Общественные и социальные новости
4268 | 0

Конкуренты выжимают Роскосмос с орбиты

Конкуренты выжимают Роскосмос с орбиты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

45 лет назад, 21 июля 1969 года, на поверхность естественного спутника Земли впервые ступила нога человека. Лунная гонка закончилась триумфом США, что в условиях биполярного мира означало поражение Советского Союза. Но сегодня мы рискуем потерпеть куда более сокрушительное фиаско.  На первый взгляд ситуация в российской космонавтике выглядит неплохо. Достаточно сказать, что, после того как американцы в 2011 году поставили на прикол свои «шаттлы», Россия стала абсолютным монополистом по доставке экипажей на Международную космическую станцию.  Кроме нас «живьем» в космос летают сегодня лишь китайцы, да и те редко: в прошлом году на орбите побывал лишь один пилотируемый корабль made in China - против четырех наших.

Далеко впереди планеты всей мы и по запуску космических аппаратов: из 81 пуска, осуществленного в мире в 2013 году, 32, или около 40%, приходится на Россию. Недавно успешно испытана «Ангара» - российская ракета-носитель нового поколения... Однако, несмотря на все эти успехи, не только эксперты, но и многие чиновники говорят об острейшем системном кризисе российской космической отрасли, о растущем отставании ее от конкурентов. Чем объяснить такой парадокс?

«АНГАРА» - ЭТО ТУПИК

Дьявол как всегда кроется в деталях. Возьмем, к примеру, ту же «Ангару», первую и пока, увы, единственную ракетно-космическую систему, задуманную, разработанную и созданную в постсоветской России. Вся остальная техника сделана или как минимум придумана в СССР. Летные испытания «Ангары» должны были начаться еще в 2007 году, но постоянно переносились. В последний раз 27 июня этого года - автоматизированная система отменила запуск за полторы минуты до старта. Надо отдать должное президенту - он не стал устраивать разнос, приказав лишь как можно быстрее разобраться в причинах аварии. Разобрались, устранили, и 9 июля все прошло в штатном режиме. Но праздник оказался изрядно испорченным.

Работа над «Ангарой» шла более 22 лет - с 1992 года! «Беспрецедентный в мировой практике срок», - констатируют аудиторы Счетной палаты, проверявшие эффективность государственных расходов на космос. Официальных данных о стоимости проекта, правда, пока нет. Чаще всего встречающаяся оценка - 100 миллиардов рублей. Однако Вадим Лукашевич, эксперт космического кластера Фонда «Сколково», считает ее заниженной. По его расчетам, с учетом стартового комплекса и всей сопутствующей инфраструктуры в «Ангару» вбухали не меньше 10 миллиардов долларов.

Но, может быть, игра стоила свеч? Лукашевич так не считает: «Эта ракета задумывалась сразу после развала СССР. По большому счету мы реализовали технологии начала 1990-х годов, а если быть точнее - середины 1970-х. Ничего принципиально нового в этой ракете нет, она достаточно далека от лучших мировых аналогов». Иными словами, к моменту начала летных испытаний «Ангара» успела морально устареть. В конце прошлого года в прессу попала стенограмма одного закрытого совещания, проведенного в стенах Роскосмоса. И, согласно этой утечке, новый глава ведомства Олег Остапенко назвал «Ангару» «тупиковым решением».

В тупике, похоже, оказалась и вся российская космонавтика, о чем свидетельствует, в частности, резко увеличившееся число аварий. По оценке главы Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, аварийность в российской отрасли превышает 10%, что вдвое выше, чем в среднем по миру. При этом, подчеркивает Комаров, «дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы».

«По большому счету нам нужно даже не поддерживать, а воссоздавать космическую отрасль», - считает Вадим Лукашевич. По поводу того, кто выигрывает в гонке космических технологий, у эксперта нет никаких сомнений: Америка обошла Россию «по всем направлениям» и разрыв продолжает расти. При этом на пятки нам наступает Китай, а в каких-то сферах - например в том, что касается спутников - уже и опережает.

