Сегодня 25 января 2017 г., среда, 02:24USD 59.21 -0.2866EUR 63.62 -0.3199
Общественные и социальные новости

К гибели «боинга» привела экономия?

22 марта 2016
hits 1304

В ночь на 19 марта при попытке совершить посадку в аэропорту Ростова-на-Дону разбился пассажирский «Боинг-737» компании Flydubai. Погибли 62 человека, из них 45 россиян. Как могла случиться эта трагедия? Специалисты выдвигают несколько версий.

ВЕРСИЯ 1. ЭКИПАЖ НЕ УШЕЛ НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ

В субботу в 1 час 16 минут рейс FZ981 находится на подлете к ростовскому аэропорту и начинает снижение. Прямо перед ним на взлетно-посадочную полосу - ту самую, на которой разобьется «боинг», - садится Airbus авиакомпании S7, следующий из Москвы. Еще через пять минут приземлился борт «Уральских авиалиний».

Кажется, ничто не мешает и дубайскому «боингу» произвести посадку. Но командир осторожничает. Не долетев до ВВП почти семь километров, уходит в зону ожидания.

Сразу после этого к аэропорту подлетает «Суперджет-100» авиакомпании «Аэрофлот» и тоже пытается приземлиться. Неудачно. Через 13 минут он повторяет заход. Когда третья попытка сесть не удалась, экипаж решает не испытывать судьбу, и лайнер уходит на запасной аэродром в Краснодар.

Почему дубайский рейс не сделал то же самое? Многие эксперты утверждают, что причина была на редкость банальна - посадка на чужом аэродроме грозила авиакомпании дополнительными расходами.

«В наших авиакомпаниях было немало летчиков, которых штрафовали за то, что они без серьезных оснований уходили на запасной аэродром, увеличивали маршрут, обходя грозовой фронт, тем самым вынуждая компанию тратиться на дополнительное топливо. Поэтому многие пилоты предпочитают рисковать», - рассказывает заслуженный летчик РФ Иван Гузеев. Но неужели в западных компаниях тоже экономят на безопасности? Рассмотрим несколько цифр. Заправка в России обошлась бы Flydubai в копеечку. Если у них на родине топливо стоит 230 долларов за тонну, то в России - почти 600 долларов. А «боингу», вероятно, пришлось бы заправляться, так как керосин он уже сбросил за те два часа, что кружил над Ростовом.

Расходы на размещение пассажиров в запасном аэропорту зависят от того, как долго они там находятся. «Допустим, задержка составляет больше 12 часов. Тогда авиакомпания обязана предоставить гостиницу, автобусы и горячее питание», - говорит Гузеев. А это десятки тысяч долларов.

Если аэропорт не имеет статуса международного и в нем нет пограничной и таможенной службы, то у авиакомпании возникает много дополнительных проблем. Борт, конечно, примут, но пассажиров просто не выпустят из салона. Соответственно компания не выполнит своих обязательств перед пассажирами. Это грозит серьезными штрафами, а также судебными исками. Да и пилоты не получат премиальные выплаты. А дать посадку «боингу» могли не только в Краснодаре, но и в любом другом региональном аэропорту, способном принимать машины такого типа. Получается, что требования обес­печить клиентам комфорт во время вынужденной посадки могли стать причиной того, что самолет не пошел на запасной аэродром.

ВЕРСИЯ 2. В КАТАСТРОФЕ ВИНОВАТЫ НАЗЕМНЫЕ СЛУЖБЫ

О том, что аэропорт должен был быть закрыт по погодным условиям, говорили многие эксперты. «Сегодня ночью не спал. Ветер, думаю, не менее 20 мет­ров в секунду. От него дрожали стекла в окнах», - пишет один из ростовчан. И тем не менее диспетчеры продолжают принимать практически все лайнеры. Почему? Эта тема становится одной из самых загадочных в истории катастрофы.

«Аэродром работал в штатном режиме. И видимость, и вет­ровые нагрузки позволяли осуществить взлет и посадки», - говорит глава Минтранса Максим Соколов. Представитель Flydubai заявил журналистам, что условия для посадки были хорошими. И это при том, что сразу два лайнера не смогли сесть даже при многочисленных попытках?

