Общественные и социальные новости
3482 | 0

Куда исчезли «живые светофоры»?

Куда исчезли «живые светофоры»?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В 2014 году в Москве должна появиться Интеллектуальная транспортная система (ИТС), которую обещают вот-вот запустить уже несколько лет. С ее помощью власти намерены упростить управление транспортными потоками. Такие системы есть во многих городах мира, но даже там не собираются отказываться от регулировщиков. У нас же они, похоже, вымирают как класс.

Что такое ИТС? По информации московского правительства, она делится на три сегмента. Первый - контроль за трафиком в режиме онлайн специалистами диспетчерского центра. Второй - установка светофоров нового поколения, режим работы которых можно оперативно менять в зависимости от ситуации на том или ином участке дороги. В связке с «умными» светофорами будут работать информационные табло, сообщающие водителям о пробках на пути следования и подсказывающие пути объезда. Третий - массовое внедрение системы ГЛОНАСС на наземном общественном транспорте.

ИМЕЕТ МЕСТО ПОЛНЫЙ ХАОС

С помощью ИТС власти намерены увеличить среднюю скорость движения на 17% и сократить время поездок на 15-20%.

- В Москве 2166 светофоров, и только работа трехсот из них хоть как-то контролируется, - говорит руководитель экспертного центра «Probok.net» Александр Шумский. - Остальные работают в автономном режиме и собирают пробки. Пока светофоры в столице не связаны в единую логистическую систему.

С ним солидарен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин:

- Нет ни оперативного реагирования, ни своевременных выездов экипажей ДПС на место для ручного регулирования, а о синхронизации работы светофоров вообще говорить нечего. Имеет место полный хаос, в котором все выживают как могут.

А вот то, что водители в этом хаосе выживают как могут, виноваты, по словам сотрудников ГИБДД, сами водители.

Как сообщили на условиях анонимности в московском УГИБДД, инспектор с жезлом никогда не выйдет по собственной инициативе на сложный перекресток. Ему должно быть указание сверху. А оно может поступить в том случае, если телефон оперативного дежурного оборвут возмущенные - внимание! - водители, которым осточертело стоять в пробке. То есть должен быть определенный резонанс. То, что сотрудник ДПС выходит на дорогу не порядок поддерживать, - известно даже школьникам. Пресловутая палочная система никуда не делась, несмотря на все реформы МВД. «Если я в прошлом месяце собрал 300 штрафов, то в следующем не имею права собрать меньше, - делится с «МН» один из патрульных. - Если не справлюсь с заданием, получу выговор. Оно мне надо? А как я соберу нужное количество штрафов, стоя на перекрестке и разгребая пробку? Тем более что сокращения прошлись и по нашей службе. Нас просто на все не хватает». Все это подтверждается жизнью.

РЕГУЛИРОВЩИК, АУ!

Недавно на перекрестке Щелковского шоссе и 9-й Парковой улицы отключились все светофоры. Здесь и при работающих-то автоматических регулировщиках проехать непросто, а без них - туши свет, бросай гранату! Кое-как, потеряв миллионы нервных клеток, «Щелчок» все же удалось пересечь, и метрах в ста от злополучного перекрестка тут же «нарисовался» сотрудник ДПС. Он не взмахивал полосатой палочкой, подавая ею сигналы водителям. Он стоял на обочине, повернувшись задом к автомобильному столпотворению, и всем своим видом показывал, что все это его никак не касается.

А на днях я заглянула на информационный портал «Наш город», созданный по инициативе мэра «в целях выстраивания конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти города Москвы по конкретным вопросам городского хозяйства». В разделе «Неисправный светофор» только за один день нашлось 18 сообщений от неравнодушных горожан: «Вторую неделю светофор на перекрестке Алтуфьевского ш. и ул. Пришвина работает в некорректном режиме - в итоге постоянно стоит огромная пробка в центр столицы, а также стоит улица Пришвина от перекрестка с ул. Мурановской»; «Не работает светофор на пересечении Миклухо-Маклая и Профсоюзной! Коллапс!»; «На Ясеневской мигает желтый сигнал светофора, опасно ходить, т. к. машины едут с огромной скоростью. Дети перейти дорогу не могут - боятся».

Впрочем, профессия регулировщика не пропала втуне. Ведь откуда-то они берутся в большом количестве, когда идет расчистка проезжей части для высокого начальства. Вот тогда они бойко машут палочками и неистово регулируют, регулируют...

Давайте представим, что измученные водители все-таки создали резонанс и начальство дало команду выйти людям с жезлом на трудные участки.

«Да их же инфаркт хватит, - уверены мои друзья-автомобилисты. - Они же не умеют этого делать!» Я и сама не раз была свидетелем того, что пробка образовывалась как раз из-за действий регулировщика: такое палкой вытворял - описать невозможно. Видать, либо учился плохо, либо давно позабыл штатные жесты регулировщика. Но ведь и многие водилы не знают сигналов, которые им подает инспектор ДПС.

- У меня напротив дома два двухэтажных отделения ГИБДД, и нарушения у них под окнами всю дорогу: по тротуару мимо них едут, на тротуарах паркуются, едут на запрещающий сигнал светофора. Зачем там сидит такая толпа народа? - спрашивает мой коллега. - Этих оболтусов надо выгнать на перекрестки!

ОДНО ДРУГОМУ НЕ МЕШАЕТ

ГИБДД, словно дорожное МЧС, возникает в поле зрения водителей, в основном когда случаются крупные аварии или чрезвычайные происшествия. Куда реже, когда светофор потух или, запрограммированный на определенный режим работы, не в состоянии справляться с автоколлапсом.

В развитых странах полицейских, кстати, тоже до поры не видать, не слыхать, но если что...

«Умная» система регулировки там тоже действует уже не первый год (Нью-Йорк, Берлин, другие города). Однако при заторах и сбоях в движении, как правило, тут же появляется человек в форме - часто женщина - и начинает ловко махать палочкой.

...На днях мой приятель с трудом выбрался из очередной пробки и притормозил рядом с инспектором ДПС, который стоял на обочине в ожидании водителя-нарушителя. Приятель любезно попросил его порегулировать движение на соседней улице. В ответ инспектор также любезно ответил: «Я же вас, товарищ водитель, не останавливал, проезжайте, пожалуйста», - и остался стоять там, где стоял.

Елена Хакимова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.