DRAGON ОБРУШИТ ЦЕНЫ

Имеются, конечно, и другие, менее грустные оценки места, занимаемого нами в мировой космической табели о рангах. Одним из несгибаемых оптимистов является главный правительственный куратор космической отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной этого года Дмитрий Олегович, «проанализировав санкции против нашего космопрома», предложил Америке «доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута». Вице-премьер, конечно же, говорил не всерьез. Хотя в шутке была лишь доля шутки. Устами того же Рогозина Россия объявила, что, несмотря на просьбы Штатов, не намерена продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года.

Однако к тому времени американцам не понадобятся ни батуты, ни «Союзы». Российская монополия на космический извоз отсчитывает свои последние годы, если не месяцы. И разрушат ее скорее всего частные компании. Привлечение в «звездную» сферу негосударственных инвестиций - целенаправленная политика американских властей, являющаяся, пожалуй, на сегодняшний день космическим ноу-хау Соединенных Штатов. «Частники» - компании «Спейс-Х» и «Орбитал Сайнсес Корпорэйшн» - уже вовсю доставляют грузы на МКС и выводят на орбиту спутники. А в конце мая «Спейс-Х» продемонстрировала публике пилотируемый корабль Dragon V2. Первый запуск запланирован на конец будущего года.

«Дракончик» получился довольно вместительным - до семи членов экипажа. Но главная фишка в другом: корабль - многоразовый. Dragon V2 - золотая середина между «Спейс Шаттлом» и российским «Союзом». Минусом первого является чудовищная дороговизна производства и эксплуатации: каждый запуск обходился в среднем в полмиллиарда долларов, а общие расходы превысили 160 миллиардов долларов. Что, собственно, и явилось основной причиной закрытия программы.

Точная информация о том, во что обходится полет нашего «Союза», в открытом доступе отсутствует. Но имеются косвенные «улики». Так, по сведениям страховой компании «СОГАЗ», запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-13М», состоявшийся 28 мая этого года при помощи «Союза-ФГ», был застрахован ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» на 2,154 млрд рублей (61,4 млн долларов). Как говорится, почувствуйте разницу. Собственно, именно благодаря низким ценам мы удерживаем сегодня лидерство по запускам. Но недостатки «Союза» тоже видны невооруженным глазом. Первая его модификация появилась еще в середине 1960-х, и с тех пор конструкция не претерпела принципиальных изменений. Все та же вместимость - не более трех человек. И все же посадка по принципу «на кого бог пошлет», добавляющая в общую смету расходов статью «поиски спускаемого аппарата». Причем повторное использование капсулы исключено.

Dragon V2 будет садиться, куда скажут, и не абы как, а на выдвижные телескопические опоры. Комфорт и точность посадки обеспечит реактивная система приземления. В отличие от «Союза» американский «Дракон» после схода с орбиты будет как новенький. Ракета, возможно, тоже будет многоразовой. Полным ходом идут испытания системы Falcon 9R, разработанной все той же неугомонной «Спейс-Х»: выполнив задачу по выводу на орбиту полезного груза, ракета должна принять вертикальное положение, опуститься и сесть (или стать?) на «ноги».

Если у американцев все пойдет по плану, цены на мировом рынке космических услуг рухнут, предсказывают эксперты. По словам советника президента РКК «Энергия», академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, услуги компании «Спейс-Х» уже сегодня существенно дешевле, чем варианты, предусматривающие использование российских ракет. Появление на рынке этого игрока «сразу же привело к перераспределению заказов». То есть дело не столько в технологиях, сколько в экономике, в том, что ставка сделана на частную инициативу. Получается, как видим, гораздо быстрее, эффективнее и, главное, дешевле.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ:

«В результате отсутствия целостной системы управления космическими программами, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы почти в 2,5 раза ее результативность крайне низкая.

Несмотря на то, что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность. Проводимые за счет бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций, что приводит зачастую к точечному поддержанию морально и физически устаревших производственных мощностей и не позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ракетно-космической отраслью задач».

Андрей Владимиров

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.