Общественные и социальные новости
2564 | 0

Итоги ЕГЭ-2015

Итоги ЕГЭ-2015
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В канун Дня знаний корреспондент «МН» побеседовал с академиком Российской академии образования, экс-руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Болотовым о ситуации в образовательной сфере.

Cодержание ЕГЭ нужно улучшать

- Виктор Александрович, когда задумывали ЕГЭ, цель была благая: увеличить шанс поступить в вуз жителям всех регионов России и ликвидировать коррупцию. Получилось? Финансирование на проведение ЕГЭ в этом году увеличилось в пять раз (из бюджета выделено 1,6 млрд руб.). Затраты оправдали себя?

- Представьте картинку. Конец 90-х. Вузы вводят свои экзамены, открывают свои школы, в которых выпускные экзамены совмещались со вступительными. В результате поступали только 25% приезжих. И в школах в те годы было не все в порядке. Золотая медаль давала льготы при поступлении в вузы, и число медалистов выросло в семь-восемь раз по сравнению с тем, что было в советское время.
Эта картинка не устраивала провинцию. Поэтому было дано поручение: ввести некоторые новые правила игры. Ведь те, кто оканчивал школу в те годы, знают, что пятерка в аттестате в сельской местности и пятерка в элитной физматшколе - это разные уровни подготовки. И каждый год были скандалы, связанные с выявлением коррупции при зачислении в вузы. Теперь ввели ЕГЭ. У серьезной публики теперь нет возмущения по поводу того, что он нужен. Но, как и любая страна, которая проводит национальные экзамены (кстати, ни одна страна не отказалась от таких национальных экзаменов), мы развиваем и совершенствуем эту систему. Вот тут возникает вопрос, насколько адекватно содержание экзаменационных материалов. Был некоторый скандал в этом году по поводу литературы. Дело в том, что в гуманитарных науках на вопрос есть несколько правильных ответов. Но дети придумали новый правильный ответ. Это были школьники. И была апелляция.

- Апелляция была удовлетворена?

- Да. Это я вот к чему. В этом году по содержанию экзаменационных материалов только по одному заданию из более полутысячи возник вопрос. Но такие накладки происходят и в странах, которые много лет проводят национальные экзамены: и в Великобритании, и в Китае, и в США. В старые времена, до проведения ЕГЭ, таких «неправильных» заданий было очень много. И еще. Если о литературе говорить. «На тебе 3 балла и вердикт преподавателя: тема раскрыта не полностью». Это частая формулировка советского времени. Чем она раскрыта не полностью? То есть в этом плане очень большой прогресс. Совершенствование экзаменационных материалов будет всегда.

Списывание пока остается

- Есть статистика 2015 года. Подглядывать все-таки пытались и шпаргалками пользовались. Ваш комментарий...

- Вопрос информационной безопасности стоял остро. Как избежать шпаргалок, электронных шпаргалок, любых! Как избежать несанкционированного вмешательства взрослых. Так вот. Число мест в вузы меньше, чем число желающих в них учиться. Особенно на элитных специальностях. Значит, всегда будут люди, которые будут повышать свой уровень знаний правдами (нанимать репетиторов, ходить на дополнительные занятия) и неправдами (вытаскивать шпаргалку, использовать микронаушники и пр.). Как с этим бороться? По сравнению с позапрошлым годом, когда был провал полный по вранью, неблагополучная ситуация была преодолена (все изменилось с приходом Кравцова и новой команды в Рособрнадзор два года назад). Конечно, потребовались дополнительные вложения в технику, металлоискатели, видеокамеры и пр. Вложения оправдали себя. Кстати, в советское время помочь товарищу-соседу решить задачу было святое дело. Но теперь - иначе. Ситуация конкуренции, борьба за места в вузе, особенно бюджетные. Если я кому-то даю списывать - я увеличиваю число конкурентов. В России ребята это начали понимать: «Я по-честному сдаю, а он займет мое место». Были случаи в этом году, к сожалению, когда учителя помогали списать ЕГЭ. Сейчас я не буду обсуждать, чем это поведение преподавателя было мотивировано, это дело прокуратуры. Отменил же Рос-обрнадзор часть результатов ЕГЭ, поскольку результаты были явно завышены.

Коллеги в Рособрнадзоре делают ситуацию максимально прозрачной. Хотя феномен списывания останется.

- А человеческий фактор? Наблюдатель ведь может доложить о нарушении, а может и не доложить.

- Вы правы. Человеческий фактор у нас продолжает иметь место. Именно поэтому наблюдатели внешние. В этом году это были молодые люди из Российского студенческого союза. Они прошли обучение, инструктаж. Организовывала все это Общественная палата - Любовь Духанина. Правило жесткое было: в этом пункте проведения ЕГЭ у тебя нет никаких личных знакомых. Можно ли гарантировать, что не будет сговора? Дай ему тысячу долларов, и он ничего не увидит. В нашем государстве это возможно. А вот если вдруг отключились камеры, комиссия может отменить результаты ЕГЭ, аннулировать итоги и назначить пересдачу. Идет страховка и техникой, и людьми.

