Общественные и социальные новости
4671 | 0

Минобрнауки России превратило итоговую аттестацию выпускников-инвалидов в пытку

Минобрнауки России превратило итоговую аттестацию выпускников-инвалидов в пытку
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Незрячим, глухим и парализованным детям пришлось выполнять требования чиновников, не имеющих ни малейшего представления о положении отечественных коррекционных школ и возможностях их воспитанников. Вначале было слово. Министерское... Приказ №1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования», подписанный в декабре 2013 года, добирался до российских школ несколько месяцев. Пока его получили региональные департаменты, изучили районо и гороно, как раз начались экзамены. Запоздавший документ из Минобрнауки РФ разъяснил учителям и родителям выпускников, что ведомство больше не видит различий между здоровыми детьми и учащимися-инвалидами. Их уравняли в правах и экзаменационных программах.

ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО

Чиновники из Минобрнауки РФ обязали учащихся с ограниченными возможностями здоровья сдавать ГВЭ-2014 не в родных школах, как раньше, а в «других помещениях с технически оснащенными аудиториями, пандусами, расширенными дверными проемами, лифтами и поручнями».

Региональные медико-психологические комиссии честно старались найти в провинциальных городах такие здания. Вологда даже порывалась пригласить сотрудников федерального ведомства в гости - для розыска неопознанных объектов. Или для того, чтобы вернуть фантастов на грешную землю. По словам руководителя местной организации инвалидов «Ареопаг» Анны Хрястуновой, в Вологодской области для приема колясочников годятся всего две школы - №3 и №12.

«Да и в них надо снижать пороги, переоборудовать санузлы. Дальше первого этажа детям не подняться», - говорит Анна.

Весной 2014-го «Ареопаг» направил ряд требований по поводу оснащения пунктов сдачи ГВЭ и ЕГЭ в управление градостроительства области и департамент образования. Чиновники сочли, что проще разрешить учащимся сдавать экзамены дома, чем перестраивать старые школы.

«БОЛЬШОЙ БРАТ» СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ

По новым правилам медико-психологические комиссии позволяют выпускникам с тяжелыми диагнозами проходить итоговую аттестацию дома или в больнице. Но против последнего категорически возражают врачи. От подобного эксперимента в мае, например, отказались омские клиники. «Для нас здоровье детей важнее, чем их учеба, - заявили руководители учреждений здравоохранения. - Из-за нервных потрясений лечение пойдет насмарку».

Проводить ГВЭ в домашних условиях никто в России, кроме Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга, не захотел. По условиям Минобрнауки РФ, в квартирах инвалидов должны быть установлены системы видеонаблюдения, в день аттестации к учащимся обязаны явиться два организатора, члены государственной экзаменационной комиссии и еще несколько наблюдателей.

«Этого и здоровый человек не выдержит, - считает директор казанского интерната №7 для детей с задержкой речевого развития Светлана Пролобчикова. - Ребенок боится ГВЭ, едва дышит от страха, а тут в дверь стучится толпа людей с камерами и компьютерами обеспечивать «щадящий режим». Представляете, каково больным детям? Они практически не говорят, живут в постоянном стрессе».

«Мы получили министерские бумаги с большим опозданием. Педагоги как могли пытались смягчить ситуацию, - сглаживает «острые углы» директор новгородской коррекционной школы Лариса Мореходова. - Основная масса воспитанников сдавала ГВЭ в чужих стенах. Состояние наших ребят в выборе приемных пунктов не учитывалось. Если учащихся обычных учебных заведений, прежде чем послать на ЕГЭ, тренировали с 1-го по 11-й класс, прорабатывали с ними все нюансы, то у выпускников-инвалидов не было шанса подготовиться. Мы их учили по одним методикам, а экзаменационные комиссии оценивали по другим».

ГОРЕ ОТ УМА

В своем приказе Минобрнауки РФ обещало оборудовать аудитории для глухих и слабослышащих выпускников звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования и провести ГВЭ с помощью ассистентов-сурдопереводчиков. Незрячим детям министерство гарантировало, что они получат экзаменационные материалы, оформленные рельефно-точечным шрифтом Брайля. А на самом деле?

