Общественные и социальные новости
6716 | 0

Москва переживает бум стритрейсинга

Москва переживает бум стритрейсинга
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 В Москве не так уж и много мест, являющихся визитной карточкой города. Столица древняя, а узнаваемых в мире мест мало. 

 Красная площадь, Арбат. Вот, пожалуй, и все. Или почти все. Сегодня очень многие туристы непременно заглянут и на улицу Косыгина напротив главного здания МГУ. Речь идет о Смотровой площадке. «Смотра», как говорят завсегдатаи. Место сбора автомотонеформалов. Здесь увидишь байкеров, гонщиков, любителей радиоуправляемых моделей и даже представителей одного из самых необычных видов досуга - стритрейсеров. Гонщиков на четверть мили. Мода на этот вид гонок пришла из Америки недавно.

Я ПОМНЮ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Мы сидим в машине на Смотровой и беседуем с одним из родоначальников отечественного стритрейсинга Михаилом Бадаловым. Самое начало апреля. Мотосезон еще не открыт, погода отвратительная. Снег, выпавший накануне, завалил город, засыпал планы на выходные постоянных посетителей «Смотры». Вокруг пустовато. Но настоящим любителям острых ощущений плохая погода не помеха. Спрашиваю Михаила о том, как все начиналось. Как Михаил сам говорит о себе, он один из «дедушек» отечественных гонок на четверть мили. «Дедушке» 35 лет, сейчас он гендиректор пищевого производства.

- У меня началось, как и у многих, с фильма «Форсаж». В начале нулевых. Я только в Москву приехал из Владикавказа. Продал там квартиру и купил 99-ю. Она, кстати, даже незаряженная хорошо бегала. Знал, что на Смотровой собираются любители гонок. Приехал, познакомились. И довольно быстро создали клуб Fox racing. К слову, уже тогда в Москве было четыре клуба. И как-то все довольно быстро стало развиваться. Даже своя передача на ТВ появилась. И как-то вышло, что наш клуб оказался самым мощным - 50 участников. Причем мы брали даже ребят без машин. Уже тогда понимали, что надо вести какую-то общественную, что ли, нагрузку. Есть же сложные ребята. Молодежь любит все рисковое. Так мы считаем, пусть лучше такой человек к нам придет, чем в места лишения свободы. Нет разве? И потом открыли мы свое первое тюнинг-ателье.

ЧТО ТАКОЕ ДОРОГО?

Михаил продолжает свой рассказ: «Как-то «Жигули-семерку» разрезали пополам, «убрали» 40 сантиметров и опять сварили. Получилась самая первая двухдверная «семерка» в России. Дальше - больше. Помню из Словакии машину ручной сборки, с пластиковым кузовом. Купил ее хозяин за 50 тысяч евро, вложил еще 200. Не встречал?»

Встречал. На самом первом официальном заезде стрит­рейсеров в Москве. Дело было, как и сейчас, в отвратительную погоду. И ждали все заезда именно этой необычной тачки. Но случился конфуз. Не поехала машина. Бывает. А Михаил тем временем вспоминает и вспоминает. Как заняли 2-е место по России в классе «свыше 300 «лошадей». Уточняет, что тюнинг - это почти всегда дело стихийное. Что вполне объяснимо. Неформалы - это как раз те люди, что живут вне планов и расписаний. Гоняли и ради удовольствия, и на деньги. Бывало, что как в кино - на документы от машины. Но потом взяли и организовали свою федерацию - FRT. Спрашиваю: какая основная цель подобного объединения?

- На первом месте у нас - это привить культуру вождения (?!) и само собой, чтобы «под газом» не газовали. Я водил колонны наши, а это бывает и по тысяче машин. Мы всегда оставляем свободным левый ряд. Для нас, тех, кто любит скорость, очень понятно и близко то, что есть машины экстренных служб. Сам понимаешь, что там, где скорость, там и опасно. Сколько у меня машин было? Так сразу и не скажешь. Много. Машины уходят от тебя, опять возвращаются. Ко мне вот самая первая моя BMW вернулась. А та, 99-я, с которой начинал, так вообще осталась до сих пор. Сейчас готовлю BMW-M5. У нее изначально 333 «лошади». А я хочу 700. Уже заказал детали в Германии. Что меняю и как? Нет. Пока тайна...

