Город
6310 | 0

Почему в Москве умирают газеты?

Почему в Москве умирают газеты?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Еще совсем недавно множество профессиональных экспертов утверждали, что в эпоху интернета газеты и журналы станут никому не нужными и исчезнут с прилавков. 

Их прогнозы не оправдались - печатная пресса выжила. Но беда пришла откуда не ждали. Газеты попали под административный каток.

ЛАРЬКИ НЕ ВПИСАЛИСЬ В НОВЫЙ ОБЛИК ГОРОДА

Когда-то купить любимую газету или журнал было проще простого. Киоски с логотипом «Пресса» на козырьке стояли на каждом углу, печать продавали в метро, и никому даже в голову не приходило мучиться размышлениями о том, где приобрести очередной свежий номер. Но пару лет назад исчезли газетные ларьки в метро, за ними закрылись павильоны на улицах, и теперь привыкшие к чтению москвичи вынуждены долго думать, где раздобыть нужное издание.

Исчезновение газетных киосков совпало с началом городской программы благоустройства улиц. Сегодня многие распространители соглашаются с тем, что разношерстные ларьки не вписывались в новый облик города. Но никто не понимает, зачем надо было их уничтожать? Тем более что вместе с киосками - самыми доступными для горожан и выгодными для бизнесменов точками сбыта печатной продукции - под угрозой оказалась и судьба множества изданий. Тех самых, что не получают многомиллионные дотации от государства, а живут за свой счет. Газеты и журналы, которые негде продавать, неизбежно погибнут.

Понимают ли это представители столичного правительства? Безусловно! Кому, как не им, знать, что рекламы, на которую раньше жили многие редакции, уже практически нет. Почта безбожно подняла цену на подписку, и теперь очень немногие читатели могут позволить себе такую роскошь. Только розница позволяла держаться печатной прессе на плаву. Чиновники много раз заявляли, что киосков в городе будет даже больше, чем раньше. Но только где они? В Ассоциации распространителей печатной продукции подсчитали, что в июле 2016 года в Москве насчитывалось только 1300 газетных киосков. Из них подключено к сетям и работает меньше 1000.

Профессиональное сообщество ищет свои варианты спасения отрасли. Не так давно Национальная ассоциация издателей (НАИ) предлагала сносить старые ларьки и ставить новые только после того, как будут выполнены условия предыдущих конкурсов. Только так можно предотвратить полный коллапс в отрасли. Но предложение повисло в воздухе.

Сегодня бизнесмены оказались в сложной ситуации: их заставили демонтировать старые киоски и увезти. А на их место город поставил новые торговые объекты и начал разыгрывать на конкурсах право их аренды. Киоски оказались очень дорогими, в месяц затраты на аренду превышают старые цены в несколько раз!

Но на этом проблемы предпринимателей не закончились. Даже выиграв конкурс, заплатив немалые деньги, они месяцами ждут возможности начать работу на новом месте: то киоски еще не подвезли, то не закончен монтаж торгового оборудования, а то и просто нет подключения к электросетям - торговать зимой в темноте и холоде невозможно! Хозяева киосков теряют и без того крошечную прибыль, издательства - тиражи, только представители власти спокойны: деньги за аренду они уже получили..

НЕВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

Журналисты «Мира Новостей» провели свой рейд в районе станции метро «Черкизовская». Каждое утро здесь столпотворение. На красной ветке традиционно ездят тысячи жителей Метрогородка и Богородского, а после открытия МЦК пассажиров стало еще больше. И если выйти на улицу из подземки, то становится ясно - купить прессу здесь невозможно.

Начинаем искать ближайший киоск. Кто-то из прохожих советует перейти через мост, добраться до Щелковского шоссе, пройти пару дворов - там вроде бы когда-то стоял газетный ларек. И когда мы уже отправляемся в указанном направлении, какой-то местный житель советует зайти в гипермаркет. Тот самый, что расположен прямо напротив метро. «Там точно газеты есть», - говорит он. Действительно, маленький стеллаж прямо около входа заполнен прессой. Целый ряд толстых кроссвордов, какие-то журналы про звезд и пара популярных городских изданий. Вот, пожалуй, и все!

Нет намека на киоски с печатью и у метро «Семеновская». Зато сразу около входа в подземку расположился огромный торговый центр, и мы сразу догадались, куда надо идти.

...Газеты и журналы встречают нас уже на первом этаже. Справа - кроссворды и сборники анекдотов. Чуть дальше - прилавок, где можно разжиться несколькими газетами про здоровый образ жизни. А где серьезная пресса? Продавщица пожимает плечами и советует идти на соседнюю улицу. Там вроде бы продают «Огонек».

Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин легко объясняет, почему нам пришлось потратить уйму времени, чтобы купить газеты и журналы.

«Мелкая розница мешает крупным торговым сетям. И крупные торговцы мотивируют местных чиновников (можно догадываться, какими способами) душить всю мелкую торговлю, чтобы покупатели шли в гипермаркеты», - утверждает он. К тому же киоски прессы низкорентабельны, и вымогать у владельцев взятки просто бесполезно. Что взять от бизнесмена, который едва умудряется выкраивать средства на крошечную зарплату киоскера?

«Малый бизнес уничтожают на корню. Почему? Для меня это непонятно. Предположим, что по идеологическим соображениям. Но ведь, по всем данным, до 80 процентов выходящей в России прессы, в основном газет, принадлежит государству, финансируется или местными органами, или ассоциируемыми предприятиями, которые входят в те или иные правительственные структуры. И при этом государство целенаправленно делает все для того, чтобы уничтожить свою же прессу посредством уничтожения пунктов ее продаж», - говорит председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.

Эксперты Фонда развития гражданского общества опубликовали прогноз развития традиционных медиа к 2020 году. Не исключено, что бумажные СМИ просто перестанут существовать, а те, что выживут, будут печатать исключительно рекламу или введут платный доступ к материалам своих сайтов.

Наталья Пуртова

Фото Ю. Третьяковой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.