Город
4221 | 0

Промзоны: районы не для всех

Промзоны: районы не для всех
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Промзоны столицы похожи на черные дыры города - здесь давно уже нет никакого производства, а территория чаще всего представляет собой гигантские заброшенные пустыри с развалинами бывших заводских зданий. 

Что собирается делать Москва, чтобы вернуть эту землю к жизни, и как повлияет застройка на жизнь горожан?

ПРОМЗОНА БЫВШЕГО АВТОГИГАНТА ЗИЛ

Это флагман и своего рода визитная карточка всего проекта застройки промышленных территорий. Еще бы! Целый полуостров площадью 480 га. До Кремля каких-то 6 км. С одной стороны - Москва-река, с другой - Третье транспортное кольцо и МЦК.

Когда в 2011 году был объявлен конкурс на застройку такого лакомого кусочка городской земли, в бой бросились 25 архитектурных бюро со всего мира. В итоге получилась замечательная мешанина из работ самых разных специалистов.

Здесь в жилом комплексе есть Дом-хамелеон, Дом с шестью фасадами, Дом из глазури. А еще один дом называют «умным», почтовые ящики в нем оснащены функцией рассылки SMS-оповещений и мультимедийными экранами.

Здесь будут свои парки с видами на реку, террасами на воде, амфитеатром и даже тайными садами. По крайней мере, так написано в рекламных проспектах. Но что это такое и почему сады станут секретными, архитекторы пока не рассказывают.

Для спортсменов обустроят беговую и велосипедную дорожки, в прибрежной зоне организуют несколько сцен и площадок для проведения концертов, спектаклей и лекций под открытым небом.

Предполагается построить Ледовый дворец с двумя аренами, а также первый в России Музей хоккейной славы. Здесь будет свой филиал Эрмитажа. Много интересного обещают столичные власти. Вот только как повлияет застройка гигантской промзоны на жизнь простых москвичей?

Разработчики утверждают, что жилые корпуса, рассчитанные на 30 тыс. человек, станут основой новой застройки и будут выставлены на продажу. Теперь эта территория не для рабочих, на ЗИЛе ждут куда более состоятельных жильцов.

Социального жилья здесь строить не планируется. Зато бывшая промзона даст, по разным оценкам, от 40 до 66 тыс. рабочих мест, что будет очень заметно даже для большого города.

Именно возможность найти работу в новых офисах и технопарках, которые планируются почти во всех зонах застройки, стала главным козырем столичных чиновников. Так они отвечают на вопрос о том, как новые стройки отразятся на жизни простых москвичей. Работа и возможность пользоваться построенной инфраструктурой - школами, кинотеатрами, ресторанами, парками - разве этого мало?

ПРОЕКТ «БОЛЬШОЙ СИТИ»

Это тоже застройка промзон, которые каким-то чудом сохранились в районе Московского международного делового центра «Москва-Сити». «После реорганизации бывших промзон здесь появятся жилые микрорайоны, общественные зоны и офисы», - написал в своем блоге Сергей Собянин.

Руководитель стройкомплекса Марат Хуснуллин объяснил, что проект фактически продолжит линию небоскребов «Москва-Сити» по обоим берегам Москвы-реки. Но, в отличие от ЗИЛа, новый район будет участвовать в программе реновации. Здесь возведут целую многоэтажку, куда переедут жильцы хрущевок из соседних районов.

ПРОМЗОНА ГРАЙВОРОНОВО

Это гигантская территория в районе Рязанского шоссе площадью 400 га, что вполне сопоставимо с ЗИЛом. Находится на юго-востоке столицы, знаменитом тем, что здесь, как нигде, много промышленных территорий. Чего здесь раньше только не было! Карачаровский механический завод, комбинат железобетонных конструкций, Московский жировой комбинат, ткацкая фабрика.

Теперь на их месте возводится несколько жилых комплексов, а также парк с кленовым бульваром. Это изюминка всего строительства - здесь будет по-домашнему спокойно и никакого пафоса.