На сегодняшний момент специалисты не пришли к единому мнению, нужно ли было закрывать аэродром. Возможно, были причины принимать самолеты даже в опасных условиях. Как показывает российская практика, все они сводятся к финансам.

ВЕРСИЯ 3. ОБЛЕДЕНЕНИЕ

Между тем в прессе появилась информация, что многие лайнеры, взлетавшие и садившиеся в ту ночь в аэропорту Ростова-на-Дону, столкнулись с проблемой обледенения. Это случилось и с улетевшим в Краснодар аэрофлотовским «суперджетом». К этой проблеме льда на крыльях и капоте прибавился сильный порывистый ветер. Приземляться в таких условиях бессмысленно.

Известно, что на «суперджетах» стоит штатная сигнализация об обледенении поверхности самолета.   На «Боинг-737» подобная сигнализация - опция, которая устанавливается по желанию заказчика лайнера. Специалисты утверждают, что пилоты и без электроники могут увидеть, есть ли лед на самолете.

Надо заметить, что Flydubai - низкобюджетный лоукостер. Владельцы этих компаний стараются снизить цену, экономя практически на всем. В этих самолетах не предлагают обеды и ужины, кресла стоят очень тесно, но это оправдывается копеечной стоимостью билетов. Можно предположить, что противообледенительная сигнализация тоже оказалась в числе необязательных элементов и на ней предпочли сэкономить.

ВЕРСИЯ 4. ОШИБКА ЭКИПАЖА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Между тем некоторые эксперты заявляют, что в катастрофе виноват экипаж.

«Видно, что борт заходил в явно непосадочной конфигурации. Угол захода к земле был не менее 45 градусов, что является фактически штопором для посадки самолета. Это говорит о том, что погода здесь, скорее всего, ни при чем», - заявил эксперт по авиационным происшествиям Юрий Антипов.

При этом он отметил, что до последних секунд ничто не говорило об отказах техники. В этом случае пилот обязан был бы сообщить о поломке на землю.

«Пилот в кабине находится не один, поэтому любой форс-мажор, связанный с техническим состоянием самолета, тут же озвучивается в эфир и тут же идет запись на черные ящики - бортовые самописцы. Ничего от пилотов не последовало, следовательно, самолет не имел технической неисправности перед самой посадкой. Поэтому на сегодня максимально вероятна грубейшая ошибка пилотирования при заходе на посадку», - считает Юрий Антипов.

Что могло стать причиной этой ошибки? Специалисты все чаще говорят о психологическом факторе. «Следует выяснить, в каком режиме работали пилоты. Не исключено, что из-за плотного графика они не имели возможности спать и отдыхать столько, сколько требуется организму человека. Решение идти на посадку в сложных метеоусловиях могло быть продиктовано психологическим состоянием уставшего человека, который не раз сталкивался с выговором менеджмента за перерасход топлива», - говорит бывший замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Возможно, к усталости прибавились личные переживания командира лайнера Аристоса Сократуса. Известно, что этот рейс был для него последним в авиакомпании Flydubai. По одной информации, пилот сам увольнялся, по другой - парня попросили это сделать. И это уже не в первый раз. Дубайские СМИ не спешат проводить расследование на столь щекотливую тему.

Год назад немецкий пилот Андреас Любиц бросил свой Airbus, летевший из Барселоны в Дюссельдорф, прямо в Альпы. Погибли 150 человек. Европейские журналисты немедленно выяснили, что Любиц страдал от депрессии и лечился у психиатра. Этого тогда никто не скрывал.

Что представлял собой греческий пилот? Почему у него не складывалась карьера? Могло ли его психологическое или психическое состояние повлиять  на принятые в полете решения? В отличие от европейских специалистов об этом сейчас никто не говорит.

Между тем российские официальные лица не спешат комментировать причину трагедии. Вопросов в этой ситуации больше, чем ответов. Эксперты указывают, что сегодня можно выдвигать лишь предположения. «Пока нет даже четкого понимания, сколько точно он сделал кругов, пытаясь совершить посадку», - приводит ТАСС слова своего информированного источника.

Наталья Пуртова

Фото РИА «НОВОСТИ»

 

Просмотров: 1304
Поделиться
Страсти вокруг школьного обеда Далее в рубрике Страсти вокруг школьного обеда


Загрузка...
Комментарии (2)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.