Общественные и социальные новости
4439 | 0

Дорога к бедам

Дорога к бедам
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В начале июня москвичи вышли на митинг против строительства дороги, которая, по их мнению, убьет район Раменки. Школы и детские сады окажутся за высоким пластиковым экраном, инвалидам будет отрезан путь в парк со специальными площадками, а пациентам - в детскую и взрослую поликлиники...

Те, кто ничего не знал о баталиях из-за проектируемого проезда №3538 (магистрали на земельном участке от Мичуринского проспекта до Никулинского суда) и пришел на митинг в Раменки, поначалу не могли сдержать улыбок. Малышня с плакатами «Даешь закон!» и «Земля для детей», женщины с колясками и транспарантами «Нет дороге-убийце». Из динамиков грохочет: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога». Вместо неизменных участников уличных акций - случайных зевак и вечных борцов за все и со всем - люди с внешностью университетских преподавателей. Сотрудники вузов, юристы, социологи, финансисты... Это каким же должен быть повод для протеста?

Нет, к политике мероприятие не имело ни малейшего отношения - жители защищали свой район. В очередной раз пытались доказать градоначальникам, что они обязаны соблюдать законы и не имеют права пренебрегать интересами горожан ради денег.

ВСЕ ПРОЙДЕТ. А ПЛАН ОСТАНЕТСЯ

Раменки с его населением и Департамент строительства г. Москвы с его чиновниками не находят взаимопонимания с 1998 года.

«Короткая предыстория: лет тридцать назад в столице был разработан план застройки района. Проектировщики обозначили на карте самые разные объекты, провели красные линии - магистрали, - ввела меня в курс дела одна из участниц акции Татьяна Ломова. - За годы многое изменилось: время внесло свои коррективы, от прежних планов ничего не осталось. Ничего, кроме красных линий. В 1998-м власти заговорили о строительстве проезда и свежих проектных работах - люди подняли шум».

В 2001-м состоялась конференция граждан - чиновники отступили. В 2007-м в Раменки приехали строители - местные жители дозвонились до Любови Кезиной, руководившей тогда московским образованием, подробно объяснили ей, чем дорога угрожает ближайшим детским садам и школам, Кезина сделала все, чтобы закрыть проект.

В 2011 году проблема вернулась, к 2015-му приняла совершенно новый оборот. Людей уже никто не слушает, решения принимаются без них, контракт о строительстве дороги заключается с нарушениями российского законодательства, коллективные письма горожан выбрасываются в корзину.

И они обращаются в прокуратуру: «В 2014 году Департаментом строительства Москвы выпущен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), за счет бюджетных средств в размере 50 млн рублей осуществлено проектирование проезда №3538. В мае 2015-го заключен государственный контракт на строительство первого этапа линейного объекта на сумму 342 635 000 рублей, а Департаментом конкурентной политики объявлен конкурс на строительство второго этапа с первоначальной ценой размещения контракта 721 790 870 рублей. Перечисленные действия противоречат статье 48 Градостроительного кодекса РФ - подготовка проектной документации линейного объекта должна осуществляться на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а не на основании ГПЗУ. Кроме того, 20 марта 2011 года вступил в силу закон №41-ФЗ - законодательством не предусматривается возможность подготовки и утверждения ГПЗУ, предназначенного для размещения линейного объекта, а предусматривается подготовка и разработка проектов планировки и межевания территории».

Министерство регионального развития Российской Федерации разжевало это положение органам исполнительной власти регионов в письме от 6 июня 2011 года №14652-АВ/02. Однако Департамент строительства г. Москвы его проигнорировал.

В другом письме (от 24 февраля 2015 года) другое ведомство - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - тоже указало на недопустимость проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию линейных объектов на основании ГПЗУ в отсутствие проектов планировки и межевания территории. И это не повлияло на московских чиновников. Скандальный проект реализуется. А чтобы избежать общественного обсуждения государственной закупки на сумму свыше 1 млрд рублей, Департамент строительства разделил проектную документацию единого линейного объекта на два этапа и осуществил прохождение экспертизы не в отношении всего объекта, а двух этапов его строительства. Какая изобретательность!

