Общественные и социальные новости
2633 | 0

Немая сцена

Немая сцена
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За 25 лет своей истории театр с азбучным названием «А-Я» превратился в семейный клуб с уникальной атмосферой и подходом к зрителю. Почему же замечательный театр, вместо того чтобы играть чудесные спектакли, вынужден бороться за свое существование?

ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ?

Петровский переулок, 5. Старый московский дворик в самом сердце Москвы. Каждые выходные тут, в здании, принимавшем когда-то Есенина и Мейерхольда, звучал детский смех. Маленький театр «А-Я» расположился в уютном подвальном помещении, попав в которое дети и их родители тут же оказывались в сказке. Актеры встречали своих зрителей в фойе, чтобы поиграть, порисовать и поговорить о театре...

Теперь в фойе темно и пусто. Со стен тоскливо смотрят детские рисунки, с фасада - промокшие афиши, обновленные только рукописными отсылками в разные ДК - туда, где руководству театра удалось договориться об аренде сцены.

- Ничто не предвещало беды, - рассказывает специалист по связям с общественностью театра «А-Я» Светлана Кочерина. - В этом помещении мы играем 25 лет, и все претензии по технической и пожарной части удавалось как-то разрешить при содействии департамента культуры. И вот летом вдруг пришла проверка и нам фактически запретили играть в нашем театре. На основании того, что мы нарушаем правила пожарной безопасности.

- Я объясню, в чем сложность, - продолжает Светлана. - Традиционное требование пожарных к театру - это два выхода из зрительного зала. У нас же выход только один, и прорубить второй мы никак не можем, так как здание историческое, дом знаковый - никто этого сделать нам не разрешит. Чтобы соблюсти правило в виде второго выхода, мы оборудовали окно, выходящее на Петровский переулок вровень с асфальтом. Все как нужно - лестница, пандус. И до последнего времени это устраивало всех. И вот этим летом устраивать перестало. Мы не имеем права играть на своей площадке. Вернее, имеем, но только так, чтобы в зале находилось 15 человек. И это включая актеров, осветителей, техперсонал, зрителей...

В ПОИСКАХ КУЛЬТУРНОГО ВЫХОДА

Естественно, руководство «А-Я» начало искать выход. Естественно, в департаменте культуры - театр-то государственный.

Со слов сотрудников театра, в департаменте им объяснили, что были бы рады пойти навстречу, однако сами ожидают выхода нового закона о пожарной безопасности. И уже только в соответствии с ним смогут сделать технический проект. А пока в качестве выхода предложили играть на других площадках. Но ведь это совсем не выход!

Театр задумывался как камерный - уютный, душевный, маленький. И для маленьких. На спектакли «А-Я» ходят с двух лет.

- Наши спектакли выстроены в первую очередь для маленьких детей, - объясняют актеры театра. - С тем, чтобы малыш не чувствовал себя одиноко, страшно в первое посещение театра. Актеры - на расстоянии вытянутой руки, а мама под рукой. Очень многие родители говорили нам, что наш театр первый, где малыш не заплакал, не испугался серого волка или страшного тролля. Наши декорации - для маленькой сцены. Чтобы играть в ДК, нам придется переделывать их, перекраивать спектакли.

Важно заметить, что зрители тоже не готовы отказаться от любимого театра. На днях отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину, в котором просят «поддержать театр, помочь ему вернуться на свою площадку, где главное не коммерция, а искренний и яркий разговор со зрителем».

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЕЦ

Корреспондентам «Мира новостей» родители юных зрителей рассказали, за что любят свой театр.

- Моя дочка начала читать с трех лет. И именно благодаря театру «А-Я»! - рассказывает Екатерина П., мама шестилетней Алины. - В их репертуаре идет спектакль «Цыпа-Дрипа» постановки известного московского режиссера Руслана Маликова. Эффект превзошел все ожидания. Просто представьте себе спектакль, сделанный на основе стихов для детей, в ходе которого ребенок буквально видит, как образуется звук, как этот звук трансформируется в слог, а слог - в стихотворение. Я была потрясена, когда моя дочка, до этого не только не читавшая, но даже не демонстрировавшая интерес к книгам, при мне прочитала слово, в буквы которого актеры преобразились на сцене! А на обратном пути из театра попросила купить книжку. Уже через полгода она читала.

А вот восторженный отзыв учительницы одной из московских школ.

- Уже много лет работаю в школе. И не понаслышке знаю, как трудно разбудить в детях интерес к классической школьной программе. Что поделать, если Грибоедова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина они считают «преданьем старины глубокой»?! Я стараюсь водить в театр. Сюда пришли на «Ревизора», на котором до этого были в Малом театре и во МХАТе им. Горького. Вначале я сомневалась: мюзикл. Но только до первого мальчишки, который искренне засмеялся. А потом... Это было что-то! Смеялись всем классом до упаду, а после спектакля еще час его обсуждали. Дети сделали открытие: Гоголь - это смешно! После этого сводила класс на «Горе от ума», после которого мальчик в сочинении мне написал: «Это произведение о светской тусовке, которая всегда одинаковая. И если ты не такой, как все, сумасшедшим в ней можно прослыть хоть в девятнадцатом, хоть в нашем веке».

НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТРИК

Собственно, этот продуманный, обучающий, психологически-корректирующий контакт со зрителем и есть главная фишка театра «А-Я».

- Еще когда мы начинали как театр-студия, одной из задач стало выйти за привычные рамки репертуарных шаблонов детского театра, - рассказывает завлит театра «А-Я» Анна Добровольская. - И постепенно, с годами проб и ошибок, нарисовалась некая генеральная линия. Нам всегда хотелось, чтобы родитель не «сдавал» ребенка в театр, ставя галочку, а смотрел спектакль вместе. То есть в спектакле должны обязательно сходиться точки возрастных поколенческих координат. Наша задача найти мост. Языковой, визуальный, образный.

Остается надеяться, что и в чиновниках осталось что-то из детства. То есть человеческое.

Пока верстался номер

Департамент культуры все-таки подготовил для театра техпроект. Осталось дождаться финансирования.

Марина Алексеева

Фото Ю. Третьяковой

 

 

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.