Общественные и социальные новости
2067 | 0

Чужих детей не бывает

Чужих детей не бывает
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

1 июня в России отметили День защиты детей. А защищать их в нашей стране, увы, есть от чего. Сиротство, суициды, наркомания, нехватка детских садов...

Нерешенных детских проблем у нас так много, что возникает вопрос: есть ли вообще на Руси место, где детям жить хорошо? Где все они просто счастливы таким естественным детским счастьем, когда «только небо, только ветер, только радость впереди», а взрослые умеют успешно решать любые их проблемы? Корреспонденту «МН» удалось найти такое поразительное место. Называется оно сообщество приемных родителей «Китеж» и находится в калужских лесах...

ЛЕСНАЯ СКАЗКА

Деревянные домики с раскрашенными ставнями утопают в кустах сирени и жасмина. На окнах разгоняют мух хвостами ленивые коты. По длинным аллеям, украшенным мосточками и лавками, носятся дети на разноцветных велосипедах. А на просторных детских площадках в облаках цветов и бабочек не умолкает радостный гомон птиц и малышни.

В спрятанном в густых лесах с грибами и ягодами, зверями и птицами поселке вообще нет ни охраны, ни даже забора. И за двадцать лет на него ни разу не напали ни волки, ни бомжи. В уютных деревянных домиках живут семьи - все многодетные, но сытые-одетые. У каждой семьи - свой дом. В доме - мама и папа. И папы играют с детьми, а не лежат на диване после работы с пивом в руках у телевизора. Тут вообще нет ни пива, ни телевизоров. Нет очередей ни к педиатру, ни в детский сад - а он есть! И фантастика: нет ни одного бюрократа: единственный чиновник в поселке - директор школы. А, кстати, насчет школы - в нее вообще ходить не надо!

- Знаете, в какой-то момент мы подумали и решили, раз у нас тут все учителя, пусть и классы будут прямо в домах. Надо на урок математики - идешь в гости в соседний дом, где учитель живет. А если твоя мама учитель, вообще из дома выходить не надо. Например, мои дети на уроки русского языка, литературы просто ходят в соседнюю комнату, - объясняет учитель русского языка и литературы Китежа Анастасия Васькина, которая для меня проводит экскурсию по поселку.

Я смотрю на белокурую хрупкую Анастасию: передо мной похожая на ангела 24-летняя девушка, которая воспитывает... пятерых детей!

ОНИ ЖЕ РОДИТЕЛИ

Возникновение Китежа в калужских лесах само по себе похоже на сказку. Когда-то давно, в перестройку, на радио «Маяк» работал популярный журналист Дмитрий Морозов. И вот однажды этот человек почувствовал, что ему уже 33 года, а он еще никого не спас. И понял, кого надо спасать, - детей. В этот момент и родилась идея постройки Китежа - города для сирот. Каким-то чудом чиновники расщедрились и «подарили» ему... дикое поле в 100 гектаров под Калугой рядом с умирающей деревней Чумазово, народонаселением которой на тот момент была одна баба Катя. Энтузиаст, подкрепленный верой в себя и несколькими международными марафонами, которые в его поддержку провели коллеги с радио и телевидения, тут же, зимой, выехал на место - в чистое поле. И... оказался на нем один.

- Я учился пилить доски, крыть крышу, ставить крыльцо. По вечерам ходил на свою землю, в поле, - теперь вспоминает Дмитрий.

Некоторое время спустя к нему подтянулись соратники. Вместе по книжкам учились строить дома. И в 1993 году уже официально появилось некоммерческое партнерство приемных семей «Община «Китеж» - рукодельный деревянный город среди леса, со своей церковью, клубом, фермой и детсадом, а главное, с совершенно уникальным укладом. Все семьи тут многодетные, причем родители в них воспитывают одновременно и приемных, и родных, и гостящих детей. Они же, родители, являются школьными учителями совершенно официальной Китежской средней общеобразовательной школы. А управляют Китежем все вместе - собранием всех членов сообщества и педагогическим советом.

