Общественные и социальные новости
3687 | 0

Из «обоза» - на передовую науки

Из «обоза» - на передовую науки
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Корреспондент «МН» отправился в Архангельск, где в начале апреля был дан старт необычному образовательному проекту «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» и узнал, как выглядит «рыбный обоз» XXI века, зачем 100 детей приехали к берегам Белого моря и что предстоит им узнать за две недели путешествия из столицы Русского Севера до Москвы.

Между Архангельском и Москвой почти 1300 километров. На поезде это 20 часов. Пешком - дней десять, не меньше. А в 1730 году холмогорский паренек Михаил Ломоносов, отправившийся в Москву «овладевать высшими науками», шел до столицы три недели и, если бы по дороге не присоединился к рыбному обозу, добирался бы и того дольше. История про поморского паренька, беззаветно стремившегося к знаниям и впоследствии ставшего великим ученым, просветителем и отцом-основателем Московского университета, со временем стала нарицательной: старательный, пытливый, верящий в себя человек может стать частью культуры и научной элиты и осуществить задуманное, какие бы трудности и преграды ни встречались на его пути.

15 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО

В 2011 году 300 талантливых ребят из российских городов повторили путь Михаила Васильевича. Разница была в том, что «рыбный обоз» им заменили современными автобусами, а организаторы из Международного Ломоносовского клуба позаботились о том, чтобы путешествие было не только комфортным, но и интересным и познавательным.

В2016 году к туристической составляющей был добавлен еще и образовательный компонент. Так, в год празднования 305-летия со дня рождения прославленного ученого в «обоз» можно было попасть, лишь сильно постаравшись: написать заявку-эссе на одну из предложенных тем и впечатлить жюри изложенными в ней идеями и манерой изложения. Всего было прислано 6500 заявок из 900 городов и сел. 1500 ребят прислали свои эссе. Из них опытные преподаватели из числа образовательных партнеров Ломоносовского клуба - МГУ, МФТИ и САФУ- отобрали 100 самых ярких. Их авторы из 29 регионов РФ, а также из Армении, Белоруссии, Казахстана и с Украины приехали в Архангельск, чтобы проделать путь «за знаниями», по которому 286 лет назад прошел 19-летний Михайло Ломоносов - через Архангельск, Вельск, Верховажье, Емецк, Шенкурск, Вологду, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Московскую область.

«По дороге в Москву «ломоносовцы» будут останавливаться в 16 населенных пунктах, в которых бывал гений поморской земли, посещать предприятия, музеи, осматривать памятники истории и архитектуры, принимать участие в мастер-классах, семинарах, лекциях, познавательных квестах и ближе знакомиться с культурой и историей России, - рассказал «МН» руководитель дирекции Международного Ломоносовского клуба и организатор благотворительного культурно-просветительского проекта «Ломоносовский обоз» Владимир Скрипниченко. - В финале поездки школьникам предстоит защитить свои работы. Авторы десяти лучших из них выйдут в финал и смогут на полном пансионе продолжить обучение в специализированных московских школах. Ученых надо растить с детства, поэтому мы хотим создать системный инструмент, который поможет отыскать одаренных старшеклассников, собрать их на одной площадке, за три-пять лет создать научно-кадровый резерв, который бы еще на стадии обучения мог интегрировать в научно-развитую среду. Это залог развития таланта, который сыграет свою роль в формировании будущих ученых или специалистов-производственников. Если говорить о глобальной цели, то нам в ближайшие лет десять хотелось бы найти среди участников проекта как минимум двух новых Ломоносовых».

ДЕРЗАЙТЕ, ЮНЫЕ НЕВТОНЫ!

Кто же они, будущая научная элита, которую по крупинкам собирает по всей стране Ломоносовский клуб? Из 100 ребят жителей Москвы и Санкт-Петербурга всего 11 человек. По остальным можно изучать географию страны: Новосибирск, Кяхта, Ючегей, Волгоград, Канск, Нововоронеж, Нижнеудинск, Бийск, Владивосток, пос. Красная Яруга, Туринск, Левиха, Саров, Копьево, с. Целинное, Камызяк, Вельск, Дудинка, Каргополь, Кемерово, Норильск, Городец, Железногорск, Икряное, Пугачев, Лобня, Хасавюрт, Барнаул, Асбест, Хатанга, Тимашевск, Петрозаводск, Владикавказ Новодвинск… Общаясь с ребятами во время поездки, я поняла: они попали в проект, потому что не хотят быть серой массой, им реально не все равно, как сложится их жизнь, а происходящее вокруг настолько интересно, что они, как губка, впитывают любую новую информацию, будь то рассказы краеведов о поморских лаптях или традициях населения Верховажья, беседы с инженерами Северодвинского судостроительного центра «Севмаш» о подлодках или со специалистами Устьянского лесопромышленного комбината о заготовке древесины, семинары по студенческому самоуправлению в Северном Арктическом федеральном университете или лекции о добыче углеводородов на арктическом шельфе…

Мы едем в Москву по «следам» известного всему мира ученого, и я разговариваю с мальчишками и девчонками о жизни, будущей профессии, в которой каждый видит себя через 5-7 лет, об открывающихся перед ними возможностях.