«Главная идея - сделать бульвар максимально естественным и уйти от парадного облика, типичного для городского благоустройства», - пояснил один из представителей компании-застройщика.

Основными пешеходными артериями бульвара станут две криволинейные дорожки, которые будут пересекать густые посадки деревьев и тем самым создавать ощущение прогулки в зеленой роще.

Урбанист Никита Кричевский в интервью «МН» напомнил, что проект принесет москвичам как плюсы, так и минусы - в зависимости от конкретного случая. «В некоторых районах заметно увеличится плотность населения, что в первую очередь скажется на транспортной ситуации. Пробки здесь обеспечены. Власти заявляют, что делают все возможное для предотвращения коллапса, но часто от этого не уйти. Это, например, территория ЗИЛа», - говорит эксперт.

А вот жители Грайворонова останутся только в плюсе. Застройка здесь пока не такая активная, зато планируется благоустройство района и скоро появится сразу 3 станции метро, а также огромный ТПУ «Рязанский». Это, конечно, облегчит жизнь местных жителей и повысит стоимость их жилья. Поэтому отчасти можно признать, что люди, которые годами жили рядом с вредными производствами, в итоге оказались большими везунчиками.

ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ

Одним из первых распоряжений Сергея Собянина на посту мэра стало ограничение на новое строительство в центре Москвы. «После этого бывшие промзоны остались единственным территориальным резервом города», - рассказывал архитектор Сергей Труханов. Но освоение этих огромных пространств, которые занимают пятую часть города в старых границах, - один из самых сложных строительных процессов в мегаполисе. Почему?

На месте бывших заводов земля буквально нашпигована ядовитой химией. «Промышленное прошлое представляет опасность для почвы долгие десятилетия. Производство цемента ведет к загрязнению почвы ртутью и стронцием, машиностроение оставляет после себя тяжелые металлы, производство пластмассы - серу. Наиболее опасными являются загрязнения почвы радиоактивными элементами, тяжелыми металлами, кислотами, техническими жидкостями, горюче-смазочными материалами. Без рекультивации, без снятия грунта на глубину от 5 до 15 метров и засыпки чистой землей использовать такие площадки под жилье нельзя», - утверждает председатель правления Совета по экологическому строительству в России Алексей Поляков.

Строители говорят, что на территории бывшего ЗИЛа грунт был срезан на глубину больше 10 метров. На полигоны вывезли в общей сложности около миллиона кубометров земли. В получившихся котлованах построили подземные парковки, а остальные участки, в том числе дворы, засыпали свежим грунтом. В отдельных случаях рекультивацию проводят городские власти. Так было, например, в промзоне Марьино, там территорию отдали застройщику уже в чистом виде. В других случаях застройщики делают биогазовую защиту домов: при строительстве фундаментов используется специальная изоляция, а вокруг дома устраивается песчаный кольцевой дренаж.

Обычно промзона принадлежала нескольким владельцам, с каждым из которых надо было договориться о выкупе, что чаще всего оказывалось невозможно. Только в 2017 году начал действовать закон «О комплексном развитии территорий», который позволяет отбирать участки у владельцев промзон, если они не занимаются их развитием. Сегодня одни эксперты говорят о том, что документ стал первой успешной инициативой в деле освоения этих территорий, другие считают, что он узаконил рейдерские захваты частного бизнеса.

Непростым и дорогостоящим оказался и перевод территорий в категорию, разрешающую жилищное строительство. А инженеры подчеркивают, что на месте бывших заводов осталась очень непростая земля с подземными котлованами и старыми коммуникациями, разработка которых ведет к дополнительным финансовым вложениям. Чего стоит один только ЗИЛ!

Во времена Великой Отечественной войны под заводом были построены огромные бомбоубежища и даже производственные цеха, которые уже много лет как заброшены. Теперь катакомбы пришлось разбирать и засыпать. Эти и многие другие проблемы приводят к тому, что недвижимость в промзонах может стать намного дороже, чем аналоги в обыкновенных районах города.

Подготовила

Наталья Пуртова.

Фото: ТАСС/М. Лысцева,

Агентство «Москва»/С. Киселев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.