Аппаратуры во многих городах не было, сурдопереводчики с трудом справлялись со сложными текстами по русскому языку. И оформлять задания по математике шрифтом Брайля пришлось самим педагогам коррекционных школ.

«Причем время, потраченное на перевод и подготовку, включили в продолжительность экзамена - в те четыре часа, что были у наших ребят. Столько же, сколько и у здоровых детей», - уточняет завуч белгородской коррекционной школы №23 Лариса Данилюк.

На ГВЭ по русскому языку глухих и незрячих учащихся заставили делать три вещи: своими словами пересказывать, как они поняли философский текст на отвлеченную тему, отвечать на абстрактные вопросы и писать сочинение-рассуждение. Родители возмущаются: «Давайте за день научим безногого человека ходить! Обобщения и анализ для людей без слуха и зрения - то же самое. Никакой сурдопереводчик и звукоусиливающая аппаратура им не помогут. Наши дети так информацию не воспринимают».

«После подведения итогов ГВЭ мы обратимся в Минобрнауки РФ. Нужно как-то исправлять ошибки. В этом году выпускникам-инвалидам прислали неадаптированные тексты. Они сдавали экзамены по программам общеобразовательной школы, - комментирует ситуацию директор калининградской коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей Татьяна Баклажанова. - Надо понимать, что наши воспитанники отличаются от здоровых сверстников. Им нужны четкая схема действий, законченный и ясный сюжет. Эссе - непосильная задача».

«Мы с сыном готовились к экзаменам больше года. Внезапные перемены были ударом, - признается жительница Калининграда, мама выпускника коррекционной школы Саши Артемова, Ирина Юрьевна (фамилия мальчика изменена по просьбе его семьи. - Авт.). - Ребенок замкнулся, перестал общаться, плохо спал. Чиновники не знают, что у глухих детей другой словарный запас? Как запомнить то, чего ты не слышишь? Глухим трудно анализировать и подбирать слова, потому инвалиды раньше и писали изложения по коротким рассказам, а не пространные сочинения по странным отрывкам. Моему Саше повезло - ему досталась цитата из «Горя от ума» Грибоедова. Могло быть хуже. Не сдавать ГВЭ наши дети не могут - в колледжи их теперь принимают на общих основаниях».

«СНИЗИЛИ НАПРЯЖЕНИЕ»

Гуманисты из Минобрнауки РФ подарили выпускникам-инвалидам «перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий». Но дети потратили их на...

«...переживания, - заканчивает фразу завуч казанской школы №137 Светлана Елисеева. - Для одного из наших мальчиков - он наблюдается у психотерапевта - комиссия выделила отдельную аудиторию. Хотели снизить напряжение. А ребенку стало совсем плохо. Дополнительные полтора часа ничего не дали. Он никак не мог успокоиться. Сидел смотрел в окно и грыз ручку. Так тяжело было за ним наблюдать. Некоторым ученикам из-за заминок с переоформлением инвалидности вообще отказали в щадящих экзаменах - ребята сдавали ЕГЭ».

Виктор Славин из станицы Незлобной Ставропольского края выбрал ЕГЭ сам. Парень, от рождения страдающий поражением органов слуха, мечтает поступить в вуз.

«Дети-инвалиды Ставрополья десятилетиями жаловались на проблемы с получением высшего образования. В ответ на обращения была разработана целевая программа, с 2014 года предоставляющая ребятам возможность учиться в Пятигорском лингвистическом госуниверситете. Ребята стали сдавать ЕГЭ вместо ГВЭ, благодаря чему наш край нынешним летом не пострадал от министерских новаций, - называет единственную в стране «точку экзаменационного комфорта» мама Виктора Татьяна Славина. - Но все равно нам пришлось нанимать репетиторов, до донышка выгребать заначки. Вырастить и воспитать ребенка-инвалида в России - великое мужество. Дать ему образование - подвиг. Мамам, папам, детям нужно помогать, а не добивать их издевательскими приказами».

Материал подготовили Наталья Михайлова, Елена Саркисова,

Маргарита Подгородова, Анна Бессарабова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.