Город
2884 | 0

На искусство надевают наручники

На искусство надевают наручники
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Тверской суд Москвы вынес приговор по делу музыканта Семена Лашкина. Виолончелист приговорен к штрафу за игру на инструменте в центре города. Таким образом, власти столицы признали, что не смогли самостоятельно решить проблему уличных исполнителей и вынуждены снова прибегать к помощи силовиков.

Семена Лашкина задержали на Никольской улице в тот момент, когда он завершал исполнение какой-то современной композиции. Поклонников такого стиля музыки оказалось немного. Прохожий Константин Хомченко снял на смартфон минуту видео с Лашкиным. На записи видно, что виолончелист играет в одиночестве. Это видео стало для музыканта главным доказательством его невиновности, но Тверской суд столицы, ничуть не смущаясь, оштрафовал парня на 10 тыс. руб. за организацию... несанкционированного массового мероприятия.

В июне 2015 года музыканты с Арбата стали главными героями городских новостей. Десятки телекамер снимали, как полицейские выхватывают у исполнителей гитары и барабанные палочки, заталкивают их в «воронки» или волокут в отделение. Проходило действо с подачи местных жителей, по жалобам которых и происходило задержание. Правда, в разговоре с журналистами старушки-активистки не смогли назвать ни одного прилегающего к Арбату переулка, что совсем невозможно для обитателей этого элитного района, а на вопрос, где же «пострадавшие» живут, отказывались отвечать.

Напомним. Зимой департамент культуры объявил о проведении конкурса среди уличных музыкантов. Лучшим из них обещали выделить места для законного исполнения своих произведений. Был назначен некий продюсерский центр, призванный оценить мастерство коллективов. Места для выступлений им действительно выделили, но они оказались настоящими «медвежьими углами» в парках столицы. Зрителей, а значит, и заработка здесь нет.

Парк «Сокольники». Четверг, вечер. На одном из лучевых просеков играет девушка-скрипачка. Екатерина прошла то самое официальное прослушивание. «В парках очень невыгодно работать. Здесь большая территория, люди рассеиваются по аллеям, а в будние дни посетителей мало. Сюда приходят или жители окрестностей, или мамы с колясками, и денег они жертвуют немного. Доход приносят туристы, а их здесь нет», - говорит Екатерина. За те три часа, что ей разрешено выступать на тенистом просеке парка, девушка заработала чуть больше 300 рублей. Диски с записями своей музыки продавать запрещено. Поменять место на выгодное не разрешают. «Думаю, сюда больше не приду», - говорит скрипачка.

Правила разрешают чиновникам диктовать исполнителям репертуар. Например, в саду «Эрмитаж» они должны играть только классику, а на Поклонной горе петь исключительно патриотические песни. При этом чиновники не могут не знать, что люди, выступающие на улице, чаще всего заточены под джаз, рок, фолк и другие, не вписывающиеся в официальную концепцию жанры. Музыканты говорят, что такими мерами их выдавливают с улиц.

«Я 54 года на сцене, но такого маразма не было даже при социализме. Да, в ресторанах музыканты заполняли «рапортички», был процент советских и иностранных песен, был даже регламент на то, сколько тактов вступления или проигрыша можно не играть. Но там была официальная зарплата, тепло, красота, уют и комната для отдыха. А сейчас с нас требуют заявки, репертуар, заставляют играть бесплатно на мероприятиях. Вы посмотрите, какие места для игры в парках они предоставили! В некоторых не ступала нога человека. Не факт, что музыканты заработают в этот день на проезд до дома. Успех зависит от времени суток, от температуры воздуха. Шок у меня вызвали правила парка Горького, где отнимут у тебя заявку за то, что ты не вышел на свою бесплатную работу в отведенное тебе «стойло» целых пять дней, хотя все пять дней с утра до вечера лил холодный дождь», - возмущается музыкант Руслан Беликов.

У выгнанных с Арбата опытных музыкантов есть свои правила, которые плохо вписываются в официальный договор. Так, никогда не следует играть чаще одного раза в неделю в одном и том же месте - можно надоесть местным жителям и продавцам торговых точек, да и люди, живущие и работающие в районе, каждый день не будут платить.

Территориальные проблемы музыканты давно решают мирным путем. «Когда места для игры ограничены, а музыкантов много, в какой-то момент мы говорим: «Слушай, Вася, давай я здесь буду в понедельник играть, а ты - во вторник». Двое договорились, но появляется третий. И ему приходится объяснять: мы с Васей здесь играем по таким-то дням, возьми себе другой день. Это просто для самоорганизации, чтобы не кататься туда-сюда зря», - делится человек-оркестр Михаил Каретко.

Так почему эти люди в глазах чиновников и полицейских оказались ярыми нарушителями порядка?

«За последние три года меня задерживали столько раз, сколько не было за все предыдущие 26 лет, что я играю на улице. И не только меня. Начали хватать музыкантов одного за другим. Обычно нас привозят в ОВД «Китай-город». Конфисковывают инструмент, выписывают повестку в суд. А когда начали штамповать нам приговоры по политической статье об «организации массовых мероприятий», мы из музыкантов фактически стали политическими активистами», - возмущается джазмен Олег Мокряков. Его коллеги тоже недовольны, но каждый день выходят на старые места в центре города. Арестуют их за это или нет, зависит от везения и профессионального опыта - в наше время знание о том, как избежать встречи с полицией, ценится не меньше, чем владение сложной партитурой.

Наталья Пуртова

Фото КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.