Естественно, спрашиваю о том, как он и его друзья общаются с другими любителями экстрима. Он уточняет: с байкерами? С мотоциклистами у стритрейсеров полное взаимопонимание. Миша подчеркивает: «Мы с байкерами - братья. Всегда чувствовали плечо друг друга». И как иначе? Кто поймет четырехколесного гурмана адреналина кроме такого же его обожателя, но на двух колесах? Но Миша еще раз уточняет:

- Мы против уродов, устраивающих гонки в потоке обычных машин. Нам что надо? 800 метров свободной дороги. Чтобы 400 метров на саму гонку и еще 400 - на торможение. (Личный рекорд Михаила, кстати, 280 километров в час. Быстрее разгоняться себе дороже.) Ты пойми, стритрейсинг - это выброс адреналина, который я контролирую педалью тормоза. И считаю, что новичков надо правильно заинтересовать. Вот сейчас Госдума готовит закон, который нас вообще запретит. Вплоть до уголовной ответственности. Хотят загнать в строго определенные места. А мест не дадут. Раньше у нас было Тушино. Так и его сейчас застроили. И что остается? Если в «резервацию», то останавливает «цена вопроса». Да, мы тоже берем деньги с участников заездов. Но очень небольшие. Их хватает лишь на заправку машин организаторов и на техрасходы. На рации, светоотражающие жилетки, жезлы.

Само собой, спрашиваю: как относится семья к такому увлечению? Отвечает, что жена его понимает. Родители не всегда. Но в целом все достаточно «ровно». Во время нашей беседы Михаилу то и дело звонят друзья-товарищи. Он комментирует: «Вот ребята два года не катались, хотят приехать». Интересуюсь: какая же машина в Москве самая-самая? Оказывается, предела нет и быть не может. Рассказывает про человека, вложившего в авто 300 тысяч евро. Откатал лето и добавил еще 200! Гм. А как все начиналось. Для примера. Михаил вспоминает девушку-гонщицу. Жалеет, что она куда-то исчезла. Просит через прессу откликнуться. В сообществе ее звали Надюха-Закись. Барышня, будучи в США на учебе, экономила на всем. И привезла в Москву не шмотки, как можно было ожидать, а самый первый набор с закисью азота. Вот такие девушки бывают в этой среде. Во время беседы Михаил то и дело показывал фотографии в телефоне. Вот стриптизерша сидит на крыше машины. Дело происходило, по его словам, в декабре прошлого года. Минус 20. И это «голый» энтузиазм. Приходят сюда, потому что нравится.

 На этом наша беседа прервалась. Приехал президент федерации Владимир-Бабах. Бабах - это, как вы понимаете, неофициальное имя. Спрашиваю, отчего Бабах? Оказывается, все просто. В латинской транскрипции Бабах пишется Bobah. Практически Вован, если читать на русском. И Бабах вместе с Михаилом извиняются и отходят на пару минут. Посовещавшись, огорчают меня. Не будет сегодня заездов. Дорога скользкая, опасно. Довольно сильный облом.

МОДА НА НЕФОРМАЛОВ

Вспоминаю про других неформалов, что собираются здесь. Помимо поклонников самых разных марок машин неподалеку тусуются еще и представители другого крыла стритрейсинга. Так называемая мажорка. В большинстве своем люди на изначально дорогих авто. Встречался в свое время я и с ними. В памяти остались дорогие и красивые машины. Скрип покрышек на асфальте. Ребята, снующие от машины к машине. Тогда только-только произошла очередная громкая авария с участием стритрейсеров. «Мажорка» кивала на «Смотру», та кивала на «мажорку». Но рассказывать о «Смотре» и не поговорить о мотоциклистах - дело нелепое. Звоню Павлу Фролову - моему давнему другу и одному из первооткрывателей мото­движения в Москве, а ныне президенту Союза мотоциклистов России. Спрашиваю: как у него лично все начиналось?

- Тогда (в конце 80-х) собирались в разных местах. Я с друзьями в Тушине. На концерты ходили. Разное бывало. Многие из самых первых, к сожалению, уже погибли. Изначально встречались около Лужников. Там площадка была, на которой мотоциклисты вождение сдавали. На Патриарших тусовались, еще где-то. На Смотровую если приезжало, то человек 10-15. Остальные - зеваки. Ты вспомни, мотоциклов же не было. Все на «Уралах», на «Явах». Это потом, когда началась мода на неформалов, хлынул народ. А самое главное, когда мотоциклы появились импортные. Рок-концерты, встречи. Всякое бывало. Молодость, одним словом. А сейчас у нас главная задача - это пропаганда безопасности. Сам посуди, еще сезон не открылся, а в Москве уже 6 человек разбились насмерть. Эту идею я с друзьями продвигаю. Чтобы живы-здоровы оставались...

Вот такая она, Смотровая. Место, где давали клятву Герцен и Огарев. У Булгакова в его знаменитом романе это местечко тоже присутствует. Сюда теперь любят приезжать не только неформалы. Свадьбы, просто туристы. И каждый турист обязательно сфотографируется рядом с заряженной машиной или мотоциклом. Скорость, необычный внешний вид - все это традиционно привлекает гостей столицы. Я считаю, что подобными людьми можно гордиться. А то помню рассказ одного своего знакомого. Тот прилетел в Лондон. Надо было дорогу спросить. Попался англичанин подшофе. Узнал, что гость из России, и закричал: «А! Раша! Москва, Арбат, Лариса...» Нет, ребята, Москва это не только это.

Дмитрий Кафанов

Фото Т. Павловой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.