Математике нужно учить всех

- С чем связано, что на ЕГЭ математику поделили на два уровня?

- С самого начала была такая идея. Девочки-мальчики, например, явные гуманитарии. Зачем им производная функция? Но в то же время они должны овладеть математикой на определенном уровне. Математика - это не только формулы. Это еще и логика мышления, умение выстраивать алгоритмы, действовать по правилам и т.д. Математика учит работать с формальными объектами формальными способами. Этому нужно учить всех. Но уровень ребят, которые собираются на физико-математические факультеты, и тех, кто идет, скажем, в Институт культуры, - разный.

- Но из-за математики гуманитарии могут не только в Институт культуры не попасть, но и вообще оказаться со справкой вместо аттестата... Раньше двоек не ставили даже самым отстающим.

- Было такое. Три писали, два - в уме. Сегодня мои коллеги анализируют ситуацию. Часть детей в этом году даже базового уровня не выполнили. Посмотрите на некоторых ребят! Разговариваешь с ними и ощущаешь, будто они в школе вообще не учились. Что, они разве смогут сдать математику? Даже на базовом уровне не смогут.

Кто уйдет без аттестата?

- И если они не сдадут со второй попытки (а такие не сдадут, так как за два дня математику не выучишь), то будут выброшены «за борт» жизни, получат справки вместо аттестата... И кто их с этой справкой куда-либо возьмет?

- Вы поставили самый жесткий вопрос, с которым многие, в том числе и я, не могут достучаться до Минобразования и Рособрнадзора. Это работа с академически неуспешными детьми. Таких детей во всем мире 15-20%. Не осваивают школьные стандарты. Вопрос: у нас для этой категории детей есть образовательная траектория, где они будут «человеками»? Часто ставят в пример сегодня Сингапур. Есть замечательное международное исследование. Оценивают не только средний уровень, но и сколько «хвост», сколько «элита» (то есть кто выходит за самый высокий уровень). «Элиты» у нас в России не очень много, но у нас очень большой «хвост». А в Сингапуре «хвост» есть, он невелик, но «элиты» больше.

- Кстати, в Сингапуре отменены награды, медали, чтобы менее успешные не комплексовали и не переживали.

- Там есть семьи. Образование каждого ребенка - совместное дело семьи и школы. Но там есть и «хвост». А для этого «хвоста» - очень хорошая система профессионального образования. Я видел на ролике ребят, которые, не зная производных, прекрасно управляют оборудованием, используемым в кулинарном деле. У них есть своя линия жизни. И есть у них возможность сдать ЕГЭ в будущем. Дети находят социально значимое место в жизни, даже будучи академически неуспешными.

- Есть уже печальная статистика в России. Самоубийства из-за двоек по ЕГЭ, так как человек понимает, что со справкой он в будущем - ноль.

- Вы правы, что нельзя выбрасывать из жизни неудачников. Но решать это надо не в 11-м классе. Грамотный учитель уже в 9-м классе должен увидеть, вытянет ребенок экзамен или нет, и планировать другую образовательную траекторию. Не неудачника, а востребованного человека в обществе. Посмотрите на официантов в других странах мира. На них видно клеймо неудачника? Нет. Социально успешный человек - это не обязательно человек, у которого есть «корочки».

Беседовала Елена Половцева

Фото: PHOTOXPRESS

Кстати

* Школьные выпускные экзамены в 2015 г. сдавали 53 тысячи человек.
* В 2015 году почти в два раза больше выпускников московских школ смогли сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
* По русскому языку в основной период более десяти тысяч школьников набрали свыше 80 баллов, 5,7 тысячи человек - свыше 90.
* 601 выпускник получил наивысший результат - 100 баллов. В прошлом году стобалльников было 324 человека.
* Не смогли преодолеть минимальный пороговый уровень баллов 54 человека.
* За допущенные нарушения аннулированы работы у 537 участников ЕГЭ.
* В 2016 году учащимся четвертых классов придется писать работы по математике, русскому языку и окружающему миру.
* Количество обязательных предметов для сдачи в 9-м классе возрастет с двух до четырех. До этого обязательными предметами в рамках Государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов были математика и русский язык. Дополнительные два школьники смогут выбрать по списку, в который входят биология, история, литература, география, физика, химия и другие.
* С 2017 года обучение русскому языку в школах начнется по новой концепции.


Данные по итогам летней пресс-конференции 2015 года руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова и замминистра образования и науки РФ Александра Климова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.