ДЕТКИ В ПРОЗРАЧНОЙ КЛЕТКЕ

Пока на улице Раменки шел митинг, я общалась с участниками акции. Исключая «лирику», охи-ахи по поводу бездушия чиновников, они говорили о самом главном.

«Нарушены законы и права жителей района, бездумно используются средства Москвы, превышающие предельные лимиты бюджетных ассигнований на кризисный 2015 год, - возмущалась депутат муниципального округа Раменки, юрист Марина Ивлева. - Чиновникам наплевать на жизнь и здоровье детей и взрослых. Проезд №3538 будет магистралью для движения всех видов транспорта. Никаких подземных переходов в проекте нет. Дорога вплотную подойдет к трем школам и пяти детским садам, один из которых инклюзивного типа. Авторы проекта собираются возвести рядом с ними прозрачный экран высотой четыре метра - поместить ребят за пластик. Таких нет даже на МКАДе. В своде правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» определено, что участки детских дошкольных учреждений не должны примыкать к магистральным улицам, а в требованиях СанПиН подчеркивается: их надо размещать на территориях, «удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние не менее 25 метров». В нашем случае школы и сады окажутся у обочины».

«Выбранный участок неблагополучен с геофизической точки зрения - состав почвы не идеален для строительства дороги. Проезд изменит инфраструктуру района, многие люди окажутся в изоляции - для бабушек и дедушек, женщин с грудными детьми, колясочников переход через дорогу станет проблемой, - подключается к беседе местная жительница, социолог по образованию Ксения Мамина. - Из-за нежелания власти идти на контакт, прислушиваться к рассудочным доводам людей в районе растет уровень социального напряжения. Мы ведем борьбу с департаментами несколько лет. И я думала, мы одни такие. А сегодня, когда отпрашивалась с работы на митинг, столько от коллег узнала. Вся столица перерыта».

О КРОТАХ И КЛАДОИСКАТЕЛЯХ

Наверное, с высоты птичьего полета современная Москва похожа на вскрытые кольцевые галереи кротов или на фронтовые окопы и траншеи. Мне не надо далеко ходить за примером: третий год рядом с собственным домом строители расширяют дорогу на улице Большой Академической. Дети больше не гуляют в парке - к нему не подойти, не купаются в ближайшем пруду - все, это теперь болото.

Каждый день люди ищут автобусные остановки - их переносят. Старики, как на Монблан, взбираются на временную лестницу-мост, чтобы перейти на другую сторону трассы. Через свежевырытые ямы строители-приезжие из южных республик перебрасывают доски и часами на них загорают. Пешеходы и водители плюнули на правила движения и перемещаются между канавами и строительными вагончиками по никому не ведомым законам.

Дома утопают в пыли. Деревья чахнут. Народ звереет от дискомфорта. На ухабах и выбоинах вспоминает мэра Москвы и его замов. Пишет им письма, звонит, зовет в гости, но не так интеллигентно, как жители района Раменки.

Может, Департамент строительства клады ищет? А что, ситуация в экономике сложная, денег мало...

«В нашем районе чиновникам нужно другое. Сначала широкая магистраль была запланирована как подъездной путь к домам, которые предполагалось возводить на нынешней территории парка. Но проект отменили, дома не построили, - рассуждают москвичи. - Теперь рядом с МГУ они собираются возводить технопарк и элитное жилье. Проезд №3538 обеспечит подъезд к новой застройке. И неважно, что соседство с трассой чревато для людей онкологическими и другими заболеваниями, не имеют значения ни экология, ни социальные проблемы, ведь на кону более миллиарда рублей».

Анна Бессарабова,

фото автора

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.