как герой старого мультфильма «Остров ошибок»: «Дважды два четыре» и «Микробы очень малы». Более сложную информацию они уже не усваивают.

«Поскольку у основной массы выпускников отсутствует понятийное мышление (учащиеся не умеют выделять суть явления, определять причинно-следственные связи и выстраивать целостную картину), они не воспринимают длинных текстов в книгах, не могут уловить нить в лекциях преподавателей, - замечает руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Ясюкова. Около 30 лет она занимается мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов и каждый год сталкивается с результатами образовательных реформ. - Сегодня «Война и мир» и «Тихий Дон» - «неподъемные» произведения, потому что сложносочиненные и сложноподчиненные предложения для старшеклассников - пытка. Они понимают смысл отдельных слов и словосочетаний, но не видят отрывок в целом, не добираются до его сути. Навыки полноценного чтения есть лишь у 30% российских старшеклассников. Почему? Изменились учебные программы. Раньше школа давала детям базовые понятия, закладывала фундамент понятийной пирамиды, а дальше, в 5-10-х классах, шло углубленное изучение предметов. А сейчас все смешалось: ботаника с анатомией, физика с химией, из истории сделали окрошку. Нет логики и последовательности в методичках, учебниках, и в итоге 80% ребят вырастают людьми, которые не способны адекватно оценивать ситуации и самих себя, делать правильные выводы и учиться хотя бы на собственных ошибках».

ГДЕ УМНИКИ? И ЧТО С УМНИЦАМИ?

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2011-2012 годах показала отставание российских школьников в умении применять полученные знания в реальной жизни. Тестирование делилось на несколько уровней: воспроизведение, применение, рассуждение. С зубрежкой у нас проблем нет, но с осмыслением информации и практикой беда. С этим справились всего 11% подростков. А задания как раз были связаны с понятийным мышлением, умением соотносить информацию из учебников с действительностью. Детям предлагались отрывки из газетных публикаций, тексты с диаграммами, рекламные проспекты, и они должны были выделить главное.

«Минобрнауки отучило школьников думать. Нам говорили: «Не волнуйтесь, введем новые образовательные стандарты - усилим прикладную направленность школьных дисциплин», - вспоминает кандидат психологических наук Людмила Ясюкова. - И ввели набор анекдотов. Возьмем для примера стандарты курса «Окружающий мир»... Второй класс. Занятия с применением практико-ориентированных технологий. Дети идут в зимний лес, изу­чают следы диких зверей и по ним самостоятельно ищут выход к людям. А разве дикие звери всегда выбегают на трассы? И второклашки зимой в тайге - обычное дело? Стандарты для физики и истории 6-10-х классов тоже хороши: сплошные презентации, доклады и проекты. Картинки и спектакли, никаких обсуждений, творческих работ и контрольных. Так и закладывается основа дефективного восприятия реальности - причина всех наших катастроф. Если быть до конца откровенной, из-за отсутствия понятийного мышления специалисты Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году не смогли предотвратить трагедию на станции. У них было 12 минут для принятия правильного решения. Но его никто не смог принять».

«Новые стандарты российского образования - смесь худших образцов из американской системы обучения и отечественной глупости, - считает доктор педагогических наук Сергей Комков. - Мы отказались от классического фундаментального образования в пользу прикладного. Пошли по пути США. А компьютерный магнат Билл Гейтс, с которым я встречался, признал: американские учебные программы превращают их детей в поколения дебилов. Они полностью исключают творчество и интеллектуальное развитие. Образование сводится к дрессуре. Почему чиновники Минобрнауки не интересуются опытом Финляндии, лидирующей в международных рейтингах достижений учащихся? Она ничего не изобретала - выстроила свои программы на базе старой советской школы».

ПРОГРАММЫ - ЧУДО, ДЕТИ - БАЛБЕСЫ

«Куда мы идем с ЕГЭ, новыми стандартами и бесконечными реформами в средней и высшей школе? В лес. Изучать следы зверей, - шутит руководитель петербургского центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова. - Столько натворили! Не развиваем детей, а тестируем на ГИА и ЕГЭ. В начале 1990-х годов перевели детсады и школы на фонетическую систему обучения - заставили воспринимать слова не так, как они пишутся, а как слышатся, и к 2014-му запричитали о вырождении нации. Когда говорю педагогам о снижении уровня интеллекта у ребят, многие отмахиваются: «Что вы хотите, в классах полно дисграфиков (не способных писать) и дислексиков (не способных читать)». Дети, оказывается, виноваты. А в вузах что происходит? Представляете, в этом году в Санкт-Петербургском педагогическом университете нет бюджетных мест. Кто из молодежи согласится платить за перспективу стать школьным учителем? Да, страна, общество, россияне деградируют. И, боюсь, процесс необратим».

КОГО МЫ ВОСПИТЫВАЕМ?

Бывший учитель русского языка и литературы из Рос­товской области Зинаида Киреева, проработавшая в школе сорок лет, сначала дает оптимистический прогноз: «Нашу систему образования еще можно реанимировать, если перестать жить с оглядкой на другие страны и доверить разработку программ не чиновникам, а опытным, творчески мыслящим российским педагогам». Но после недолгой паузы Зинаида Дмитриевна добавляет: «Впрочем, не знаю. Не исключено, что через год-другой к канонической иллюстрации теории эволюции человека добавится новая фигура - узколобого существа с пистолетом. Мы сейчас с вами интеллектуальные способности школьников обсуждаем, а я о новогоднем ЧП думаю». Киреева скороговоркой сообщает, как перед праздниками в учебных заведениях Ростовской области проходили дискотеки и в районном центре - селе Глубокое - на торжество для 7-11-х классов дети пришли с травматическим оружием и ножами. Трое подростков после «елки» отправились в больницу.

«А дальше все как ваши эксперты свидетельствуют: никаких признаков понятийного мышления у ребят, - вздыхает Зинаида Дмитриевна. - Они даже не осознают, что сделали, в чем виноваты. У них свои прикладные науки в голове и фундаментальный провал в душе. Им родители с младых ногтей другое внушают: учеба не главное - образование покупается, жизнь - борьба и за себя надо драться. Это единственное, что они усвоили».

Анна Бессарабова

Фото PHOTOXPRESS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.