Александр Близнюк из Горно-Алтайска, Республика Алтай, 16 лет (кроме того, что в 10-м классе он уже решает задачи вузовского уровня, он еще профессионально занимается футболом, волейболом, играет на гитаре): «О проекте я узнал на сайте Дневник.ру. Зашел по указанному там адресу Ломоносовского клуба, зарегистрировался, написал эссе, и вот я здесь. Пока не знаю, в какой именно вуз поступать. Возможно, это будет факультет кибернетики Томского университета или какого-то другого вуза, но точно знаю, что моя профессия будет связана с IT-технологиями, в частности с зашитой информации. Я уверен, что без работы не останусь, ведь, по словам одного из профессоров Бауманки, специалистов информационных технологий много не бывает. Что касается меня, то я хочу быть лучшим в этой сфере. Но успех, как сказал Пеле, это не случайность, а тяжелая работа, настойчивость, жертвоприношение и любовь к тому, что вы делаете или учитесь делать. Чтобы стать успешным в профессиональном плане, нужно быть образованным и влюбиться в свою работу, и тогда успех влюбится в вас».

Егор Елисеев из Егорьевска, Московская область, ученик 10-го класса, 15 лет, увлекается химией, занимается плаванием, играет на саксофоне: «В 8-м классе первую контрольную по химии я написал на два. Решил: так дело не пойдет - по всем предметом отлично, а тут такое. Взял и основательно выучил весь учебник химии. Теперь это тоже один из моих любимых предметов, и даже свое эссе для «Ломоносовского обоза» я написал на тему: «Химические лаборатории будущего: проекты, решения, задачи». Там у меня три основные идеи: о переработке мусора, о синтезе новых материалов и об альтернативном решении экологических проблем в энергетической отрасли. Если воплотить в жизнь описанные в моем эссе технологии, можно добиться более гармоничного развития химической промышленности и прямо или косвенно связанных с ней отраслей индустрии. Если я выйду в финал конкурса, это, безусловно, будет ступенькой, которая поможет мне при поступлении в вуз. Думаю о МИСИ или МФТИ».

Мария Абрамовская, 16 лет, ученица 10-го класса лицея №17 г. Северодвинска, Архангельская область: «У меня сомнений не было, участвовать или нет в этом проекте. Конечно, участвовать! Сразу решила писать эссе о краеведении как инструменте развития внутреннего и въездного туризма. Тема краеведения стала мне близка после того, как я готовилась к региональному этапу «Умников и умниц», посвященному европейскому Северу первой половины XX века. История и география нашей области уникальна, и хотелось поделиться тем, что я об этом знаю, с другими. Я придумала создать компьютерную обучающую и развлекательную игру-квест (если уж подростки сидят в компьютере, то их нужно заинтересовать чем-то, что с ним связано), основанную на местном историческом материале. Например, могут быть такие задачи: «Выйди из русла Северной Двины в открытое море на поморском коче», «Повтори опыты и наблюдения Михайлы Ломоносова», «Пройди путь «навстречь Солнцу» с Семеном Дежневым», «Соверши посадку на льдину с Михаилом Бабушкиным». Успешное прохождение задачи вызовет законное чувство гордости у «первопроходцев» и уважение к людям, много лет назад выполнившим эти задачи в реальных условиях. За успешное прохождение этапов квеста можно дополнительно получать оценки по тематическим предметам, что послужит стимулом к дальнейшему изучению краеведения. Если мое предложение внедрят в систему образовании, нетрудно будет убедить людей в том, что краеведение - это интересно и увлекательно. Думаю, польза в виде внутреннего, а затем и внешнего туризма тоже будет ожидаемой».

…Общаясь с другими ребятами - Полиной Швецовой из г. Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, с Марией Вершининой и Екатериной Манченко из п. Левиха Кировградского района Свердловской области, с Сурэной Анчиковой из бурятского города Кяхта и другими «ломоносовцами», я отчетливо поняла: передо мной не беззаботные школьники, решившие две недели прогулять уроки под благовидным предлогом, а взрослые люди. Они четко понимают, чего хотят от жизни, и отдают себе отчет в том, что только труд и усердие помогут им достичь поставленных целей. Они - представители своего поколения. Возможно, лучшая его часть. И мне ничуть не страшно за будущее страны, если в ней будут жить и работать такие люди - с характером, внутренним стержнем и невероятной тягой к знаниям.

Елена Хакимова,

Тамара Чапала (фото).

Москва-Архангельск-Москва.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.