Утопия, да и только. Но и правда. Достаточно взглянуть на досье взрослых обитателей Китежа. Директор местной школы Максим - психолог и художник. Завуч Роман - проектировщик и администратор. Учительница русского Евгения - экономист и режиссер. Биолог Сергей - водитель и доктор. Воспитательница детского сада Наталья - арт-терапевт и танцовщица. Математик Сергей профессионально занимается компьютерами и водит детей в военные экспедиции - оно понятно, ведь он прошел Чечню! Да и создатель Китежа Дмитрий Морозов по-прежнему здесь. Кстати, теперь энтузиаст кавалер ордена Почета - проведенную за 20 лет работу Китежа и ее социальные и научные плоды в результате признали на самом высшем уровне.

СЕГОДНЯ Я СЫГРАЮ БЕЛЫМИ

- За время существования Китежа нам пришлось повидать разное, - вздыхает проработавший много лет директором сообщества Сергей Хлопенов, тот самый учитель математики, прошедший Чечню, после чего, казалось бы, удивляться человеку уже нечему. - Дети, изнасилованные родителями в возрасте пяти-семи лет. Дети, которые вынуждены были побираться, чтобы кормить своих умирающих с голоду пьяных родителей. Дети, которые от голода ели угли. А в одном детском доме нас попросили забрать девочку со словами: «Иначе не выжить ей, затравят». Оказалось, она мулатка. Конечно, все они не простые, у каждого своя боль и к каждому свой путь.

Результат поиска этих путей - многочисленные психолого-педагогические методики, которые родились и используются в Китеже. Например, уникальное Конструкторское Бюро Ролевых Игр, которые китежане регулярно проводят под руководством его создателя, психолога и, конечно, учителя истории Ивана Назарова. Или театральная студия, которой руководит профессиональный режиссер и, конечно, учитель русского языка Евгения. Кстати, она - жена Сергея и сейчас беременна первым ребенком, который в этой семье будет родным, а не приемным. Так уж тут повелось, что родные дети в китежских семьях чаще всего рождаются уже потом, после того как родными стали трое-четверо приемных.

Благодаря возникновению множества уникальных педагогических методик в Китеже появилась и еще одна категория детей. Это ребята из обычных семей, которых родители привозят сюда на время.

- Часто получается, что по какой-то причине родители теряют контакт с ребенком, - продолжает Сергей. - Случаев много. Компьютерная зависимость, плохая компания, просто непонимание в семье. Мы заключаем договор, и ребенок остается у нас. Ну а тут в здоровой во всех отношениях среде любой ребенок начинает выправляться, постепенно раскрываясь и обретая уверенность в себе.

ФОРМУЛА ЛЮБВИ

Здоровая среда - это то, что часто приходит на ум во время пребывания в Китеже. В уютных домах, где живут семьи, нет телевизоров и компьютеров. Зато в каждом есть гитара, цветы, кот или собака, а стены украшают детские рисунки, поделки и семейные портреты. Нет айфонов, ноутбуков и гламурной одежды. Зато есть приветливые лица - все улыбаются так, как будто заждались, когда ты к ним уже приедешь. Нет пива и чипсов, зато есть грибы и ягоды, которые собирают в лесу, и рыба, которую ловят в местных реках и озерах. И, кстати, вот этот вопрос заинтересовал меня особо: ведь любовь - это хорошо, но ею сыт не будешь.

- Так мы же все приемные родители! Дети оформлены официально, на каждого из них государство платит пособие, - объясняет куратор социальных контактов Китежа и, конечно, учитель английского языка Анастасия Васькина. - Плюс наша учительская зарплата. Все это мы «сбрасываем» в общий бюджет, которого хватает на самое необходимое, а питаемся мы все в общей столовой. Плюс у нас есть своя ферма, и одна из семей - фермеры, которые снабжают весь Китеж домашними молоком, творогом и сметаной. Есть коровы, есть теплицы, где выращиваем овощи. Доход приносят договорные отношения с теми семьями, которые отправляют к нам детей на учебу, - а таких запросов много, ведь образование в нашей школе считается очень хорошим.

Все выпускники Китежа без проблем поступают в престижные вузы.

- Кроме того, у каждой из семей есть какой-то свой доход. Например, семья живет здесь, а их городская квартира сдается, - продолжает Анастасия. - Но вообще деньги... К ним мы относимся так: счастье - это не когда много, а когда на все хватает.

Марина Алексеева

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.